Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа
Главная цель данной работы состоит в формировании истинного образа права с позиций интегрированного подхода к проблеме его познания.
К основным задачам данной курсовой работы относятся: исследовать понятие правопонимания, опираясь на всю историю развития юриспруденции; во-вторых, проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и найти их достоинства и недостатки; в-третьих, проследить роль и место права в отечественной юридической науке с учетом постоянно меняющихся социально-экономических, политических и прочих условий развития российского общества.
Введение …………………………………………………………………… 2
I. Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение …………………. 4
II. Основные теории правопонимания ……………………………………. 13
2.1. Теологическая теория права…………………………………… 13
2.2. Теория естественного права……………………………….… 14
2.3. Историческая школа права…………………………………….. 23
2.4. Позитивистская теория права……………………………….. 25
2.5. Нормативистская теория права……………………………… 26
2.6. Психологическая теория права……………………………… 27
2.7. Теория солидаризма в праве……………………………….… 28
2.8. Социологическая теория права……………………………… 29
2.9. Классовая (историко-материалистическая) теория права...... 30
III. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке …….. 33
3.1. Российский юридический позитивизм……………………... 33
3.2. Теория возрожденного естественного права…………….… 34
3.3. Советское социалистическое право…………………………... 35
3.4. Теории правопонимания в постсоветский период………… 37
3.5. Русское юридическое наследие……………………………. 40
Заключение………………………………………………………………. 45
Библиографический список…………….……………………………... 47
Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в Ветхом и
______________________________
26
См.: Нерсесянц В.С.
Философия права. – М.: Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М),
2001. – (Краткие учебные курсы юридических
наук). С. 163-165.
Новом завете).
Свою трактовку законов Фома Аквинский дополняет учением о праве. Право – это, по его утверждению, действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития.
В соответствии с этим право (понимаемое также как праведное и справедливое) характеризуется им как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения. При уравнении по природе вещей речь идет о естественном праве, при уравнении по человеческому волеустановлению – о цивильном, позитивном праве. Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческим законом), он называет также человеческим правом.27
В целом, согласно трактовке Фомы Аквинского, получается, что человеческий закон, только соответствуя естественному закону, а также требованиям естественного права, может выступить в качестве надлежащего (закономерного и правомерного) источника позитивного (человеческого, цивильного) права.
Теологическое
направление в правопонимании господствовало
до XVII века, когда на смену ему пришли светские
теории правопонимания.
2.2.
Теория естественного
права.
Естественно-правовая концепция правопонимания прошла долгий путь в своем развитии, неоднократно возрождаясь и трансформируясь с учетом новых потребностей социальной практики.
Идеи естественного, принадлежащего человеку от рождения, неотчуждаемого права зародились в Древней Греции на основе мифов о божественном происхождении существующего миропорядка. По мере десакрализации ((от лат. sacrum - священное), устранение священного из понимания каких-либо реальностей) и рационализации мифов складывалось философской представление об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих отношениях, который основан на законе природы, порожденном божественным разумом. Эти идеи древнегреческой философии получили развитие в юриспруденции Древнего Рима, рассматривавшей естественный закон (естественное право) как выражение разумности и справедливости божественного порядка, управляющего миром.28
Римское право, к которому обращались и еще будут обращаться представители многих поколений, сделало римлян по истине
знаменитыми. Его научная разработка заняла несколько веков.
______________________________
27 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С. 163-165.
28 См.: Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008. С. 69.
Религиозное сознание римлян эпохи республики – это была религия, исключающая всякую веру и основанная на юридически закрепленных взаимоотношений человека с богами в рамках административно организации. Римская государственность базировалась на своде правил, выработанных на основе обычаев предков, а также на традициях и опыте. Со временем эти правила, оформившись в законы, были обнародованы (Закон XII таблиц, середина V века до н.э.).
Начиная с IV века до н.э. секуляризация ((от позднелат . saecularis - мирской, светский), эмансипация от религии и церковных институтов) права и идеи греческих философов подтолкнули римских юристов к поиску новых правовых норм для защиты справедливости и равенства.
И только при Марке Туллие Цицероне (106-43 гг. до н.э.) была выработана римская политическая доктрина.29
Большой интерес для юридической науки представляют два политико-философских произведения Цицерона – «О государстве» и «О законах» (в форме диалогов). Они служат превосходным образцом римской прозы и содержат изложение теорий государства и права античной Греции и Рима.
Первая книга трактата «О законах» (наиболее обработанная и законченная) содержит рассуждения о естественном праве, которая и представляет собой интерес в рамках выбранной темы исследования. В целом же трактат с его второй книгой – о «праве божественном» и третьей – о магистратах, пожалуй, можно считать наиболее ярким выражением политико-философских теорий, имевших хождение среди наиболее образованной, « интеллигентной» и умеренно-консервативной части господствующего класса Рима.
В своих рассуждениях в первой книге трактата «О законах» Цицерон говорит о необходимости сначала выяснить самую природу права, а затем перейти к рассмотрению законов.
«…природу права…следует искать в природе человека».
Он дает определение закона: «Закон…есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное. Этот же разум, когда он укрепился в мыслях человека и усовершенствовался, и есть закон».
И далее предлагает: «…возникновение права следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он мерило права и бесправия». 30
Он
рассматривает закон как
то этот разум, им свойственный должен мыслить правильно; а так как разум есть закон, то мы люди, должны считаться связанными с богами
______________________________
29 См.: Робер Ж.-Н. Рим. – М.:Вече, 2006. - (Гиды цивилизаций). С. 5, 116, 155.
30 См.: Цицерон М.Т. Диалоги: О государстве. О законах./ Перевод В.О. Горенштейна/ Ред.коллегия серии «Литературные памятники» - М.: Научно-издательский центр «Ладомир» - «Наука», 1994. С. 94-104.
также законом. Далее, между теми, между кем существует общность в виде закона, существует общность в виде права».
Итак, по Цицерону: «…полное понимание того, что мы рождены для справедливости и что не на мнение людей, а на природе основано право. Это сразу станет очевидным, если мы вникнем в сущность человеческого общества и связей между людьми».
«… объединением людей должны управлять законы, способные укреплять дружбу и основанные на разуме».
«…природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща. Следовательно…» природа даровала людям «и закон, который есть здравый разум – как в повелениях так и в запретах».
«…между людьми никакого различия нет».
Таким образом, чувство социальной общности, влечение людей друг к другу заложено в самой природе и тесно связано с понятием справедливости.
«Более того, если право не будет корениться в природе, то все доблести уничтожаться»: «благородство, любовь к отечеству, чувство долга, желание служить ближнему…» и «мы, по природе своей, склонны любить людей, а это и есть основа права».
«…право проистекает из природы».
Рассматривая право с точки зрения Цицерона нельзя ни обратить внимание на весьма интересное определение справедливости: «справедливость не ищет ни награды, не платы: к ней стремятся ради нее самой» и «самая большая несправедливость – желать платы за справедливость». 31
Таковы основные положения теории естественного права, развиваемого Цицероном в трактатах «О законах».
В Средние века старые идеи и концепции естественного права были переосмыслены в русле христианского мировоззрения, согласно которому естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека обусловлены его богоподобной природой. Характерной чертой всех теологических концепций естественного права является то обстоятельство, что природа человека предстает в них как творение Бога, а не как нечто созданное самим человеком и усовершенствованное в процессе исторического развития. Соответственно, такой же вечный и неизменный характер имеют обусловленные этой природой естественные права человека.
Причем, если в XVI веке системы естественного права
первоначально затрагивали по преимуществу государственное и международное право. То с конца XVII века эта школа стала оказывать влияние и на гражданское право.
______________________________
31 См.: Цицерон М.Т. Диалоги: О государстве. О законах./ Перевод В.О. Горенштейна/ Ред.коллегия серии «Литературные памятники» - М.: Научно-издательский центр «Ладомир» - «Наука», 1994. С. 94-104.
В XVIII веке школа естественного права стала играть преобладающую роль. Главная заслуга этой школы состоит в том, что она привела к выработке известной суммы общих понятий и к систематической группировке правового материала.
Принципиально новым шагом в развитии естественно- правового типа правопонимания стало выросшее на идеях французских просветителей XVIII века Жан-Жака Руссо (1712-1778), Шарля-Луи де Монтескье (1689-1755), Денни Дидро (1713-1784), Франсуа-Мари Аруэ Вольтера (1694-1778), английских ученых - Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704) и немецких философах: учение о нравственном законе И.Канта (1724-1804), абстрактное право Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831).
Естественное право, по Гоббсу, не следует смешивать с естественным законом – предписанием или найденным разумом общим правилом.32
Следует различать право и закон, ибо право состоит в свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы. Короче говоря, закон и право различаются между собой, так же как обязательство и свобода.33
Существенное
значение в морально-правовой концепции
Т.Гоббса придается противопоставление
естественного состояния
Другими словами, мерилом права в естественном состоянии является польза, ибо каждый человек, действую на свой страх и риск, добивается того, что ему выгодно, что служит его интересам. Поэтому в обществе, где нет государственной организации и управления, царят произвол и бесправие.
В соответствии с этим, чувства и разум диктуют людям необходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу, к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное право уступает место естественному закону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни».35
Несмотря на то, что науку о естественных законах Гоббс характеризует как единственную и истинную философию морали в качестве науки о добре и зле в человеческих поступках и в
______________________________
32 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С.172.
33 См.: Мееровский Б.В. Гоббс. М.: «Мысль», 1975. – (Мыслители прошлого). С. 126-127.
34 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук). С.172.
35 См.: Мееровский Б.В. Гоббс. М.: «Мысль», 1975. – (Мыслители прошлого). С. 126-127.
общественной жизни, он фактически устраняет регулятивную функцию нравственности, превращая моральные (естественные) законы в гражданские. На первое и решающее место он выдвигает право, «приказания государства», ибо только они и в состоянии реализовать те моральные требования, которые содержаться в естественных законах, придав последним принудительно-обязательный характер.36