Конфедерация и другие межгосударственные образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10

Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26

Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45

Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Конфедерация.docx

— 179.87 Кб (Скачать документ)

им одним принадлежит  право отправлять и принимать  послов, заключать международные договоры и вступать в союзы, с тем лишь условием, чтобы этими договорами ни в коей мере не ограничивались права отдельных штатов по обложению иностранцев такими же налогами и податями, какими обложены их собственные жители, или же по ввозу или вывозу каких-либо товаров или продуктов;

определения количества лигатуры и цены для той монеты, которая чеканится по их распоряжению или по распоряжению отдельных штатов;

установления  норм для весов и мер во всех Соединенных Штатах;

учреждение и регулирование  почтовых сообщений между различными штатами на всей территории Соединенных Штатов и обложение перевозимой переписки такой платой, какая оказывалась необходимой для покрытия расходов почтового ведомства;

служил высшей апелляционной инстанцией во всех спорах и недоразумениях, возникающих отдельными штатами;

заведовал торговлей  и регулировал все отношения  с индейцами не входящих в состав населения какого-либо штата и между индейцами;

формировал армию  и военно-морской флот Соединенных  Штатов и назначал всех должностных лиц сухопутной армии, находящихся на службе Соединенных Штатов, кроме полковых офицеров; а также всех должностных лиц для военного флота. Конгрессу также принадлежало исключительное право издавать правила для управления сухопутными и морскими военными силами и руководить военными действиями.

Однако необходимо подчеркнуть, что наиболее важные полномочия осуществлялись конгрессом лишь с согласия 9 штатов из 13. В частности, собравшиеся на конгресс Соединенные Штаты, не имели права без одобрения со стороны девяти штатов: "предпринимать войну, выдавать в мирное время каперские свидетельства, заключать трактаты или союзы, чеканить монету или устанавливать ее ценность, определять размер расходов, необходимых для защиты или для общих интересов Соединенных Штатов, выпускать бумажные деньги,, делать займы от имени Соединенных Штатов, делать ассигновки сумм на расходы, устанавливать, какое число военных кораблей должно быть построено или куплено, или какое число солдат должно быть набрано для сухопутной армии или для флота''' (ст. IX).

Во время прекращения  заседания конгресса, собравшиеся  на него штаты, имели право учредить "Комитет Штатов", который должен был состоять из одного делегата от каждого штата. Кроме этого, конгресс

должностных лиц, какие окажутся необходимыми для ведения общих  дел под руководством Соединенных  Штатов".

Таким образом, Статьи конфедерации Соединенных Штатов дают нам пример лиги независимых штатов, входящих в союз для ограниченных и определенных целей. Союз, установленный Статьями, был дипломатического, а не конституционного рода. Кроме того, Статьи важны тем, что они представляют способ улаживания споров между штатами   посредством   временных   комитетов,   вроде   того   способа, имел право также "назначать и другие комитеты и гражданских который в последствии был признан Первой Гаагской Международной Конференцией 1899 года.

Среди прав, делегированных конгрессу, явно недоставало самых  важных, без которых он не мог претендовать на роль сколько-нибудь эффективного органа.24 Самым серьезным упущением данного документа было то, что из трех видов власти - законодательной, исполнительной, судебной - Статьи конфедерации зафиксировали создание лишь одной, законодательной, в лице конгресса и не предусматривали учреждение органов исполнительной и судебной властей. В качестве придатка законодательного органа, конгресс мог создавать из своих делегатов всевозможные комитеты, наблюдавшие за проведением принимаемых решений в жизнь. Конгресс отказался назначить как главу исполнительной власти, так и какое-нибудь подобие исполнительного совета. Только в 1781 году под давлением объективных обстоятельств конгресс создал в обход Статей конфедерации иностранный, военно-морской и финансовый департаменты и поставил во главе каждого из них постоянного секретаря.25

В целом, во внутренней сфере полномочия конгресса конфедерации были весьма скромными. Достаточно сказать, что он не имел права налогообложения и взыскания налогов, тем самым он был лишен собственной финансовой базы. Взносы на нужды конфедерации определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов. Все военные и иные мероприятия конгресса финансировались штатами. Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, '''соразмерным с числом белого населения".

Хотя конгресс формально имел право устанавливать "стандарты денежных единиц", фактически штаты чеканили собственную монету, таким образом, узость объема полномочий усугублялся организационным бессилием конгресса (ведь для принятия наиболее важных решений необходимо было согласие 9 штатов из 13).

Каких либо определенных мер воздействия на штаты Статьи конфедерации не устанавливали.

Все это дает возможность утверждать, что Статьи конфедерации, призванные добиться сплоченности штатов заключивших их, не достигли своей цели. Все последующие усилия объединившихся штатов, и, прежде всего главные усилия конвента, созванного в мае 1787 года в Филадельфии, были направлены на усиление национального правительства и создание нового более совершенного союза.26

Но, несмотря на все эти  недостатки, конфедерация США представляла собой форму государственно-правового союза, шаг по пути создания союзного государства.27

С момента преобразования объединения североамериканских штатов в федерацию, историческое и правовое развитие конфедерации происходило в конкурентной борьбе с новой формой государственного устройства. Порой эта борьба принимала весьма ожесточенные формы. Во время выборов в 1860 году президента США, южные рабовладельческие штаты выступили с ультиматумом: рабство должно быть санкционировано законом на всей территории США, без каких-либо ограничений со стороны федеральных властей. В противном случае они считали себя правомочными на любые акции, вплоть до сецессии. Суть их построений сводилась к следующему:

Конституция - соглашение между суверенными штатами, а  Союз созданный на базе этого документа, не более чем лига отдельных штатов, сохраняющих полную самостоятельность в решении внутренних вопросов;

суверенитет штата не отчуждаемое в пользу федерального правительства свойство, оно навсегда сохраняется за штатом;

каждый штат имеет право  в любой момент отказаться от выполнения положений федеральной Конституции  и выйти из состава Союза, если сочтет, что федеральные власти своими действиями ущемляют его суверенитет.

Спор о юридической  природе Союза так и не удалось  решить конституционными методами, 20 декабря 1860 года штат Южная Каролина и другие присоединившиеся к нему штаты на конгрессе в Монтгомери решили отделиться от Союза и приняли 11 марта 1861 года свою новую Конституцию Конфедеративных штатов Америки. Это объединение штатов вызвало Гражданскую войну 1861-1865 гг.

В рабовладельческую конфедерацию южных штатов вступили: Южная Каролина, Флорида, Миссисипи, Алабама, Георгия, Луизиана, Техас, Восточная Вергиния, позже Теннеси и Арканзас.

Конституция формально подчеркивала суверенитет штатов, но в ней не было отражен момент о праве их выхода из этого образования, что  фактически создавало лишь военную диктатуру конфедеральных властей.

Статьи Конституции, образовывавшие Конфедеративные штаты Америки предоставляли весьма ограниченный круг полномочий, в частности Конституция закрепляло право конфедеральных штатов приобретать новые территории и преобразовывать их в новые штаты; утверждала, что во всех таких территориях институт рабства должен быть «признан и защищен», и больше того, «обеспечивается право» ввозить в такие территории рабов.

Военное поражение конфедерации южных штатов позволило разрешить важный политико-правовой вопрос о природе Союза. Отныне всем попыткам дать какое-то конституционное обоснование концепции права штатов на отделение от федерации как их «резервируемого» права был положен конец.28

Схожие процессы преобразования государственно-правового статуса  тех или иных образований происходили  и на европейском континенте.     Наиболее    примечательным     представляется    развитие Германского союза, образованного решениями зафиксированными в Заключительном Акте Венского конгресса 1815 года, в единое германское государство (преобразование сначала Германского союза в Северо-Германский Союз (1866 г.), а затем, с принятием конституции провозглашавшей создание Германской империи (1871 г.) и образование единого федеративного государства).

Создание Германского  союза многими исследователями увязывается с распадом образованного в соответствии с Актом 1806 года под протекторатом Наполеона Рейнского союза, просуществовавшего до 1813 года. В частности, именно поражение Наполеона в войне с Россией привело к роспуску Рейнского союза, в период своего расцвета включавшего в себя все немецкие государства за исключением Австрии и Пруссии.

По Парижскому мирному  трактату 1814 года германские государства объявлялись самостоятельными, соединенными между собой определенной связью. Но трактат не определял государственного устройства Германии. Эта задача была возложена на Венский конгресс, которым 8 июня 1815 года, в результате принятия Союзного акта и был учрежден Германский союз (Deutschen Bund).

Свои подписи под Союзным актом поставили суверенные князья Германии, представители вольных городов, император Австрии, короли Пруссии, Дании, Нидерландов, Баварии, Вюртемберга и Саксонии. Число участников нового Союза равнялось 38 (34 государства и 4 вольных города), в 1817 году к Союзу присоединилось графство Гессен-Гомбург. Среди участников Германского союза оказались также иностранные монархи король Англии (королевство Ганновер), король Дании (Гольштейн), король Нидерландов (Великое герцогство Люксембург). В Германский союз не вошла часть земель Австрийской империи и Прусского королевства.

Сейм имел право  объявлять войну, заключать мир, организовывать союзную армию и издавать законы, касающиеся применения конституционной хартии состоящей из Союзного акта и решений трактатом Венского конгресса.

Союзный сейм должен был стать собранием уполномоченных дипломатических представителей от каждого государства-члена Союза, наделенных обязательными инструкциями своих правительств. Заседания сейма имели две формы: Узкий совет для рассмотрения важнейших вопросов (о конституции, о составе Союза, о войне и мире) и Пленум для менее значительных.

В Узком совете сейм обладал 17 голосами в заседании, при этом лишь 11 крупнейших государств имели по одному голосу, а остальные разделялись на шесть групп и каждая группа в совокупности имела один голос.

Отдельной статьей  Союзного акта закреплялся факт постоянного  председательства в Союзном сейме представителя Австрийской империи и его решающий голос в обсуждении важнейших проблем Германского союза. Аналогичным правом на вице-председательство обладала Пруссия.

Каждое государство-член Германского союза могло вносить  предложения, обсуждение которых на заседаниях Союзного сейма считалось обязательным.

Все подобные вопросы должны были решаться 2/3 голосов, тогда как  в обыкновенном заседании необходимо было набрать лишь большинство.

Число голосов  в Пленуме устанавливалось в 69 и распределялось сообразно размерам владений каждого государства. Так, шесть государств имели по 4 голоса (Австрия, Пруссия и четыре королевства), пять - по 3 голоса, три - по 2 голоса, каждое небольшое государство и 4 вольных города располагали по 1 голосу.29

Кроме этого, существовал  ряд вопросов, которые требовали  «единогласия» Союзного сейма. К таким вопросам относились, в частности, установление основных законов, основных государственных учреждений Союза, различных прав государств-членов Союза, дел религии.

Помимо указанных  вопросов, Союзный акт содержал положения  посвященные эффективному разрешению внутренних дел Германского союза. К ним относились вопросы функционирования государственного механизма Союза - образование высших судебных инстанций, обещание ввести сословное управление в германских областях, торговля и обращение товаров на всей территории Германского союза.

Достаточно устойчивый интерес  у исследователей вызывает развитие правового статуса двух конфедераций новейшего периода времени: конфедерации, объединившей Египет и Сирию в Объединенную Арабскую Республику (1958-1961 гг.), и конфедерации Гамбии и Сенегала - Сенегамбии (1981-1989 гг.).

Конфедеративное образование Республики Гамбии и  Республики Сенегал, располагающихся в Западной Африке, объединенное на принципах взаимного уважения суверенитета и независимости двух государств в единое межгосударственное образование, получившее по Соглашению название - «Сенегамбия»30, просуществовало относительно недолгий отрезок времени.

В декабре 1981 году после июльской попытки свержения правительства правящей гамбийской Народной прогрессивной партии была создана конфедерация Сенегамбия. Формально, попытка государственного переворота послужила причиной обращения президента Гамбии Д.К. Джавара за помощью к Сенегалу. Ответом на эту официальную просьбу, стало введение правительством Сенегала в Банжул и другие города Гамбии сенегальских войск, которые подавили восстание. Д.К. Джавара под влиянием чрезвычайных обстоятельств согласился на заключение между Гамбией и Сенегалом договора о Конфедерации. Пакт об образовании конфедерации был подписан 17 декабря 1981 г., и после его ратификации 29 декабря 1981 г. парламентами обеих стран вступил в силу с 1 февраля 1982 г.

Как провозглашается  в преамбуле Соглашения между Республикой Гамбией и Республикой Сенегал относительно учреждения Конфедерации Сенегамбии - конфедерация Сенегамбия создается для воссоединение двух народов «разделенных на два государства превратностями истории», а также «ощущая исторический, моральный и материальный императивы, которые объединяют эти две страны».

Соглашения закрепляет принципы построения конфедерации двух государств. Отмечается, что конфедерация основана для достижения следующих целей:

интеграции вооруженных  сил и безопасности Республики Гамбии и Республики Сенегал в целях защиты суверенитета, территориальной целостности и независимости двух республик;

развития экономического и денежно-кредитного союза;

координации политики в сфере совместных внешних сношений;

координации политики двух государств в области связи и коммуникаций, а также во всех других сферах, где государства-члены конфедерации могут более тесно осуществлять совместно их юрисдикцию.

Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования