Конфедерация и другие межгосударственные образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10

Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26

Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45

Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Конфедерация.docx

— 179.87 Кб (Скачать документ)

Таким образом, союзный договор является не международным договором, а одним из учредительных документов конфедерации. По своей юридической силе он не превосходит конституций государств, соединившихся в конфедерацию. Поэтому юридической основой конфедерации следует считать не союзно-договорные, а конституционные нормы.

Основой единства конституционной  системы конфедерации являются совпавшие  конституционные нормы ее субъектов. Такое совпадение может возникнуть как в результате исполнения союзного договора, так и в результате бездоговорного совпадения.

Конфедерация не подчинена  международному праву, а конфедеральное право внешне может считаться разновидностью государственного права, т.к. отличается от последнего лишь спецификой формирования сферы своего действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Правосубъектность конфедераций в современном международном  праве

3.1. Проблемы международной  правосубъектности

 

Как докладчик курсовой работы хочу рассмотреть правосубъектность  на примере таких государств как  Россия и Беларусь.

В настоящее время руководители Республики Беларусь и Российской Федерации  заняты поисками модели интеграции, которая  была бы способна обеспечить максимальный уровень сближения и единения двух стран без ущерба для их государственного суверенитета и международной правосубъектности.

Нам представляется, что  для решения данной проблемы прежде всего необходимо тщательным образом  изучить и использовать имеющийся  опыт создания различных межгосударственных объединений, а также определиться с конечной целью интеграционных усилий, для чего, очевидно, потребуется выяснить юридическую природу такого понятия, как союзное государство.

Строго говоря, союзное государство не что иное, как федерация. А это означает, что: 1) в таком формировании так называемая "компетенция компетенции", т. е. право своим односторонним решением перераспределять полномочия между органами Союза и государств-членов, принадлежит союзному Центру; 2) существует запрещение "сецессии" государств-членов, т. е. права на свободный выход из Союза, выход в одностороннем порядке; 3) устанавливается ограниченный уровень международной правосубъектности, на основе которого реализуется в весьма незначительном объеме внешнеполитическая компетенция правительственных учреждений членов федерации, т. е. допускается такая внешнеполитическая активность государств-членов, которая время от времени проявляется у отдельных швейцарских кантонов, канадских провинций и т. п. Словом, все тот же новоогаревский вариант "в случае коллизии между международными обязательствами Союза и союзной республики преимущественную силу имеют обязательства Союза".

25 декабря 1998 г. в московском  Кремле президенты Республики  Беларусь А. Г. Лукашенко и Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, в которой поставлена задача "продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств участников Союза". В Совместном заявлении, подписанном двумя президентами в тот же день, отмечается, что и после создания в 1999 г. Союзного государства "Беларусь и Россия остаются суверенными и полноправными членами международного сообщества, сохраняют все права и обязательства по международным договорам, участниками которых они являются".

Что все это должно означать? О каком Союзном государстве  идет речь? Иными словами: предполагается создание федерации или конфедерации?

Нам представляется, что  речь идет все же о создании конфедерации. Во-первых, для конфедераций характерно безоговорочное сохранение национального (государственного) суверенитета каждого государства-участника. Во-вторых, именно государства члены конфедеративного Союза государств остаются после создания конфедерации "суверенными и полноправными членами международного сообщества государств"36. В-третьих, поскольку в Совместном заявлении от 25 декабря 1998 г. говорится и о том, что Беларусь и Россия "сохраняют все права и обязательства по международным договорам, участниками которых они являются", то можно с уверенностью предположить, что стороны не имеют в виду использование механизма, предусмотренного на случай объединения государств в статьях 31-33 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г.37, а это означает, что предполагается достичь лишь той степени объединения государств, которая характерна для конфедераций.

Разумеется, на пути к конфедерации придется преодолеть ряд сложностей, связанных с почти полным отсутствием современных прецедентов. В XX в. на земном шаре не существовало конфедераций "в чистом виде". Можно лишь предположить всю сложность предстоящих усилий по преодолению двух крайностей опасности скорого распада проектируемой конфедерации или в достаточной мере продолжительного процесса38 трансформации конфедеративного союза государств в федеративное союзное государство. Движение в последнем направлении может быть обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, среди которых прежде всего отметим уже упоминавшуюся несоразмерность объединяющихся государств, а также то обстоятельство, что один из субъектов, входящих в новое государственное образование, Россия сама по себе является союзным, федеративным государством. Наличие у России наряду с субъектами внутренними внешнего субъекта федерации, если все же речь на каком-то этапе пойдет об объединении Республики Беларусь и Российской Федерации именно в федерацию, создаст для России трудноразрешимые проблемы, о чем мы уже указывали в одной из наших публикаций39.

 В документах, подписанных  в Москве 25 декабря 1998 г., говорится  о стремлении двух стран делегировать  создаваемому союзному Центру "широкие полномочия в социально-экономической области, в сфере внешней политики, обеспечения обороны и безопасности" с целью объединения усилий двух стран и народов "для эффективного ответа на вызовы XXI века". Поставленная задача вполне может быть достигнута посредством наделения создаваемой конфедерации "широкими полномочиями" на уровне разумной достаточности с учетом тех функций, которые присущи подобного рода межгосударственным объединениям.

Нельзя не отметить, что  перспективы белорусско-российской интеграции на политическом, межгосударственном уровне во многом определяются степенью успешности процесса реформирования отношений между субъектами Российской Федерации.

В течение длительного  времени в работах советских  ученых-правоведов господствовал единый и достаточно жесткий подход к  определению сущности федерации как формы государственного устройства, а также к вопросу о целесообразности создания федеративных государств в тех или иных геополитических условиях. Как правило, в своих суждениях по данным вопросам советские авторы отталкивались от известных высказываний Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которых демонстрировалось принципиально негативное отношение к федеративному устройству. В то же время в советской юридической литературе отмечалась эволюция взглядов В. И. Ленина, который, поддерживая отрицательное отношение своих учителей к федерации как к таковой, признавал допустимость федеративной формы построения государства в качестве инструмента, обеспечивающего решение национального вопроса40.

Между тем в наши дни  нельзя не заметить, что то, что казалось вполне очевидным в начале XX в., в конце столетия воспринимается несколько в ином свете. Опыт последних десятилетий свидетельствует, что именно федерации, созданные с целью реализации права наций на самоопределение, федерации, построенные по национальному признаку, оказываются неустойчивыми, склонными к распаду. Федерации же, базирующиеся на стремлении лишь обеспечить оптимальную сочетаемость общенациональных и местных интересов в рамках относительно однородных в этническом отношении территорий, оказываются устойчивыми, стабильными и процветающими. Это обстоятельство, как нам кажется, ныне нельзя не учитывать при выборе формы государственного устройства, к достижению которой следует стремиться в процессе интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе

 

Европейский Союз (ЕС)41 сегодня – это 27 стран Европы, добровольно объединившихся, передавших часть полномочий общим органам власти и установивших единые правила в области экономики, торговли, социальной политики, охраны окружающей среды и других сферах. Все важнейшие решения в Европейском Союзе принимает Совет ЕС, куда входят министры стран-участников ЕС. Свои законодательные полномочия Совет ЕС делит с Европейским парламентом. Решения их выполняют все страны, в том числе те, представители которых голосовали против. Исполнительный орган Европейского Союза – Европейская Комиссия.

При этом ЕС – это не государство  и не конфедерация, а уникальная структура, которая не имеет аналогов.

Одним из важнейших достижений ЕС является единый внутренний рынок, который обеспечивает свободное  перемещение людей, товаров, услуг  и капиталов. Граждане ЕС могут свободно жить, работать, учиться, получать социальные пособия в любой стране Союза. (Не правда ли, звучит до боли знакомо: «Союз», но теперь это не про нас, а про европейцев.)

В 13 странах ЕС с 2002 года в  обращении находится единая европейская валюта – евро. Еще 11 государств планируют войти в зону евро. Великобритания, Дания и Швеция пока намерены сохранить у себя национальные валюты.

Из истории вопроса:

Главной движущей силой для  создания Европейского Союза стало  желание европейских стран преодолеть последствия Второй мировой войны, которая привела страны Европы к  разрозненности и утере лидирующего  положения в мире. Начало объединению Европы положило создание в 1952 году шестью государствами – Бельгией, Германией, Италией, Люксембургом, Нидерландами и Францией – Европейского объединения угля и стали. По словам Ольги Буториной, советника ректора МГИМО, вкратце напомнившей историю создания ЕС, этот договор делал невозможным производство военной техники в одной из стран Европы, таким образом европейские государства отказывались от военного пути развития. Пять лет спустя в Риме представителями этих стран был подписан договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), создавший общее экономическое поле для дальнейшей интеграции. Была сформирована общеевропейская сельскохозяйственная политика, позволившая Европе добиться самообеспечения зерном. Следующим шагом стал таможенный союз, вводивший свободное движение товаров. В 1973 году в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году присоединилась Греция, в 1986 – Испания и Португалия. В 1991 году Маастрихтским договором было провозглашено создание Европейского Союза.

В 1995 году к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Самое  масштабное пополнение в ЕС произошло  в 2004 году, когда в его состав вошли сразу десять стран Центральной и Восточной Европы. В 2007 году число стран-участников Европейского Союза достигло 27.

Главной опорой ЕС по-прежнему является экономическая интеграция. Но со времени создания Европейского Союза его деятельность вышла  за рамки чисто экономических  вопросов. Страны ЕС по многим вопросам проводят общую европейскую политику, тесно сотрудничают в области внутренних дел и юстиции.

Общая внешняя политика и  политика безопасности:

Относится к сфере межгосударственного  сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все области внешней политики и политики безопасности...».

Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским  договором 1957. Они носили декларативный  характер и сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими  колониальными странами и желание  обеспечения их процветания в  соответствии с принципами Устава ООН; призыву к другим европейским народам к участию в европейской интеграции.

В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении полномочий между национальными правительствами и руководящими органами Сообщества.

Компромиссное решение было найдено лишь в конце 1980-х. Принятый в 1987 Единый европейский акт включил раздел Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики, означавшим включение внешнеполитической сферы в договорное право Сообщества. ЕЕА обязал председательствующее в Совете ЕС государство и Комиссию учитывать при выработке внешней политики Европейских Сообществ решения, выработанные в рамках ЕПС. Механизм ЕПС на этом этапе был усилен. Его полноправным участником стала Комиссия ЕС, а количество ежегодных встреч министров иностранных дел было увеличено с двух до четырех.

Тема военно-политического  сотрудничества получила продолжение  в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском  договоре 1992. Она включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны» (ст. В.).

Среди основных целей ОВПБ были названы:

Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования