Правопонимание: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы состоит в формировании истинного образа права с позиций интегрированного подхода к проблеме его познания.
К основным задачам данной курсовой работы относятся: исследовать понятие правопонимания, опираясь на всю историю развития юриспруденции; во-вторых, проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и найти их достоинства и недостатки; в-третьих, проследить роль и место права в отечественной юридической науке с учетом постоянно меняющихся социально-экономических, политических и прочих условий развития российского общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 2
I. Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение …………………. 4
II. Основные теории правопонимания ……………………………………. 13
2.1. Теологическая теория права…………………………………… 13
2.2. Теория естественного права……………………………….… 14
2.3. Историческая школа права…………………………………….. 23
2.4. Позитивистская теория права……………………………….. 25
2.5. Нормативистская теория права……………………………… 26
2.6. Психологическая теория права……………………………… 27
2.7. Теория солидаризма в праве……………………………….… 28
2.8. Социологическая теория права……………………………… 29
2.9. Классовая (историко-материалистическая) теория права...... 30
III. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке …….. 33
3.1. Российский юридический позитивизм……………………... 33
3.2. Теория возрожденного естественного права…………….… 34
3.3. Советское социалистическое право…………………………... 35
3.4. Теории правопонимания в постсоветский период………… 37
3.5. Русское юридическое наследие……………………………. 40

Заключение………………………………………………………………. 45
Библиографический список…………….……………………………... 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_правопонимание-история и современность.doc

— 379.50 Кб (Скачать документ)

      В своем сочинение, получившем название «Основы права», Гоббс касается вопросов не только о человеке и его природе, но и политических проблем. В нем доказываются в частности, преимущества абсолютной власти. Однако защиту суверенных прав верховной власти Гоббс строит не на ссылках на божественный характер монархии, как это делали обычно идеологи абсолютизма, а на принципах теории естественного права и договорного происхождения государства.37

      Развитие  других важнейших правовых идей и доктрин, а именно – теории правового государства, народного суверенитета, их эволюция в правовом мышлении и политической практике прослеживается на основе изучения теорий великих мыслителей XVIII – XIX веков.

      Выдающийся  русский юрист П.И.Новгородцев  в своей книге «Введение в  философию права: кризис современного правосознания» цитируя мысли Руссо помогает нам понять правовой дух эпохи Французской революции, ее главной идеи – идеи народного суверенитета. «Тот, кто хочет иметь ключ к пониманию этой идеи, должен обратиться к «Общественному договору» Руссо».

      «Общественный договор», пишет он, это произведение, которое было политическим credo своего времени и которое легло в основу политической теории XIX века. «До сих пор господствующей философской идеей государственного права остается провозглашенная Руссо идея народного суверенитета».

      «Руссо: «Народ высказался, этого достаточно; никакие возражения, никакие veto невозможны против его суверенной воли; она  всегда законна: это сам закон»».38

        «Если попытаться определить, в чем именно состоит то наибольшее благо всех, которое должно быть целью всякой системы законов, то окажется, что оно сводится к двум главным вещам: свободе и равенству».39

      Ж.-Ж.Руссо говорил, что одним   из   приобретений   человека  в

гражданском состоянии является моральная свобода, «которая одна делает человека действительно хозяином самому себе, ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться

_______________________________

36 См.: Мееровский Б.В. Гоббс. М.: «Мысль», 1975. – (Мыслители прошлого). С. 134.

37 См.: Там же. С. 18-19.

38 См.: Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис соврем. правосознания / РАН. Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1996. С. 6.

39 См.: Руссо Ж.-Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений. Пер. с франц. Сост. предисл. и примеч. И.Верцмана. – М.: «Дет.лит.», 1976. С. 86.

закону, который ты сам для себя установил, есть свобода».40

      «Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей».41

      Несмотря  на постоянные апелляции Руссо к свободе, равенству и праву он  отвергает идею неотчуждаемых прав человека, говоря, что «переход от состояния естественного к состоянию гражданскому производит в человеке весьма приметную перемену, заменяя в его поведении инстинкт справедливостью и придавая его действиям тот нравственный характер, которого они ранее были лишены». Руссо говорит, что «по Общественному договору» происходит обмен «естественной свободы и неограниченного права» на «свободу гражданскую и право собственности».42

      Иначе говоря естественное право обменивается на договорное (позитивное) право.

      По  словам П.И. Новгородцев, естественное право составляло всю политическую философию  XVIII века. «Если бы надо было найти некоторую общую идею, одухотворяющую старое представление о правовом государстве, то такой идеей следует, конечно, признать понятие о естественной гармонии общественных отношений. Для оптимистически настроенной гармонии и радостно возбужденной мысли конца XVIII века все начала общественной жизни представляются находящимися в естественном и гармоничном соотношении, обеспечивающем их легкое осуществление в жизни. Равенство и свобода, общественное благо и личный интерес, справедливый закон и народная воля, требования права и подчиняющаяся им действительность, все это понятия близкие, что в разумно устроенном государстве они связаны между собой неразрывной связью и неизбежно предполагают одно другое».

      Он  приводит « неразрешимую» и «невозможную»  задачу Руссо: «Найти форму устройства, в которой каждый, соединяясь с другими, повиновался бы однако, только самому себе и оставался бы столь же свободным, как прежде».43

      Идеи  французской революция XVIII века оказали огромное влияние на таких великих классиков немецкого идеализма конца XVIII – первой трети XIX века - И.Кант (1724-1804),    И.Г.Фихте (1762-1814),

Ф.В.Й. фон  Шеллинг (1775-1854) и Г.В.Ф.Гегель (1770-1831).

      Идеи  французских просветителей весьма заметно отразились на трудах И.Канта, так  лозунг    «Свобода, равенство  и братство» получил

_______________________________

40 См.: Руссо Ж.-Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений. Пер. с франц. Сост. предисл. и примеч. И.Верцмана. – М.: «Дет.лит.», 1976. С. 87.

41 См.: Там же. С. 81.

42 См.: Там же. С. 85.

43 См.: Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис соврем. правосознания / РАН. Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1996. С. 1.

отражение в  выдвинутых им трех неотчуждаемых  принципах общественной жизни в  условиях государства: свобода каждого члена общества, равенство всех подданных, самостоятельность каждого гражданина.44

      Несмотря  на то, что начатое Кантом могучее теоретическое движение не смогло стать непосредственным прологом буржуазной революции в Германии, тем не менее оно сыграло огромную прогрессивную роль.

      Философия Канта  впитала в себя просветительские ценности человеческого разума и достоинства и подобно их глашатаем стала врагом феодального мракобесия и нравственного оскудения. Так, по мнению Канта, критерий нравственного закона заключается не в содержании, а в форме воли, не в том, что составляет предмет желания, а в том как мы желаем, в желательности всеобщего значения правила поведения, то есть в намерении и настроении, согласующимся с законом.45

      Кант  в своей концепция права и государства утверждает, что для «естественного права» достаточно легального соблюдения требований законов. «Естественное» право должно укреплять моральную свободу личности, то есть создавать условия исполнения ею своего долга. А что касается правового долга, то он, в отличие от долга морального, касается не одного человека, а отношений справедливости между различными людьми.46

      Проблемы  философии права и государства  занимают большое место и в творчестве Г.В.Ф.Гегеля.

      Гегель  разделил свою систему умозрительной  философии на три части, и третью из них, назвал наукой нравственности или этикою, подразумевая под этим учение о нравственной природе, о человеческих правовых отношениях или о естественном праве, в самом широком смысле.

      В 1802 году Гегель написал статью «О научных  способах исследования естественного права, о его месте в практической философии и его отношении к науке о положительном праве», в которой он различает три научных способа исследования этого вопроса: эмпирический, рефлекторный и умозрительный; предметом последнего служит «абсолютная нравственность».47

     Причем, эмпирический способ– концепции Т.Гоббса, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей до Канта; Рефлекторный (или формальный) – подход Канта, Фихте и их последователей; а Абсолютный – подход самого Гегеля

_______________________________

44 См.: Нарский И.С.  Кант. М.: «Мысль», 1976. –  (Мыслители прошлого). С. 164-165.

45 См.: Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом./Редактор М.М. Акимов - Москва. Ленинград. 1933. С. 209.

46 См.: Там же. С. 164.

47 См.: Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом./Редактор М.М. Акимов - Москва. Ленинград. 1933. С. 206.

к вопросу  нравственности.

      Гегель  критикует нравственный закон Канта, говоря, что этот закон пуст, что  он указывает лишь, чего нельзя делать, но не говорит, чего нужно желать и что следует делать при различных обстоятельствах; он абсолютен не положительно, а «отрицательно»; он имеет неопределенный или «бесконечный» характер, тогда как нравственный закон (по Гегелю) по своему существу должен быть абсолютным и положительным: поэтому нравственный закон Канта не имеет нравственного характера.48

      Чтобы обосновать философию нравственности, «мы предполагаем», говорит Гегель, «нечто положительное, именно предполагаем, что абсолютная нравственная цельность  есть не что иное, как народ», и что абсолютно нравственное имеет своим условием и содержанием не что иное как «принадлежность народу».49

      Естественное  право, по учению Гегеля, относится к нравственной природе не как основание, а как следствие; оно предполагает нравственную природу, выходит из нее и должно показать или «конструировать как нравственная природа приходит к своему истинному праву». Точно так же отдельный человек относится к нравственной целостности не как основание, а как член; поэтому нравственность отдельного лица среди абсолютной нравственности, составляющей жизнь целого, есть «удар пульса всей системы».50

      По  Гегелю, право есть наличное бытие свободы или самоосуществление и саморазвитие свободы.51

      В философии права Гегель освещает формы обнаружения объективного (объективно свободного) духа в виде осуществления понятия права в формах наличного бытия.

      Тремя основными формами конкретизации понятия права у Гегеля являются: абстрактное право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли в отношении ко всеобщему

– к  праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов.

     У Гегеля каждая ступень развития объективного духа (абстрактное право, мораль, нравственность) есть право и обладает «своим  собственным правом,  так как она есть наличное бытие свободы в одном из ее определений».52

     Свободный дух является первоначально в  своей непосредственности,   как  свободная индивидуальность,  как единичная

_______________________________

48 См.: Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом./Редактор М.М. Акимов - Москва. Ленинград. 1933. С. 209-210.

49 См.: Там же. С. 213.

50 См.: Там же. С. 218.

51 См.: Там же. С. 527.

52 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С.187-188.

исключительная  воля, сознающая разум и свою всеобщность. Это воля есть личность. Личность есть идея свободы во всем ее объеме и богатстве, в ее еще неразвитом и абстрактном состоянии.

      Личность  есть источник всякого  права, она создает правоспособность, осуществлять которую личность не обязана, но уполномочена. Основное положение заповедей права: «будь личностью и уважай всех других, как личности».53

      Гегелевская трактовка естественного права  как философского понятия права, одной из форм которого является закон (позитивное право), представляет собой  отход от прежних учений. Однако в целом ряде моментов он остается под влиянием естественноправовых представлений (например, смешение права с моралью и нравственностью), в силу чего у него нет принципа отличия права от морали и нравственности. По этой причине в гегелевской философии права нет юридически определенной концепции собственно правового закона.54

Информация о работе Правопонимание: история и современность