Конфедерация и другие межгосударственные образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10

Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26

Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45

Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Конфедерация.docx

— 179.87 Кб (Скачать документ)

Еще большей степени интеграционных процессов добились Российская Федерация и Республика Беларусь объединившиеся в Союз России и Белоруссии. Уже сейчас дальнейшее развитие реинтеграционных и интеграционных процессов в белорусско-российских отношениях будет происходить в рамках "конфедерации-федерации". И если для России стратегической целью в этом процессе является присоединение Белоруссии на правах субъекта Федерации, то руководство Белоруссии вряд ли готово отказаться от суверенитета настолько, чтобы потерять реальную власть в стране. Следовательно, наиболее  перспективной   формой  объединения  Белоруссии  и   России представляется конфедерация оформленная в виде Союзного государства России и Белоруссии.

Таким образом  для реальной интеграции государств-участников СНГ в действенный Союз государств в форме конфедеративного образования необходимо выполнение ряда обязательных условий. Как показывает опыт экономического роста ЕС и его эффективности наиболее важными задачами для Содружества являются: выработка идеологии интеграции; эффективная экономическая и сельскохозяйственная политика; создание общего рынка СНГ; реструктуризация; восстановление и интенсивное развитие промышленного потенциала; скоординированность внешнеэкономических связей и уход от сырьевой направленности экспорта.

Выполнению этих задач  и целей во многом мешает то, что  Содружество имеет межгосударственные органы, которые могут осуществлять только функции координационно-консультативного характера. ЕС напротив располагает надгосударственными органами распорядительного характера, с обязательствами государств-участников по исполнению решений.

Создав реальные органы власти, участники СНГ должны преодолеть ту размытость и аморфность Содружества, которая мешает их дальнейшим интеграционным усилиям, ведь без твердых взаимных гарантий, обязательств и ответственности, без закрепленного правом механизма принятия и исполнения решений, без органов координации и согласования политики стран-членов и передачи ими части суверенных прав Содружеству не уцелеть в современном мире, основанном на коллективных усилиях по защите всех и каждого.

Следует отметить, что существующий интеграционный потенциал СНГ еще достаточно высок. Промышленные предприятия, связанные единым технологическим процессом, разбросаны по всему постсоветскому пространству. Транспортная, энергетическая, коммуникационная и другие общие системы для большей экономической отдачи требуют совместного режима эксплуатации. Взаимное тяготение стран Содружества имеет глубокие корни с давних времен: это и общность происхождения, и многовековое совместное сосуществование, и создание общей культуры, традиций, духовной жизни.

В пользу "коллективного  сосуществования" свидетельствуют  и перспективы трансформации основных угроз человечеству, прежде всего, быстро обостряющиеся экологические, демографические и иные общие проблемы современности.

Все это, вероятнее  всего, потребует использования  в недалеком будущем конфедеративных форм взаимодействия государств и для Содружества Независимых Государств было бы вполне обоснованным в плане дальнейшей интеграции государств-членов применение на практике всего накопленного за долгие годы существования опыта конфедеративных государственных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам проведенной  курсовой работы было установлено, что  конфедерализм не имеет в отечественной  и зарубежной научной литературе какого-либо общего, а тем более однозначного определения.

Проведенный анализ конфедеративных  образований позволяет сделать вывод, что в целях совместного осуществления определенных, наиболее приоритетных полномочий, суверенные государства образуют сплоченное объединение - конфедерацию государств, которую можно определить как создаваемую на основе интеграции самостоятельных государств правовым способом, одну из форм межгосударственных связей с элементами государственного управления, включающими основные ветви наднациональной власти при полном сохранении суверенитета государств-членов конфедерации.

Исследованные в  ходе работы положения актов, учреждающих  конфедеративные образования, в части, касающейся передачи отдельных полномочий суверенных государств образуемому конфедеративному объединению, позволяет делать вывод о том, что к компетенции конфедерации относились самые важные вопросы ее функционирования. В частности, это вопросы, относящиеся к совместному осуществлению обороны и безопасности государств-членов конфедерации: объявление войны и заключение мира, создание эффективной оборонительной системы, единых (союзных) вооруженных сил под общим командованием; вопросы, касающиеся экономической, таможенной и финансовой сферы государств-членов конфедеративного образования.

Определяется в курсовой работе совокупность признаков, характеризующая конфедеративное образование, позволяет выделить наиболее существенные черты этого объединения государств. В частности, к ним относятся:

договорная форма образования  конфедераций. Большая часть конфедераций была образована на основе соответствующих учредительных договоров, в которых были изложены воля образующих конфедерацию государств относительно функций, объема правосубъектности и структуры создаваемого объединения;

свобода выхода из конфедерации (сецессия) при соблюдении условий учредительного договора. В отличие от федеративных образований, где попытка сецессии рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;

постоянно действующие государственные  органы конфедераций, создаваемые для осуществления необходимых задач, особо выделенных по договорным актам не обладают властными полномочиями непосредственно над гражданами конфедерации. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия. Адресованы они не к гражданам конфедеративного объединения государств, а к органам власти субъектов конфедерации;

субъектам конфедераций принадлежит  право нуллификации, то есть отказа в признании либо в применении актов союзной власти на территории государства-члена конфедерации. Это один из важнейших принципов построения конфедеративного образования, дающий возможность государству-члену конфедерации влиять на принятие решений конфедерацией;

бюджет конфедерации формируется  за счет добровольных взносов субъектов  конфедерации. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взноса, конфедерация не обладает.

Особенности современных  интегративных образований характеризуются наличием у них признаков отличных от классических моделей    конфедеративного    объединения    государств:    содержанием правовой основы такого объединения; наличием общих надгосударственных органов для координации совместных действий, решения которых, по большинству вопросов, обязательны для государств-членов интегративных образований; наделением таких органов соответствующей компетенцией для эффективности достижения поставленных перед интегративным образованием целей; а также спецификой создания единых вооруженных сил, определения границ, формирования бюджета, денежных отношений, признания гражданства.

Историко-правовой анализ мирового опыта возникновения  и функционирования конфедеративных образований позволяет судить о том, что эта форма является, во многом, переходной либо к полному распаду конфедеративного союза, либо к более устойчивому единому государственному образованию. При этом решающим условием, обеспечивающим трансформацию конфедерации в более сплоченное государство, является, наряду с этническими факторами, наличие экономических основ интеграции хозяйственных комплексов ее субъектов в единое экономическое пространство.

Право, регулирующее отношения  членов конфедерации друг с другом и с внешним миром - внутреннее право функциональной конфедерации. Поскольку оно создает особый правопорядок непосредственно для государств-членов конфедеративного объединения, то в качестве международного права как такового оно рассматриваться уже не может. В то же время, обладая некоторыми чертами внутригосударственного права, оно отличается от последнего лишь спецификой формирования сферы своего действия, в куда большей мере по сравнению с ним касаясь отношений международного характера, имея при этом своеобразный субъектный состав.

Союзный договор  является не международным договором, а одним из учредительных документов конфедерации. По своей юридической силе он не превосходит конституций государств, соединившихся в конфедерацию. Поэтому юридической основой конфедерации следует считать не союзно-договорные, а конституционные нормы.

Основой единства конституционной  системы конфедерации являются   совпавшие   конституционные   нормы   ее   субъектов.   Такое совпадение может возникнуть как в результате исполнения союзного договора, так и в результате бездоговорного совпадения.

Проведенный анализ современных  объединений государств 
позволяет сделать вывод, что для реальной интеграции государств- 
участников СНГ в действенный Союз государств в форме 
конфедеративного образования необходимо выполнение ряда 
обязательных условий. Как показывает опыт экономического роста ЕС и 
его эффективности наиболее важными задачами для Содружества 
являются: выработка идеологии интеграции; эффективная экономическая 
и сельскохозяйственная политика; создание общего рынка СНГ; 
реструктуризация; восстановление и интенсивное развитие 
промышленного потенциала;  скоординированность внешнеэкономических связей и уход от сырьевой направленности экспорта.

Выполнению этих задач  и целей во многом мешает то, что  Содружество имеет межгосударственные органы, которые могут осуществлять только функции координационно-консультативного характера. ЕС напротив располагает надгосударственными органами распорядительного характера, с обязательствами государств-участников по исполнению решений.

Создав реальные органы власти, участники СНГ должны преодолеть ту размытость и аморфность Содружества которая мешает их дальнейшим интеграционным усилиям. Следует отметить, что существующий интеграционный потенциал СНГ еще достаточно высок. Промышленные предприятия, связанные единым технологическим процессом, разбросаны по всему постсоветскому пространству. Транспортная, энергетическая, коммуникационная и другие общие системы для большей экономической отдачи требуют совместного режима эксплуатации. Взаимное тяготение стран Содружества имеет глубокие корни с давних времен: это и общность происхождения, и многовековое совместное сосуществование, и создание общей культуры, традиций, духовной жизни.

В пользу "коллективного  сосуществования" свидетельствуют  и перспективы трансформации основных угроз человечеству, прежде всего, быстро обостряющиеся экологические, демографические и иные общие проблемы современности.

Все это вероятнее всего  потребует использования в недалеком будущем конфедеративных форм взаимодействия государств и для Содружества Независимых Государств было бы вполне обоснованным в плане дальнейшей интеграции государств-членов применение на практике, всего накопленного за долгие годы существование, опыта конфедеративных государственных образований.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Научная литература

  1. Государство переходного периода: теоретические вопросы./ Науч. ред. Корельский В; Алтайская академия экономики и права. Барнаул. 2000
  2. Фельдман Д.И. Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности./ Д.И. Фельдман, Г.И. Курдюков. - Казань: Изд-во Казанского ун-та. - 1974
  3. Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967
  4. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юртстъ. – 2000
  5. Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права. – М.: Изд-во АН СССР. – 1961.
  6. Теория государства и права: Теория государства./ под. ред. проф. Венгерова А.Б. – М.: Юристъ. – 1995
  7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов./ под ред. В.М. Корельского и В.Д. Превалова. – 2-е изд., изм. и дополн. – М.: Изд. группа Норма – Инфра-М. – 2001
  8. Теория государства и права: Курс лекций./ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юристъ. – 2001
  9. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000
  10. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1
  11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие доя высшых учебных заведений/ Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, демидова», 1995
  12. Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М.
  13. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000
  14. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002
  15. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 1997
  16. Джунусов М.С. Суверенитет: терминологизация и детерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании: Доклад, представленный в Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации РФ. - М. - 1997
  17. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. / Н.А. Ушаков. - М.: Наука.,1988
  18. Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве./ Г. Еллинек. М. 1997. [по изданию 1903г.]
  19. Мнение Ф. Эрмакора. - Давлетгильдеев Р.Ш. О правовой природе СНГ и Союза Беларуси и России.// Журнал российского права. – 2000. - №7
  20. Моджорян Л.А. Субъекты международного права. М.: Госюриздат, 1958
  21. Александренко Г.В. Буржуазный федерализм (критический анализ буржуазных федераций и буржуазных теорий федерализма). Киев: Изд-во АН Укр. ССР, 1962
  22. Шведов А.А. Независимая Африка: внешнеполитические проблемы, дипломатическая борьба. М.: Политическая литература, 1983
  23. Дементьев И.А., Генин И.А. Объединенная Арабская Республика. М.: Государственное издательство географической литературы. 1959
  24. Объединенная Арабская Республика: Справочник / Отв. ред. М.В. Малюковский, Б.Г. Сейранян. М.: Наука, 1968
  25. Ицкович А. Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической ориентации общества (международный опыт) // Обозреватель - Observer. 1997. № 3-4
  26. Ажаева B.C. Канадские модели федерализма // Российские исследования по канадской проблематике: Труды РАИК Вып.З. / Отв. ред. В.А. Коленеко. М., 1999
  27. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Политические исследования. 1995. №5
  28. Московский журнал международного права. 1992. № 1
  29. Декларация независимости, Статьи конфедерации и Конституция Соединенных Штатов // Учреждение Карнеги для Международного Мира. New York: Charues Scribner's Sons, 1919.
  30. Конституция США: История и современность / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. М.: Юридическая литература, 1988
  31. Страхов Н.Н. Понятие и сущность конфедерации // Проблемы социалистической законности: Республиканский межведомственный тематический научный сборник. Вып. 2. Харьков: Харьковская Вища школа, 1977
  32. Объединенная    Арабская    Республика:    Справочник   /    Отв.    ред.    М.В. Малюковский, Б.Г. Сейранян. М.: Наука, 1968
  33. Временная конституция Объединенной Арабской Республики / Пер. с арабского И.Д. Левина// Государство и право зарубежных стран. 1958. № 1
  34. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.

Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования