Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10
Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26
Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45
Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………
Таким образом, союзный договор является не международным договором, а одним из учредительных документов конфедерации. По своей юридической силе он не превосходит конституций государств, соединившихся в конфедерацию. Поэтому юридической основой конфедерации следует считать не союзно-договорные, а конституционные нормы.
Основой единства конституционной системы конфедерации являются совпавшие конституционные нормы ее субъектов. Такое совпадение может возникнуть как в результате исполнения союзного договора, так и в результате бездоговорного совпадения.
Конфедерация не подчинена международному праву, а конфедеральное право внешне может считаться разновидностью государственного права, т.к. отличается от последнего лишь спецификой формирования сферы своего действия.
Глава III
Правосубъектность конфедераций в современном международном праве
3.1. Проблемы международной правосубъектности
Как докладчик курсовой работы хочу рассмотреть правосубъектность на примере таких государств как Россия и Беларусь.
В настоящее время руководители
Республики Беларусь и Российской Федерации
заняты поисками модели интеграции, которая
была бы способна обеспечить максимальный
уровень сближения и единения
двух стран без ущерба для их государственного
суверенитета и международной
Нам представляется, что для решения данной проблемы прежде всего необходимо тщательным образом изучить и использовать имеющийся опыт создания различных межгосударственных объединений, а также определиться с конечной целью интеграционных усилий, для чего, очевидно, потребуется выяснить юридическую природу такого понятия, как союзное государство.
Строго говоря, союзное государство не что иное, как федерация. А это означает, что: 1) в таком формировании так называемая "компетенция компетенции", т. е. право своим односторонним решением перераспределять полномочия между органами Союза и государств-членов, принадлежит союзному Центру; 2) существует запрещение "сецессии" государств-членов, т. е. права на свободный выход из Союза, выход в одностороннем порядке; 3) устанавливается ограниченный уровень международной правосубъектности, на основе которого реализуется в весьма незначительном объеме внешнеполитическая компетенция правительственных учреждений членов федерации, т. е. допускается такая внешнеполитическая активность государств-членов, которая время от времени проявляется у отдельных швейцарских кантонов, канадских провинций и т. п. Словом, все тот же новоогаревский вариант "в случае коллизии между международными обязательствами Союза и союзной республики преимущественную силу имеют обязательства Союза".
25 декабря 1998 г. в московском Кремле президенты Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, в которой поставлена задача "продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств участников Союза". В Совместном заявлении, подписанном двумя президентами в тот же день, отмечается, что и после создания в 1999 г. Союзного государства "Беларусь и Россия остаются суверенными и полноправными членами международного сообщества, сохраняют все права и обязательства по международным договорам, участниками которых они являются".
Что все это должно означать? О каком Союзном государстве идет речь? Иными словами: предполагается создание федерации или конфедерации?
Нам представляется, что речь идет все же о создании конфедерации. Во-первых, для конфедераций характерно безоговорочное сохранение национального (государственного) суверенитета каждого государства-участника. Во-вторых, именно государства члены конфедеративного Союза государств остаются после создания конфедерации "суверенными и полноправными членами международного сообщества государств"36. В-третьих, поскольку в Совместном заявлении от 25 декабря 1998 г. говорится и о том, что Беларусь и Россия "сохраняют все права и обязательства по международным договорам, участниками которых они являются", то можно с уверенностью предположить, что стороны не имеют в виду использование механизма, предусмотренного на случай объединения государств в статьях 31-33 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г.37, а это означает, что предполагается достичь лишь той степени объединения государств, которая характерна для конфедераций.
Разумеется, на пути к конфедерации придется преодолеть ряд сложностей, связанных с почти полным отсутствием современных прецедентов. В XX в. на земном шаре не существовало конфедераций "в чистом виде". Можно лишь предположить всю сложность предстоящих усилий по преодолению двух крайностей опасности скорого распада проектируемой конфедерации или в достаточной мере продолжительного процесса38 трансформации конфедеративного союза государств в федеративное союзное государство. Движение в последнем направлении может быть обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, среди которых прежде всего отметим уже упоминавшуюся несоразмерность объединяющихся государств, а также то обстоятельство, что один из субъектов, входящих в новое государственное образование, Россия сама по себе является союзным, федеративным государством. Наличие у России наряду с субъектами внутренними внешнего субъекта федерации, если все же речь на каком-то этапе пойдет об объединении Республики Беларусь и Российской Федерации именно в федерацию, создаст для России трудноразрешимые проблемы, о чем мы уже указывали в одной из наших публикаций39.
В документах, подписанных
в Москве 25 декабря 1998 г., говорится
о стремлении двух стран
Нельзя не отметить, что
перспективы белорусско-
В течение длительного времени в работах советских ученых-правоведов господствовал единый и достаточно жесткий подход к определению сущности федерации как формы государственного устройства, а также к вопросу о целесообразности создания федеративных государств в тех или иных геополитических условиях. Как правило, в своих суждениях по данным вопросам советские авторы отталкивались от известных высказываний Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которых демонстрировалось принципиально негативное отношение к федеративному устройству. В то же время в советской юридической литературе отмечалась эволюция взглядов В. И. Ленина, который, поддерживая отрицательное отношение своих учителей к федерации как к таковой, признавал допустимость федеративной формы построения государства в качестве инструмента, обеспечивающего решение национального вопроса40.
Между тем в наши дни нельзя не заметить, что то, что казалось вполне очевидным в начале XX в., в конце столетия воспринимается несколько в ином свете. Опыт последних десятилетий свидетельствует, что именно федерации, созданные с целью реализации права наций на самоопределение, федерации, построенные по национальному признаку, оказываются неустойчивыми, склонными к распаду. Федерации же, базирующиеся на стремлении лишь обеспечить оптимальную сочетаемость общенациональных и местных интересов в рамках относительно однородных в этническом отношении территорий, оказываются устойчивыми, стабильными и процветающими. Это обстоятельство, как нам кажется, ныне нельзя не учитывать при выборе формы государственного устройства, к достижению которой следует стремиться в процессе интеграции.
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе
Европейский Союз (ЕС)41 сегодня – это 27 стран Европы, добровольно объединившихся, передавших часть полномочий общим органам власти и установивших единые правила в области экономики, торговли, социальной политики, охраны окружающей среды и других сферах. Все важнейшие решения в Европейском Союзе принимает Совет ЕС, куда входят министры стран-участников ЕС. Свои законодательные полномочия Совет ЕС делит с Европейским парламентом. Решения их выполняют все страны, в том числе те, представители которых голосовали против. Исполнительный орган Европейского Союза – Европейская Комиссия.
При этом ЕС – это не государство и не конфедерация, а уникальная структура, которая не имеет аналогов.
Одним из важнейших достижений ЕС является единый внутренний рынок, который обеспечивает свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов. Граждане ЕС могут свободно жить, работать, учиться, получать социальные пособия в любой стране Союза. (Не правда ли, звучит до боли знакомо: «Союз», но теперь это не про нас, а про европейцев.)
В 13 странах ЕС с 2002 года в обращении находится единая европейская валюта – евро. Еще 11 государств планируют войти в зону евро. Великобритания, Дания и Швеция пока намерены сохранить у себя национальные валюты.
Из истории вопроса:
Главной движущей силой для
создания Европейского Союза стало
желание европейских стран
В 1995 году к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Самое масштабное пополнение в ЕС произошло в 2004 году, когда в его состав вошли сразу десять стран Центральной и Восточной Европы. В 2007 году число стран-участников Европейского Союза достигло 27.
Главной опорой ЕС по-прежнему является экономическая интеграция. Но со времени создания Европейского Союза его деятельность вышла за рамки чисто экономических вопросов. Страны ЕС по многим вопросам проводят общую европейскую политику, тесно сотрудничают в области внутренних дел и юстиции.
Общая внешняя политика и политика безопасности:
Относится к сфере межгосударственного сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все области внешней политики и политики безопасности...».
Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским договором 1957. Они носили декларативный характер и сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими колониальными странами и желание обеспечения их процветания в соответствии с принципами Устава ООН; призыву к другим европейским народам к участию в европейской интеграции.
В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении полномочий между национальными правительствами и руководящими органами Сообщества.
Компромиссное решение было найдено лишь в конце 1980-х. Принятый в 1987 Единый европейский акт включил раздел Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики, означавшим включение внешнеполитической сферы в договорное право Сообщества. ЕЕА обязал председательствующее в Совете ЕС государство и Комиссию учитывать при выработке внешней политики Европейских Сообществ решения, выработанные в рамках ЕПС. Механизм ЕПС на этом этапе был усилен. Его полноправным участником стала Комиссия ЕС, а количество ежегодных встреч министров иностранных дел было увеличено с двух до четырех.
Тема военно-политического сотрудничества получила продолжение в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском договоре 1992. Она включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны» (ст. В.).
Среди основных целей ОВПБ были названы:
Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования