Правопонимание: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы состоит в формировании истинного образа права с позиций интегрированного подхода к проблеме его познания.
К основным задачам данной курсовой работы относятся: исследовать понятие правопонимания, опираясь на всю историю развития юриспруденции; во-вторых, проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и найти их достоинства и недостатки; в-третьих, проследить роль и место права в отечественной юридической науке с учетом постоянно меняющихся социально-экономических, политических и прочих условий развития российского общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 2
I. Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение …………………. 4
II. Основные теории правопонимания ……………………………………. 13
2.1. Теологическая теория права…………………………………… 13
2.2. Теория естественного права……………………………….… 14
2.3. Историческая школа права…………………………………….. 23
2.4. Позитивистская теория права……………………………….. 25
2.5. Нормативистская теория права……………………………… 26
2.6. Психологическая теория права……………………………… 27
2.7. Теория солидаризма в праве……………………………….… 28
2.8. Социологическая теория права……………………………… 29
2.9. Классовая (историко-материалистическая) теория права...... 30
III. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке …….. 33
3.1. Российский юридический позитивизм……………………... 33
3.2. Теория возрожденного естественного права…………….… 34
3.3. Советское социалистическое право…………………………... 35
3.4. Теории правопонимания в постсоветский период………… 37
3.5. Русское юридическое наследие……………………………. 40

Заключение………………………………………………………………. 45
Библиографический список…………….……………………………... 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_правопонимание-история и современность.doc

— 379.50 Кб (Скачать документ)

      2. Под правом понимается система правовых норм, установленных (санкционированных) и обеспечиваемых государством (позитивное право, право в объективном смысле).

      3. Под правом понимается мера  возможного поведения субъекта  правоотношения (субъективное право, право в субъективном смысле).

      Иногда  термин «право» используется для  обозначения всех правовых явлений, включая естественное, позитивное, субъективное право (правовая система).

      По  причине многозначности термина  «право» очень важно установить сущность права и дать четкое определение права.3

      На  данном этапе развития общества сущность и содержание права  определяются политикой и правосознанием, наукой и культурой, моралью и всеми  другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.4

_______________________________

3 См.: Востриков П.П. Теория государства и права. В кратком изложении: Учебное пособие. – Н.Новгород, 2008. С. 147

4 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. -  М.: Юристъ,  1997.  С. 138. 

      В отечественной юридической науке существуют различные подходы к пониманию сущности права и определению его понятия:

      1. Естественно-правовой подход. Учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права, является духовным общечеловеческим фактором, вот уже несколько столетий оказывающим мощное влияние на формирование  и развитие права.5

      С позиций естественно-правовой теории, право не должно сводиться к системе норм, установленных (санкционированных) и обеспечиваемых государством. Позитивное право – это лишь часть права, но не все право. Кроме позитивного права, устанавливаемого (санкционируемого) и обеспечиваемого государством, существует естественное право, которое не создается государством.

      Источником  естественного права является сама природа человека. Естественные права  человек приобретает от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать естественные права человека. Позитивное право, создаваемое государством, должно соответствовать естественному праву.6

      С тех пор как провозглашенные  естественно- правовой теорией законы. Синтезирующие общечеловеческие представления  об идеях и принципах морали и  правосознания, впервые получили выражение  в качестве государственной воли в одном из замечательных документов Великой французской революции – Декларация прав человека и гражданина (1789), они прошли большой и сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека (1948).

      Вопрос  о том, соответствует или не соответствует  право того или иного государства  идеям признания  и охраны основных фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фактически международно признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному.

      Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права  впервые получило официальное признание  в выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Непосредственно с этим связан происходящий ныне процесс углубления нравственных начал отечественного права,  сближения права и морали демократического общества. Естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила позитивного права коренится в праве естественном.

_______________________________

5 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. -  М.: Юристъ,  1997.  С. 138. 

6 См.: Востриков П.П. Теория государства и права. В кратком изложении: Учебное пособие. – Н.Новгород, 2008. С. 151

      Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению

существовавшего ранее отрыва от идей естественной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и на практике.7

      2. Нормативный подход. В отечественной юридической науке наибольшее распространение получил нормативный подход в правопонимании. Согласно нормативному подходу право по своей сущности есть выраженная в законах или иных признаваемых государством источниках система норм (правил поведения), выражающих общую и индивидуальную волю членов общества, установленных (санкционированных) и обеспечиваемых государством и являющихся регулятором общественных отношений.8

      Данное  определение права составляет сердцевину нормативного правопонимания.

     Исходя  из вышесказанного, право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к определенной ступени исторического развития и особенностями той или иной страны.9

      Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.

      Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических  особенностей, характерных черт. Наиболее существенные  из них: связь с  государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная определенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений.10

      Нормативное понимание права исходит из единства его содержания и формы. Ученые юристы поддерживающие этот подход к пониманию права утверждают, что в реальной действительности содержание и форма права «не

_______________________________

7 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. -  М.: Юристъ,  1997.  С. 138. 

8 См.: Востриков П.П. Теория государства и права. В кратком изложении: Учебное пособие. – Н.Новгород, 2008. С. 161-162.

9 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. -  М.: Юристъ,  1997.  С. 142. 

10 См.: Там же.  С. 139. 

существуют  обособлено друг от друга: бесформенное содержание права также немыслимо, как и его бессодержательная  форма». Другими словами, «содержание  права имеет место лишь постольку, поскольку оно оформлено».11

      Нормативное понимание права делает упор на обоснование и раскрытие роли права как четкого, властного регулятора общественных отношений в целях формирования гражданского общества и правового государства, осуществления связанных с этим социально-экономических и других реформ, обеспечения интересов, прав и свобод граждан, воспитания членов общества в духе уважения и строжайшего соблюдения Конституции и законов, укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступностью.12

     3. Социологический подход. Под правом понимаются порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. Закон – это «право в книгах». Живое право формируется судьями в ходе правоприменительной деятельности и выражается в правовых прецедентах.13

      Другими словами, общее во взглядах юристов-«социологов» на право состоит в том, что все они так или иначе понимают под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» и «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правительств, судов и других государственных органов и его должностных лиц».

      По  словам профессора М.И. Байтина, подобное понимание права, с одной стороны, приближает к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой - теоретически обосновывает административный и судебный произвол.14

      Каждый  из подходов в правопонимании имеет  под собой определенные основания, выражая ту или иную сторону проявления права.

      Чтобы оценить тенденции современного отечественного подхода к правопониманию необходимо рассмотреть определения права с различных позиций ученых юристов.

      Итак, по мнению Романа Зиновьевича Лившица (1929 - 1997), право – сложное явление, которое охватывает как бы три слоя, три элемента. Первый слой – правовые идеи, правовое сознание, второй – правовые нормы и третий – общественные отношения, которые регулируются этими нормами.15

      Теория  права изучает все три элемента правовой материи, Во-первых, правовую идеологию, правовое сознание граждан как область представления

_______________________________

11 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. -  М.: Юристъ,  1997.  С. 140-141. 

12 См.: Там же.  С. 149.

13 См.: Востриков П.П. Теория государства и права. В кратком изложении: Учебное пособие. – Н.Новгород, 2008. С. 162.

14 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. -  М.: Юристъ,  1997.  С. 134-135. 

15 См.: Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство БЕК, 2001. С. 2.

людей о праве. Во-вторых, правовые нормы, их виды, их порядок принятия и применения. И наконец, исследует область  общественных отношений, регулируемых правом, то есть сферу действия правовых норм «на выходе».16

      По  словам выдающегося русского правоведа и философа Евгения Николаевича Трубецкого (18631920):  «Право выражает собою правило поведения. В каком бы смысле мы не употребляли слово «право», мы всегда

подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать; с этим словом в нашем  уме всегда связывается то или 

другое  повеление,  предписание  каких-либо  положительных  действий  или

воздержания от действий. Всякому праву соответствует  чья-либо обязанность, требование, обращение  к какому-либо лицу или лицам».17

      «Право неразрывно связано, во-первых, с существованием общества лиц, среди коих лицо управомоченное осуществляет свое право, к которым оно предъявляет свои требования. Если всякое право непременно выражает собою притязания одних лиц, обязанности других, то ясное дело, что всякое право предполагает общество и вне общества представляется невозможным». Другими словами: «Где нет лица или лиц, обязанных соблюдать чужое право, там нет и лица управомоченного, стало быть, нет и самого права».

      «Всякое право предполагает общество: только в предположении общества разумных лиц можно говорить о праве; с другой стороны, не может существовать и общества разумных лиц без  права».

      Таким образом, право «есть необходимое условие всякого общества: оно – тот общий порядок, которому должно подчиняться как целое общество, так и каждый его отдельный член. Живя в обществе, я должен сознательно поступиться в пользу ближнего целым рядом эгоистических интересов и целей:

Информация о работе Правопонимание: история и современность