Правопонимание: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы состоит в формировании истинного образа права с позиций интегрированного подхода к проблеме его познания.
К основным задачам данной курсовой работы относятся: исследовать понятие правопонимания, опираясь на всю историю развития юриспруденции; во-вторых, проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и найти их достоинства и недостатки; в-третьих, проследить роль и место права в отечественной юридической науке с учетом постоянно меняющихся социально-экономических, политических и прочих условий развития российского общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 2
I. Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение …………………. 4
II. Основные теории правопонимания ……………………………………. 13
2.1. Теологическая теория права…………………………………… 13
2.2. Теория естественного права……………………………….… 14
2.3. Историческая школа права…………………………………….. 23
2.4. Позитивистская теория права……………………………….. 25
2.5. Нормативистская теория права……………………………… 26
2.6. Психологическая теория права……………………………… 27
2.7. Теория солидаризма в праве……………………………….… 28
2.8. Социологическая теория права……………………………… 29
2.9. Классовая (историко-материалистическая) теория права...... 30
III. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке …….. 33
3.1. Российский юридический позитивизм……………………... 33
3.2. Теория возрожденного естественного права…………….… 34
3.3. Советское социалистическое право…………………………... 35
3.4. Теории правопонимания в постсоветский период………… 37
3.5. Русское юридическое наследие……………………………. 40

Заключение………………………………………………………………. 45
Библиографический список…………….……………………………... 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_правопонимание-история и современность.doc

— 379.50 Кб (Скачать документ)

      Для внедрения в современную позитивистскую юриспруденцию нравственных идеалов, согласно Новгородцеву, «требуется именно возрождение естественного права с его идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением». По его оценке, «естественное право представляет собой неискоренимую потребность человеческого мышления».

      Своеобразие естественно-правовой позиции Новгородцева в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, идеала (идеального, естественного права) и действительности (позитивного права, закона). Поэтому естественное право в трактовке Новгородцева выступает по отношению к закону (к действующему позитивному праву) не как собственно право (правовое начало), а как реформаторский нравственный идеал для совершенствования законодательства.90

      XX век с его революциями, мировыми войнами, взлетом и крахом тоталитаризма способствовал возрождению идей и ценностей естественно-правового подхода к правопониманию. 

3.3. Советское социалистическое  право.  

      Развитие  советской правовой мысли после  Октябрьской революции складывалось на основе марксистского учения о  государстве и праве, в процессе острой критики буржуазных теорий права, хотя одновременно и под влиянием некоторых из них.

      Усилиями  многих видных ученых-юристов, в числе  которых были М.А.Аржанов, М.М.Агарков, С.А.Голунский, Н.Н.Полянский, М.С.Строгович, Н.Г.Александров, С.Н.Братусь и другие, в конце 30-40-х годов прошлого столетия было выработано нормативное понимание и

_______________________________

89 См.: Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008. С. 73.

90 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С.196-197.

определение права как системы действующих в государстве юридических норм. Оценивая сложный путь, который прошла с тех пор

юридическая наука в нашей стране, есть основания утверждать, что нормативное понимание права явилось определенным достижением, несмотря на отдельные недостатки и даже ошибки, которые пришлось впоследствии исправлять.

      Наряду  с нормативным, складывалось и более  широкое понимание права, зачатки  которого, как и нормативного, возникли еще в 20-х годах ХХ века. В конце 30-40-х годов А.К.Стальгевич, а затем в 50-е годы С.Ф.Кечекьян  и А.А.Пионтковский предложили понимать под правом помимо норм также и правоотношения. Вскоре Я.Ф.Миколенко высказался за включение в понятие права еще и правосознания.91  При этом правоотношение и правосознание рассматривались ими как формы реализации правовых (то есть законодательных) норм. Эта позиция, получившая название «широкого правопонимания», отождествляя право и закон, расширила понятие права, включая в него наряду с нормами законов также формы их реализации на практике.92

      Юридический позитивизм оказался весьма востребованным в Советском Союзе в период укрепления сталинизма. Начиная с  Первого Совещания по вопросам науки советского государства и права от 16-19 июля 1938 года и до средины 50-х годов ХХ века советская теория права (которой до этого времени удавалось сохранить концептуальное многообразие) оказалась жестко привязана к официальному определению права А.Я.Вышинского, одобренному участниками Совещания. Согласно данному определению советское право – это совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю, и применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся.93

      По  своему типу правопонимание, предложенное А.Я.Вышинским и принятое совещанием, является позитивистским (или легистским), поскольку в его основе лежит отождествление права и закона. Такое отождествление прямо и откровенно признавалось и утверждалось Вышинским. «Право, - по его словам, - совокупность или система правил (законов), имеющих своим назначением заботу о подчинении членов общества «общим условиям производства и обмена», то есть о подчинении господствующим в данном обществе классовым интересам». Суть его определения права состоит в том, что право – это приказы диктаторской власти.

_______________________________

91 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. -  М.: Юристъ,  1997.  С. 136.

92 См.: Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008. С. 54.

93 См.: Там же. С. 51.

      Приказное советско-легистское правопонимание, одобренное «с подачи» Вышинского совещанием 1938 года, стало на все последующие годы официальной позицией в советской юридической науке.94

      Советский вариант понимания права в  наиболее завершенном виде продемонстрировал  подход к праву как к «средству  руководства обществом», инструменту достижения экономических, политических, идеологических и других целей. Реализация такого подхода на практике означала подчинение законодательства сначала целям установления диктатуры пролетариата, а затем – задачам социалистического строительства, по-прежнему требовавшим (хотя и не в столь жесткой степени) подавления индивидуального начала коллективистским.

      Теоретико-методологической особенностью советского варианта правопонимания было то обстоятельство, что советская  теория права изначальна провозглашала свою приверженность марксистской доктрине исторического материализма, что придавало данному типу правопонимания внешне социологизированный характер.95

      Содержательная  критика такого узконормативного подхода к праву с позиций различения и соотношения права и закона начинается в советской юридической науке лишь в 70-е годы.96 

3.4. Теории правопонимания в постсоветский период. 

      Утвердившаяся в условиях социализма тоталитарная система как тип и форма  организации коммунистической партийно-политической власти – это, по словам В.С.Нерсесянца, антиюридизм (лучше и не скажешь), который подменил надлежащие государственно-правовые формы и принципы организации и осуществления публичной власти и препятствовало их возникновению.

      Диктатура пролетариата (с ее антипарламентаризмом, отсутствием разделения властей, отрицанием прав человека, господством силовых норм), согласно марксистско-лениской доктрине, должна была сохраниться до «полного коммунизма».

      Чтобы освободится от дискредитированного  в условиях сталинского террора понятия «диктатура пролетариата», в начале 60-х годов правящей коммунистической партией было выдвинуто положение о переходе от диктатуры пролетариата к общенародному государству.     Однако как само положение, так и его закрепление в

брежневской Конституции 1977 года носили декларативный  характер, поскольку    оставались   нетронутыми   все   прежние  базисные    и

надстроечные  структуры пролетариата во главе  с монопольно правящей _______________________________

94 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С.102.

95 См.: Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008. С. 51.

96 См.: Там же. С. 54.

КПСС.

      Эти структуры партийно-политической диктатуры (под названием «административно-командная  система») фактически сохраняли свою силу и позиции также и в  годы перестройки.

      Отход от прежней системы был ускорен  крахом августовского путча 1991 года и последовавшим за ним распадом СССР (декабрь 1991 года) на новые суверенные государства.

      Послеавгустовские преобразования в России приобрели  качественно новый характер и  по существу были уже нацелены на выход  за рамки социализма (с общей ориентацией на отношения, институты и нормы, характерные для современных западных стран).

      В рамках действовавшей тогда Конституции  новые правовые нормы (по существу – антисоциалистические) пришли в столкновение со старыми неправовыми и антиправовыми нормами (с нормами социалистического времени и происхождения).

      Кризис  власти в сентябре-октябре 1993 года принял конфронтационный характер и вылился  в Москве в малую гражданскую  войну сторонниками и противниками советско-социалистической системы. В  результате силового решения этого кризиса Россия вступила в постсоветский период своего развития.

      В принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 го первой послесоциалистической  конституции РФ нашли свое признание  и нормативное закрепление все  три основных компонента современной правовой государственности – гуманитарно-правовой (закрепление основных прав и свобод человека), нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция источников действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).97

      Для утверждения начал правовой государственности  определяющее значение здесь имеют  прежде всего положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод (статья 2), о разделении властей (статья 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права (статья 15).

      Новая Конституция РФ в своей регламентации  основных положений постсоветского строя опирается на естественно-правовые идеи о прирожденных и неотчуждаемых правах и свободах человека. В утверждениях такого подхода Конституция (статья 2) провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». При этом Конституция (пункт 2 статьи 17)

исходит   из   того,  что   «основные  права и свободы  человека

_______________________________

97 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С.136.

неотчуждаемы  и принадлежат  каждому от рождения».

      Присущий  Конституции естественно-правовой подход по существу означает, что прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека представляют собой исходное правовое начало.

      В Конституции содержится также и ряд других специальных норм, конкретизирующих общеправовое значение прав и свобод человека и гражданина. Существенное положение об этом содержится в статье 18, согласно которой «права и свободы человека и гражданинаопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

      Если  данная статья в позитивной форме  содержит требования правового закона, то в другой статье Конституции (пункт 2 статьи 55) содержится прямой запрет антиправового (правонарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Важная в этом плане норма содержится и в пункте 3 статьи 15 Конституции: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».98

      Заложенная  в основу действующей Конституции  Российской Федерации естественно-правовая доктрина вызвала всплеск научного интереса к естественно-правовому типу правопонимания в постсоветской юриспруденции.

      Значительный  вклад в раскрытие идейного потенциала права внесен профессором Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем (1938-2005). «Право по своей сущности, пишет он, - и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенна форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия этой свободы, формальная свобода» В другом месте: «…Сам принцип формального равенства имманентен ((от лат . immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу) праву как таковому  и выражает присущую ему справедливость».99

Информация о работе Правопонимание: история и современность