Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа
Главная цель данной работы состоит в формировании истинного образа права с позиций интегрированного подхода к проблеме его познания.
К основным задачам данной курсовой работы относятся: исследовать понятие правопонимания, опираясь на всю историю развития юриспруденции; во-вторых, проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и найти их достоинства и недостатки; в-третьих, проследить роль и место права в отечественной юридической науке с учетом постоянно меняющихся социально-экономических, политических и прочих условий развития российского общества.
Введение …………………………………………………………………… 2
I. Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение …………………. 4
II. Основные теории правопонимания ……………………………………. 13
2.1. Теологическая теория права…………………………………… 13
2.2. Теория естественного права……………………………….… 14
2.3. Историческая школа права…………………………………….. 23
2.4. Позитивистская теория права……………………………….. 25
2.5. Нормативистская теория права……………………………… 26
2.6. Психологическая теория права……………………………… 27
2.7. Теория солидаризма в праве……………………………….… 28
2.8. Социологическая теория права……………………………… 29
2.9. Классовая (историко-материалистическая) теория права...... 30
III. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке …….. 33
3.1. Российский юридический позитивизм……………………... 33
3.2. Теория возрожденного естественного права…………….… 34
3.3. Советское социалистическое право…………………………... 35
3.4. Теории правопонимания в постсоветский период………… 37
3.5. Русское юридическое наследие……………………………. 40
Заключение………………………………………………………………. 45
Библиографический список…………….……………………………... 47
В России школа естественного права имела ярко выраженную социальную направленность. Сторонником этой теории являлся Александр Николаевич Радищев (1749-1802). В основе его произведений лежат идеи общепросветительские теории естественного равенства людей, естественного права и общественного договора, переосмысленные Радищевым в революционном духе его времени.
Радищев
доказывал несостоятельность
В своей знаменитой работе «Путешествие из Петербурга в Москву», завершенной в конце XVIII века (1790), с позиций теории естественных прав человека Радищев пишет (глава Зайцово): «Человек
родится в мир равен другому. Все…имеем разум и волю. Следственно, человек без отношения к обществу есть существо, ни от кого не зависящее в своих деяниях».55
В главе «Любани» Радищев вводит понятие «закон» в его соотнесении с основными правами человека. Эти «права», присущие человеку «от природы» и потому неотъемлемые, по мнению Радищева, «личная сохранность», «личная вольность», «собственность».56
______________________________
53 См.: Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом./Редактор М.М. Акимов - Москва. Ленинград. 1933. С. 529-530.
54 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С.190.
55 См.: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву/Сост., автор предисл. И примеч. В.А. Западов. – М.: «Советская Россия», 1981. – (Библиотека русской художественной публицистики). С. 86.
56 См.: Там же. С. 16.
В «Крестьцах», посвящая главу силе воспитания, он пишет о необходимости исполнения предписаний закона: «Закон, каков не худ, есть связь общества». И «в России государь есть источник законов».57
В «Хотилове. Проект в будущем», рассуждая о праве естественном и праве гражданском, пишет: «Но если…все равны от чрева матерняя в природной свободе, равны должны быть и в ограничении оной. Следственно, и тут один другому не подвластен. Властитель первый в обществе закон; ибо он для всех один».58
Или другими словами, по Радищеву, человек в «естественном состоянии» не знает никаких ограничений; закон, по которому он живет, - его собственная воля, желания. Но ради своей собственной выгоды люди объединяются в гражданские общества, добровольно отказываясь от неограниченных желаний и возлагая на себя обязанность соблюдать определенные законы, зиждущиеся на естественном праве.59
На
всех этапах своего творчества Радищев
отстаивал естественные права личности
(право на вольность, на безопасность),
равенство граждан перед законом и судом,
свободу мысли, слова, право собственности
и др.
2.3.
Историческая школа
права.
Развитие исторической теории правопонимания проходило на фоне рецепции римского частного права в Западной Европе и смены ряда отдельных правовых течений. От Школы глоссаторов в Италии (Болонья) в XII веке – толкование римского права на основе Юстиниановского законодательства при полном отсутствие исторических познаний. И школы так называемых постглоссаторов, или комментаторов, в XIV веке – изучение и комментирование не столько самих источников, сколько глосс (заметок) к
ним своих предшественников. До школы юристов-практиков в Германии в XVII веке – примирение рецепированного римского права с потребностями германской жизни.60
В XVI веке во Франции, под влиянием начал возрождения и
гуманизма, сложилась французская историческая школа, которая обратилась к непосредственному изучению источников. Новое направление не ограничилось изучением одного Юстиниановского законодательства (Юстиниан – византийский император, 527 - 565 г.н.э.); наряду с догматическими вопросами стали разрабатываться и
вопросы исторические, чем был пролит свет на многие вопросы римского права. Важнейшие представители этой школы: знаменитые французские
______________________________
57 См.: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву/Сост., автор предисл. И примеч. В.А. Западов. – М.: «Советская Россия», 1981. – (Библиотека русской художественной публицистики). С. 101.
58 См.: Там же. С. 121.
59 См.: Там же. С. 26.
60
См.: Гримм Д.Д. Лекции по догме римского
права./ Под ред. и с предисловием В.А.Томсинова.
- М.: Зерцало, 2003. - (Серия «Русское юридическое
наследие»). С 59.
юристы - Жак Куяций (1522 – 1590) и Гюг Донелл (1527-1591).61
Жак Куяций являлся виднейшим представителем так называемой филологической или элегантной школы изучения римского права и, в то же время, энергичным противником методы комментаторов. Он выдвигает на первый план чистое римское право, рассматривает его в связи с жизнью и культурой, его вызвавшими, и тем самым проводить мысль о невозможности безусловного и отвлеченного приложения римских норм к современной действительности. Обладая обширными познаниями в области античной культуры и языка, чем он резко отличается от глоссаторов, Куяций в своих трудах восстановляет неясные до тех пор подробности этой культуры, дает длинный ряд верных толкований норм римских юристов, вместо искаженных комментаторских, и в первый раз старается оживить образы истинных творцов римского права - Папиниана, Ульпиана, Павла. Отличительную черту Куяция. составляет его стремление к ясному пониманию и изложению духа и смысла права, вместо буквального и казуистического толкования глоссаторов. За Куяций остается до сих пор безусловная заслуга провозвестника современного "объективно-научного" направления в изучении римского права.
В истории науки римского права имя профессора Гюга Донелл связано с оппозицией Куяцию и его методу изучения римского права. Вместо последней Донелл в первый раз ввел синтетическую методу, стараясь не объяснять тексты, а извлекать из них принципы и логические следствия последних. Поэтому он заслужено является отцом современной догматики римского права. По своей эрудиции, таланту и художественности мысли и изложения, он является одним из наиболее выдающихся представителей французской юридической школы XVI века.
Историческое направление просуществовало во Франции до начала XVII века.
В XIX столетии в Германии возникла новая историческая школа, вновь подобающее место было отведено историческому изучению права. Основание ее было положено Геттингенским профессором
Густавом Гуго (1764 - 1884).
Самый талантливый ее представитель и глава – Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861). Савиньи учил, что право есть продукт истории, оно служит выражением народного духа. Для надлежащего уразумения его необходимо обратиться к истории его. Начавшееся в след за этим вновь историческое изучение римского права привело к весьма плодотворным результатам, чему немало содействовало также открытие некоторых утраченных было источников римского права, в особенности подлинных Институций Гая. Большое место было отведено изучению чистого римского права, над ним работал целый ряд выдающихся умов, из которых особенно выдвигается Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846).
______________________________
61
См.: Гримм Д.Д. Лекции по догме римского
права./ Под ред. и с предисловием В.А.Томсинова.
- М.: Зерцало, 2003. - (Серия «Русское юридическое
наследие»). С. 60
Такое изучение чистого римского права само по себе представляет, конечно, явление крайне желательное, но для практики того времени оно было сопряжено с опасностями. За изучением прошлого многие исследователи забывали о положении дел в настоящем. Тщательный исторический и критический анализ источников нередко приводил их к убеждению, что общепринятое толкование тех или других положений не согласно с истинным смыслом их. При этом упускалось из виду, что не согласное с источниками, но освященное прежней доктриною и долголетней практикой толкование того или другого места Corpus juris civilis (кодификация имп. Юстиниана; состоит из институций, дигест, кодекса и новелл; получила название «Свод гражданского права») нередко представляло лишь внешнюю форму, в которую выливались новые положения, вызванные изменившимися социальными и экономическими условиями.62
Итак,
можно сделать вывод, что тексты
римского права были основой, на которой
в XVIII – XIX веках развилась общая наука
европейского гражданского права.
2.4.
Позитивистская теория
права.
В
качестве самостоятельного, теоретически
осмысленного направления правовой
мысли позитивисткая
Для позитивистского типа правопонимания характерно отождествление права (как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установления власти). То есть право – это произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма).63
У
истоков такого похода к праву
стоял английский философ и политический
мыслитель Т.Гоббс с его
является приказом суверена». Под «законом» при этом имеется в виду все действующее (позитивное) право.64
______________________________
62 См.: Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права./ Под ред. и с предисловием В.А.Томсинова. - М.: Зерцало, 2003. - (Серия «Русское юридическое наследие»). С. 62.
63 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С.17.
64 См.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Академика РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2002. С. 142.
Родоначальниками позитивизма также считается один из видных представителей английской аналитической юриспруденции Джон Остин (1790-1859). «Право, - вторил Т.Гоббсу Д.Остин в своем труде о «философии позитивного права», - агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном».65 «Всякое право есть команда, приказ».66
Суть подхода к праву этих ученных и их последователей состояла в трактовке права как приказа суверенной власти, обращенного к поданным.
В
дальнейшем такое правопонимание было
взято на вооружение представителями
различных направлений так
2.5.
Нормативистская теория
права.
Нормативистская теория берет свое начало от «категорического императива». И.Канта как общеобязательного требования «чистой» воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии И.Канта она выступала в ХIХ веке как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественного права и выводившая право из нравственности, способствовало упрочения законности ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом (П.Н.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой).68
Однако к концу ХIХ века - второму десятилетию ХХ века данная школа претерпела существенные изменения. В нормативистской теории право стало полностью отождествляться с законом и для такого типа правопонимания характерно стремление очистить норму закона от каких-либо связей с ее социальным контекстом.
Наиболее последовательно эта установка была реализована и разработана в нормативистской теории австрийского юриста Г.Кельзена (1881 – 1973). Задачу своего «чистого учения о праве» он видел в том, чтобы очистить право от всего неправового, а