Правопонимание: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы состоит в формировании истинного образа права с позиций интегрированного подхода к проблеме его познания.
К основным задачам данной курсовой работы относятся: исследовать понятие правопонимания, опираясь на всю историю развития юриспруденции; во-вторых, проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и найти их достоинства и недостатки; в-третьих, проследить роль и место права в отечественной юридической науке с учетом постоянно меняющихся социально-экономических, политических и прочих условий развития российского общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 2
I. Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение …………………. 4
II. Основные теории правопонимания ……………………………………. 13
2.1. Теологическая теория права…………………………………… 13
2.2. Теория естественного права……………………………….… 14
2.3. Историческая школа права…………………………………….. 23
2.4. Позитивистская теория права……………………………….. 25
2.5. Нормативистская теория права……………………………… 26
2.6. Психологическая теория права……………………………… 27
2.7. Теория солидаризма в праве……………………………….… 28
2.8. Социологическая теория права……………………………… 29
2.9. Классовая (историко-материалистическая) теория права...... 30
III. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке …….. 33
3.1. Российский юридический позитивизм……………………... 33
3.2. Теория возрожденного естественного права…………….… 34
3.3. Советское социалистическое право…………………………... 35
3.4. Теории правопонимания в постсоветский период………… 37
3.5. Русское юридическое наследие……………………………. 40

Заключение………………………………………………………………. 45
Библиографический список…………….……………………………... 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_правопонимание-история и современность.doc

— 379.50 Кб (Скачать документ)

      Развивая  идею об исторически изменяющемся социальном содержании правового принципа формального равенства под углом ключевой для всего постсоциалистического развития проблемы преобразования отношений собственности, В.С.Нерсесянц разработал концепцию цивилизма как постсоциалистического общественного строя, в котором формальное правовое равенство дополняется новым (экономическим)  содержанием, включающим в себя формальное

_______________________________

98 См.: Конституция РФ. – М., 1993.

99 См.: Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство БЕК, 2001. С. 64. 

равенство    в  сфере  отношений  собственности.  В  основу   данной

концепции положен правовой принцип разгосударствления социалистической собственности, при  котором за каждым гражданином как  правомерным наследником некогда общей (общенародной) собственности признается равное право на одинаковую долю от всей десоциализируемой собственности.100

      Центральной идеей теории права профессора Р.З.Лившица  является приоритет и обеспечение  прав человека. По его мнению, право - нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса.

      В поиске верного определения права  Р.З.Лившиц делает «промежуточный»  вывод: право – это определенная гуманистическая идея, нормативно закрепленная и реализованная в жизни. «В таком качестве право составляет основу общественного порядка, стабильности общества».

      И полагает, что «ближе всего к сущности права подходит идея справедливости».

      Свой  тезис он обосновывает так: «справедливость  – одна из наиболее гуманных и плодотворных идей в истории человечества. При этом справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом (у римлян jus – право и justitia – справедливость). Такая связь обусловлена правовой природой справедливости. По самым общим представлениям, справедливость в обществе, справедливость для человека – это соответствие того, человек отдает обществу и получает от него, соответствие прав и обязанностей. Права и обязанности составляют основу правовой материи. Тем самым с самого начала идея справедливости воплощается именно в праве».101

      Итак, по убеждению Р.З.Лившица, законы меняются, но глубинная сущность права, проблемы поиска и закрепления справедливости остаются неизменными во все времена. Ибо право  призвано, прежде всего, служить человеку. 

3.5. Русское юридическое наследие. 

      Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) – видный русский ученый юрист, философ, историк. Многочисленные труды Чичерина, охватывающие различные стороны политики, государства  и права, отражают долгий и сложный  путь исканий, надежд и борьбы сторонника капиталистических преобразований.

      Б.Н.Чичерин  критиковал различного рода позитивистские трактовки права и закона, поставил ряд проблем, сыгравших значительную     роль    в     развитии    учений    о      «возрожденном»

_______________________________

100 См.: Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008. С. 90.

101 См.: Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство БЕК, 2001. С. 65. 

естественном  праве на рубеже XIX-XX веков в России.

      Большое внимание Б.Н. Чичерин уделял теории государства и государственного права, выступал с резкой критикой различных вариантов позитивистской теории государства и права и, в противоположность им, выдвинул свою объективно-идеалистическую философию права.

      Б.Н. Чичерин в значительной степени воспроизводит гегелевский подход к праву как развитию идеи свободы, реализации свободной воли. В этой связи он резко критикует вульгарно-утилитаристские теории, отождествляющие право с интересом, с политической силы или с законом, изданным государством (юридический позитивизм).102

      Гегелевскую философию права Б.Н.Чичерин перерабатывает в либерально-индивидуалистическом ключе. Идея свободы в его теории развивается в следующих ступенях: 1) внешняя свобода – право; 2) внутренняя свобода – нравственность; 3) общественная свобода – переход субъективной нравственности в объективную и сочетание ее с правом в общественных союзах (семья, гражданское общество, церковь и государство).

      Право Б.Н.Чичерин трактует как индивидуалистическое и метафизическое начало, которое вытекает из свободы разумного существа. С его точки зрения, область права – это внешняя свобода. Столкновение свободных воль приводит к необходимости установления нормы, регулирующую внешнюю свободу. Отсюда возникает взаимное ограничение свободы общим законом, норма свободы.

      Соединяя  понятия права в объективном  и субъективном смыслах, он дает следующее определение: «Право есть внешняя свобода человека, определяемая законом».103

      Теория  Б.Н.Чичерина послужила началом возрождения естественного права на рубеже XIX-XX веков и была высоко оценена другими учеными.

      П.И.Новгородцев  отмечал, что Б.Н.Чичерин одним  из первых выразил «современную точку  зрения на естественное право как  на понятие идеальное и притом развивающееся».

      Е.Н.Трубецкой  видел в Б.Н.Чичерине одного из самых  выдающихся в России «провозвестников идеи естественного права».

      Н.А. Бердяев (1874-1948) – один из крупных  русских религиозных философов  ХХ века, выдвигал теорию «естественных, неотъемлемых и абсолютных по своему источнику прав личности», признавал, что Б.Н.Чичерин был  «блестящим защитником теории естественного права и новейшие идеалистические течения в философии права должны почтить его как самого главного своего предшественника».104

_______________________________

102 См.: Зорькин В.Д. Чичерин. – М.: Юридическая литература, 1984. – (Из истории политической и правовой мысли). С. 29

103 См.: Там же. С. 29-30.

104 См.: Там же. С. 35

     Одно  из наиболее значительных достижений той ветви русской юриспруденции, которая развивалась в 20-30-е годы ХХ века русскими правоведами-эмигрантами – «евразийская» теория государства и права.

     Данная  теория разрабатывалась в рамках «евразийства» - историософского учения, возникшего в первые послереволюционные годы в среде русской эмигрантской интеллектуальной элиты. Темы сущности государства и права, организации государственной власти и правопорядка были стержневыми темами «евразийства».

     Основные  идеологический постулаты «евразийства»  были сформулированы правоведом и философом  Николаем Николаевичем Алексеевым (1879-1964). Эту теорию русский правовед-эмигрант создавал на базе глубокого осмысления всей истории России, опыта «революционной катастрофы» 1917 года, анализа сущности, организации и деятельности Советского государства.105

     Русский ученый, стремясь определить сущность государства, определял евразийское государство как «гарантийное», устройство и основные направления деятельности которого должны быть закреплены в правовой норме. В представлении Н.Н.Алексеева основу его конституции  должна составлять не декларация прав человека и гражданина, а «Декларация обязанностей государства».106

     При этом он не отрицал индивидуальных прав и свобод граждан, полагая, что они повисают в воздухе, если не гарантируются обязанностями государства по отношению к своим гражданам.

     Давая определение евразийского государства  как государства правового, Алексеев вместе с тем подчеркивал, что в истинно совершенном государстве, кроме права, должны господствовать также и моральные силы – сила любви, дружбы, солидарности, жертвенности, служения и подвига.107

     Создавая  евразийскую теорию государства, Н.Н.Алексеев одновременно стремился заложить фундамент  и соответствующей теории права.

     Выдвигая  идею о правах личности, он писал, что право «не должно быть оторвано от обязанности, обязанность должна обосновывать правомочие и сливаться в правоотношениях в одно органическое целое, как это и соответствует духу подлинного христианского вероучения». По Алексееву: учение о правах личности «есть основная задача православной философии права».108

     Н.Н. Алексеев    рассматривал    право  в  качестве   сложного,

_______________________________

105 См.: Алексеев Н.Н. Очерки по общей теория государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки/ Под ред. и с предисловием В.А.Томсинова. - М.: Зерцало, 2008. -  (Серия «Русское юридическое наследие»). С. 13 б.о.

106 См.: Там же. С. 19 б.о.

107 См.: Там же. С. 20 б.о.

108 См.: Там же. С. 20 б.о. 
 

многогранного феномена. Все определении, даваемые этому феномену теорией права  и философией права, он считал узкими, ограниченными.

В своих  трудах Алексеев показывал, что право  несводимо к  одному измерению, что  для уяснения сущности права необходимо покинуть почву определений, взамен их описание правовой структуры в ее основных элементах.109

     Учением о правосознании мы обязаны выдающемуся русскому мыслителю Иван Александрович Ильин (1883-1954).

     Одним из преподавателей  Ильина на юридическом факультете Московского университета был П.И.Новгородцев, который читал лекции по энциклопедии права, истории философии права. Уроки П.И.Новгородцева наложили отпечаток на все творчество И.А.Ильина.

     Помимо  П.И.Новгородцев, на кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета работал в то время и профессор Е.Н.Трубецкой.

     Основным  объектом своих исследований в области  научной юриспруденции Ильин  избрал тему правосознания. Кризис правосознания русского общества он считал одной из главных причин русской катастрофы 1917 года и возрождение России связывал с формированием нового правосознания.110

     И.А.Ильин  говорил, что «юридическая наука  должна строиться не просто как наука  о «праве», но и как наука о  «праве в нормальном правосознании»: ибо мало думать о праве, надо его испытывать и видеть. Иначе говоря, он призывал поставить юриспруденцию на прочное основание настоящего правового опыта.111

     Ильин считал правосознание явлением, не просто сопутствующим праву, но для  права в прямом смысле жизненно необходимым. В его представлении правосознание – это жизнь права. Право, отчужденное от правосознания, бессильно и не способно исполнить свое назначение. «Право только тогда осуществит свое назначение, - подчеркивал он, - когда правосознание примет его, наполнится его содержанием и позволит новому знанию влиять на жизнь души, определять ее решения и направлять поведение человека. Тогда, право станет силой во внутренней жизни человека, а через это в его внешней жизни».112

     Такому  представлению о правосознании соответствовало вполне определенное понимание сущности права, его роли в общественной жизни. «Духовное назначение права, - утверждал Ильин, - состоит в том, чтобы жить в душах людей, «наполняя» своим содержанием их

_______________________________

109 См.: Алексеев Н.Н. Очерки по общей теория государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки/ Под ред. и с предисловием В.А.Томсинова. - М.: Зерцало, 2008. -  (Серия «Русское юридическое наследие»). С. 22 б.о.

110 См.: Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е дополненное/ Под ред. и с биографическим очерком В.А.Томсинова. - М.: Зерцало, 2008. - (Серия «Русское юридическое наследие»). С. 9.

111 См.: Там же. С. 104.

112 См.: Там же. С. 122.

переживания и слагая, таким образом, в их сознании внутренние побуждения, воздействуя на их жизнь и на их внешний образ действий. Задача права в том, чтобы создавать в душе человека мотивы для лучшего поведения».113

Информация о работе Правопонимание: история и современность