Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10
Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26
Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45
Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………
Полномочия президента Сенегамбии были крайне скудны и ограничены зафиксированными в Соглашении целями Конфедерации.
Президент должен был сосредоточиться на вопросах осуществления защиты и обеспечения безопасности Сенегамбийской конфедерации и координации политики государств-членов конфедерации по вопросам определенным Соглашением об учреждении Сенегамбии. Помимо этого, в обязанности президента конфедерации входило назначение всех постов в органах Конфедерации.
Одним из наиболее существенных ограничений единоличного принятия решений президента Сенегамбии, являлось обязательное согласование всех вопросов совместной внешней и внутренней деятельности двух государств с вице-президентом Конфедерации представителем Республики Гамбия.
Президент Сенегамбии
являлся командующим
Для эффективного осуществления оборонительных функций, в соответствии с Соглашением создавался совместный Совет Безопасности конфедерации, состоящий из президента и вице-президента Конфедерации, а также тех людей кого по согласованию с вице-президентом определил в него президент Сенегамбии.
Совет Министров конфедерации Сенегамбия был ответственен за осуществление реализации политики проводимой президентом Конфедерации.
Совет Министров состоял из лиц назначаемых в согласии с вице-президентом Конфедерации президентом Сенегамбии, а также самих вице-президента и президента Конфедерации.
Президент и вице-президент, согласно Соглашения, являлись соответственно президентом и вице-президентом Совета Министров.
В компетенцию Совета Министров входило выполнение всех поручений предоставляемых ему на рассмотрение президентом Сенегамбии.
В соответствии с Соглашением об учреждении Конфедерации, Сенегамбия имела представительский орган Конфедеральный Парламент, состоящий на одну треть из числа отобранных Палатой представителей Республики Гамбия ее членов, и на две трети состоящая из представителей отобранных Национальным парламентом Республики Сенегал из числа его членов. Парламент конфедерации должен обязательно созываться каждые два года для подготовки и передачи доклада правительству Сенегамбии относительно функционирования конфедерации двух стран.
Таким образом, вступившее в феврале 1982 году в силу Соглашение о создании конфедерации Сенегамбия (при сохранении в Гамбии собственного парламента, правительства, внешнеполитической и финансовой самостоятельности), предусматривало координацию внешнеполитических акций, транспортной политики и объединение вооруженных сил и сил безопасности двух стран. Однако после требования гамбийской стороны усилить свою роль в деятельности высших органов Сенегамбии конфедерация распалась в 1989 году. Несмотря на почти 8 летнее совместное проживание в союзе государств, в последующие годы, отношения между Гамбией и Сенегалом намного осложнились. В 1993 Сенегалу даже пришлось пойти на закрытие границы с Республикой Гамбией из-за конфликтов по таможенным вопросам на границе двух стран.
Еще одним часто
упоминаемым государственным
Еще в начале 1956 года Совет министров Сирии и Палата депутатов Сирии постановили приступить к переговорам с Египтом об объединении двух государств на принципах союза. 18 ноября 1957 года Палата депутатов Сирии и Национальное собрание Египта приняли решение об объединении двух государств. Переговоры президента Египта А. Насера, с президентом Сирии - Ш. Куатли, завершились 1 февраля 1958 года провозглашением создания Объединенной Арабской Республики.
21 февраля 1958 года в Сирии и Египте был проведен референдум, одобривший образование ОАР. В Декларации о союзе говорилось, что «обе страны объединились в качестве предварительного шага к полному арабскому единству», что ОАР «имеет целью сплотить все арабские народы и что открыта дверь для присоединения любого арабского государства, желающего примкнуть к ним в форме союза или федерации». Весьма примечательно, что в уже в марте к Объединенной Арабской Республике примкнуло Йеменское Мутаввакилийское Королевство, подписав 9 марта 1958 года Соглашение о Союзе Арабских Государств, однако как многим представляется этот акт имел чисто формальное значение.31
Что касается непосредственно ОАР, то 5 марта была объявлена Временная конституция Объединенной Арабской Республики. Конституция провозглашала создание демократического независимого Объединенного Арабского Государства, а его народ - частью арабской нации.32
По Временной конституции создаваемое объединение двух арабских государств состояло из двух государств-районов - Египта и Сирии, или так называемых Северного (Сирийского) района и Южного (Египетского) района.
В каждом из районов
Объединенного государства
7 октября 1958 года президент
ОАР издал декреты о
правительственных
органах Объединенной Арабской Республики,
среди
которых были и декреты образовывавшие
Исполнительный совет
Египетского района,
Исполнительный совет Сирийского района,
а также
образовывавший правительство ОАР, состоявшее
из вице-президентов,
министров и государственных министров
Египта и Сирии.33
Председатели исполнительных советов Египетского и Сирийского районов ОАР являлись одновременно государственными министрами.
В компетенцию исполнительных
советов входили вопросы,
связанные с осуществлением
общей политики Объединенного Арабского
Государства в рамках своего района.
Президенту ОАР главе государства принадлежала вся полнота исполнительной власти, которую он осуществлял в соответствии с конституцией.
Согласно Временной
созыва Национальное собрание Объединенной Арабской Республики и объявления о закрытии его сессии (ст. 17);
роспуска Национального собрания (ст. 38);
назначения одного
или более вице-президентов
назначения и смещения министров, а также государственных министров и государственных секретарей Объединенной Арабской Республики (ст. 47);
предложение законов Национальному собранию Объединенной Арабской Республики, а также возражение против них и их обнародование (ст. 50);
издание постановлений, необходимых для организации работы, публичных служб, и наблюдение за их исполнением (ст. 54).
Помимо этого, президент Объединенной Арабской Республики являлся верховным главнокомандующим вооруженных сил объединенных государств, а также обладал правом объявления чрезвычайного положения на всей территории объединенного арабского государства.
В соответствии с Временной конституцией законодательную власть ОАР осуществляло Национальное собрание, число членов которой, а также порядок избрания определялись постановлением президента Объединенной Арабской Республики. Однако, согласно положениям ст. 13 Временной конституции, по крайней мере, половина членов объединенного парламента двух государств должна состоять из членов Сирийской палаты депутатов и Национального собрания Египта.
Национальное собрание Объединенной Арабской Республики:
осуществляло контроль над действиями исполнительной власти (ст. 14);
могло обращаться к министрам с вопросами или запросами;
любые 20 членов Национального собрания могли просить поставить на обсуждение вопрос, имеющий общественное значение, с целью выяснения политики правительства в этом вопроса и обмена мнения по нему (ст. 25);
могло выражать свои пожелания
и вносить предложения в правит
имело право выражать вотум недоверия тому или иному министру;
издавало законы Объединенной Арабской Республики.34
Несмотря на достаточно определенный круг вопросов, который очертила Временная конституция, 28 сентября 1961 года в результате переворота, организованного старшими офицерами сирийской армии было объявлено о выходе Сирии из Объединенной Арабской Республики и образовании независимой Сирийской Арабской Республики. Однако Египет еще несколько лет продолжал официально именоваться Объединенной Арабской Республикой.
С ОАР связывается еще одно объединение государств, это созданный в Дамаске 9 марта 1958 года Союз Объединенных Арабских Государств, состоящий в соответствии со ст. 1 Соглашения о Союзе Объединенных Арабских Государств «из Объединенной Арабской Республики, Йеменского Мутаввакилийского Королевства и арабских государств, которые пожелают присоединиться к этому Союзу». Хотя, как отмечают это акт имел только формальное значение, интересен сам факт его подписания.
Так, в соответствии с Соглашением об образовании Союза каждое из государств-членов сохраняло свою правосубъектность и свою особую форму правления. Государства-члены Объединенного Арабского Государства проводили единую внешнюю политику. Для этих целей предполагалось образовать единую систему политического и консульского представительства Союза в иностранных государствах.
Союз должен был обладать объединенными вооруженными силами, а также стремиться к формированию единой экономической валютной и таможенной системы объединяющихся арабских государств.
Кроме этого, стороны рассчитывали установить пути и средства унификации системы образования и культуры государств-членов Союза.
Согласно ст. 13 Соглашения делами Союза ведал Высший Совет, состоящий из глав государств-членов.
Высший Совет определял общую политику Союза в вопросах внешней политики, обороны, экономики, культуры и издает необходимые законы по этим вопросам. Он также являлся высшей инстанцией, определяющей компетенцию Союза и его членов. В соответствии со ст. 17 Соглашения все решения Высшего Совета принимаются его членами единогласно.
Общесоюзные законы, по вопросам отнесенным к компетенции Высшего Совета, издавались им только после одобрения соответствующими властями каждого государства (ст. 18), и имели действие на всей территории объединяемых государств (ст. 27).
Высший Совет назначал верховного главнокомандующего вооруженными силами Союза, а также принимает союзный бюджет.
Высший Совет осуществлял свою власть с помощью Совета Союза, который состоит из равного числа представителей от каждого государства-члена. Совет Союза являлся постоянным органом, осуществляющим контроль над политическими делами Союза и разрабатывающим ежегодные программы, предусматривающие порядок и мероприятия для реализации единства государств-членов Союза.
Совету Союза подчинялись создаваемые в целях реализации единой политики Совет обороны, Экономический и Культурный совет (ст. 23).
Глава каждого из государств-членов Союза назначал министра при Объединенном Арабском Государстве, в компетенцию которого входило наблюдение над выполнением решений Союза, относящихся к данному государству. Кроме этого глава каждого государства назначал своего
полномочного министра при главе или главах других государств-членов Союза.
Однако все эти меры не привели к образованию объединенного арабского государства к коему стремились государства, подписавшие Соглашение, и оно, так и не получив должного политического насыщения, распалось.
Что касается упоминаемых многими авторами как конфедеративных или как унии, образования Швеции и Норвегии (1815-1905 гг.), а также Австро-Венгрии (1867-1918 гг.), то поднимаемый дискуссионный вопрос относительно причисления этих объединений к той или иной форме сложных государственных соединений вполне оправдан.
Уния представляет собой общность государств, возглавляемых единым монархом Международно-правовое значение унии зачастую несравнимо невелико по сравнению с другими формами межгосударственного объединения. Однако воздействие унии на государственный строй, по крайней мере, на форму правления ее членов, более заметно.
Можно однозначно утверждать, что унию никак нельзя причислить к разряду конфедераций, как это сделано в некоторых упомянутых выше работах. Это четко проявляется в основных отличительных унии от конфедерации признаках:
во-первых, конфедерации возникают с участием как республик, так и монархий. Уния же всегда объединяет только монархии;
во-вторых, конфедерацию учреждают договором между государствами. Уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключен ее участниками;
в-третьих, участники унии в полной мере сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха как бы удваивается, утраивается. Иными словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.
Согласно Акта, норвежское королевство являлось свободным, независимым, неделимым и неотчуждаемым, «соединенным со Швецией под властью единого короля»35 Статью аналогичного содержания находим в Конституции норвежского королевства (статья 1).
Таким образом, анализ существующих актов об образовании конфедеративных образований позволяет делать вывод о том, что в компетенцию конфедерации передавались самые важные вопросы ее функционирования. В частности, это вопросы относящиеся к совместному осуществлению обороны и безопасности государств-членов конфедерации: объявление войны и заключение мира, создание эффективной оборонительной системы, единых (союзных) вооруженных сил под общим командованием; вопросы, касающиеся экономической, таможенной и финансовой сферы государств-членов конфедеративного образования.
Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования