Анализ объема, ассортимента, качества реализуемой продукции на примере ОАО"Молочный завод "Простоквашино"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Часть 1. Анализ объема, ассортимента и качества продукции.......................5
1.1 Цель и задачи анализа, ассортимента и качества продукции.............5
1.2 Анализ объема продукции.......................................................................6
1.3 Анализ ассортимента продукции...........................................................11
1.4 Анализ качества продукции...................................................................14
Часть 2. Краткая характеристика ОАО "Молочный завод
Простоквашино".................................................................................................19
2.1 Материалоемкость основных видов ОАО "Молочный завод Простоквашино"..................................................................................................21
2.2 Расход материальных ресурсов ОАО "Молочный завод Простоквашино"..................................................................................................25
2.3 Материалоемкость по элементам материальных затрат....................28
Заключение...........................................................................................................31
Список использованных источников.................................................................35
Приложения..........................................................................................................39

Работа состоит из  1 файл

Комплексный экономический анализ хоз. деятельности..doc

— 358.50 Кб (Скачать документ)

    На основе данных таблицы 2.4.1 можно сделать следующие выводы:

1) общее отклонение фактического расхода материальных ресурсов составило:

а) от норм 2010 г. – 875,05 тыс. руб., или 0,31% (экономия);

б) от норм 2011 г. – 5 197,52 тыс. руб., или 1,88% (перерасход);

2) наиболее существенная величина экономии была достигнута по использованию сухих смесей – отклонение фактического расхода от норм 2010г. составило 8 407,61 тыс. руб., или 51,04%, а от норм 2011 г. – 6 895 тыс. руб., или 46,09%;

3) существенный перерасход по нормам 2011 г. наблюдается по использованию следующих групп материальных ресурсов:

а) вспомогательные материалы – 224,27 тыс. руб., или 15,34%.

б) тара и упаковка – 10 982,47 тыс. руб., или 5,73%.

     Таким образом, в 2011 г. наблюдается перерасход материальных ресурсов, который составляет 1,88% от установленных на 2011 г. норм. Причинами этого могут быть:

– сверхнормативное потребление таких материальных ресурсов, как вспомогательные материалы, тара и упаковка;

– заниженные нормы, установленные на основе фактических затрат прошлого периода.

      ОАО «Молочный завод Простоквашино» необходимо совершенствовать систему нормирования расхода сырья и материалов, т.к. она служит одной из важнейших предпосылок рационального потребления материальных ресурсов в производстве.

 

 

 

 

 

2.3 Материалоемкость по элементам материальных затрат

      Расчет обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов. Частные показатели характеризуют эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости). Для анализа частных показателей материалоёмкости ОАО «Молочный завод Простоквашино» рассмотрим таблицу 2.5.1.

Таблица 2.3.1 – Материалоемкость по элементам материальных затрат

Элементы материальных затрат

Материальные затраты

Материалоемкость, %

2010

2011

отклонение

2010

2011

отклонение

абс.

%

абс.

%

Материальные затраты, в т.ч.:

356058,3

361331,8

+ 5273,5

+ 1,5

90,44

83,63

– 6,81

– 7,53

основное сырье

57712,6

58087,7

+ 375,1

+ 0,6

14,66

13,44

– 1,22

– 8,29

вспомогательные материалы

5719,7

6597,3

+ 877,6

+15,3

1,45

1,53

+ 0,07

+ 5,10

покупные сухие смеси (СОМ, СЦМ, масло)

16471,6

8064,0

– 8407,6

–51,0

4,18

1,87

– 2,32

– 55,4

топливо

42418,9

44678,7

+ 2259,9

+ 5,3

10,77

10,34

– 0,43

– 4,03

электроэнергия

31255,6

35144,3

+ 3888,7

+12,4

7,94

8,13

+ 0,19

+ 2,46

другие

202480,0

208759,8

+ 6279,9

+ 3,1

51,43

48,32

– 3,11

– 6,06

       Из таблицы 2.5.1 видно, за 2011 год величина материальных затрат увеличилась на 5 237,5 тыс. руб., что составляет 1,5% от их величины в 2010г. На такое изменение в большей степени оказало влияние существенное увеличение величины вспомогательных материалов (15,13%), топлива (5,3%) и электроэнергии (12,4%).

     Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2011 году сократилось на 8 407,6 тыс. руб., или на 51%. Материалоёмкость по данным материальным затратам снизилась на 2,32 копеек, или на 55,4%. Анализ объемов закупки ТМЦ и объемов производства ОАО «Молочный завод Простоквашино» за 2010 – 2011 гг показал, что предприятие увеличило производство собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сократило их закуп со стороны на 28,9%.

    Наблюдается существенное снижение материалоёмкости по основному сырью – на 1,22 копейки, или на 8,29%, а также по прочим материальным затратам – на 3,11 копеек, или на 6,06%.

      Несмотря на то, что увеличилось потребление топлива на 5,3%, что обусловлено ростом объема производства продукции, отмечается снижение топливоёмкости продукции на 4,03%. Это говорит о ресурсосберегающей направленности производственной деятельности ОАО «Молочный завод Простоквашино».

      Существенное увеличение материалоёмкости на 5,1% по статье «вспомогательные материалы» в ОАО «Молочный завод Простоквашино» был вызван ростом затрат на кальцинированную соду (на 100%), печатные ленты (на 23%) и растворители (на 12%) . В данном случае повышение материалоемкости может быть вызвано нарушением технологии и рецептуры; низким качеством сырья и материалов; изменением норм расхода, отходов и потерь и т.д.

    В целом, несмотря на рост материальных затрат, общая материалоемкость продукции ОАО «Молочный завод Простоквашино» за 2011 год снизилась на 6,81 копейки, что составляет 7,53% от ее уровня за 2010 год. Снижение материалоемкости производства товаров является одной из составляющих общей цели ресурсосбережения в ОАО «Молочный завод Простоквашино», так как способствует снижению материальных затрат, а, следовательно, себестоимости выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Первая часть данной курсовой работы посвящена теоретическим основам анализа объема, ассортимента и качества продукции.

     Объем производства и продажи продукции, ассортимент и качество продукции – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и на этапе выполнения планов.

     На изменение объема продукции оказывает влияние огромное количество факторов: производственные мощности, заказы на продукцию, обеспеченность организации ресурсами. В свою очередь, от величины объема реализации зависит финансовое положение и финансовый результат работы организации.

     Изменения в ассортименте и структуре продукции влияют на объемы производства продукции, и как следствие на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели. Поэтому анализ такого влияния позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

    Важнейшим источником роста эффективности производства является повышение качества выпускаемой продукции, что обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

    Анализ объемов, ассортимента и качества продукции завершается поиском внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства.

    Во второй части был проведен анализ продукции ОАО «Молочный завод Простоквашино», в результате которого были сделаны следующие выводы:

1. За 2011 год величина материальных затрат увеличилась на 5 237,5 тыс. руб., что составляет 1,5% от их величины в 2007 г.

   Имеет место сверхнормативное потребление материальных ресурсов, которое составляет 1,88% от установленных в ОАО «Молочный завод Простоквашино» на 2011 г. норм.

2. Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи материальных затрат «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2011 году сократилось на 51%. Материалоёмкость продукции по данному виду материальных ресурсов снизилась на 55,4%. Это связано с увеличением производства собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сокращением их закупа со стороны на 28,9%.

3. В 2011 г. по сравнению с прошлым годом показатели использования материальных ресурсов значительно улучшились:

1) коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат равен 1,1, что свидетельствует о более рациональном и экономном использовании материальных ресурсов в ОАО «Молочный завод Простоквашино»;

2) топливоёмкость продукции снизилась на 4,03%, что говорит о ресурсосберегающей направленности производственной деятельности ОАО «Молочный завод Простоквашино».

3) общая материалоемкость произведенной продукции снизилась на 6,81 копеек, или на 7,5%, а материалоотдача, соответственно, увеличилась на 9,01 копеек. При этом на снижение материалоёмкости наиболее существенное влияние оказало структурное изменение выпуска продукции, что свидетельствует об уменьшении доли более материалоемкой продукции в общем объеме выпуска.

    В свою очередь, факторный анализ увеличения объема производства за 2011 г. показал, что данное снижение материалоёмкости продукции оказало наибольшее влияние на рост объема произведенной продукции.

4. Основным резервом снижения материалоемкости на ОАО «Молочный завод Простоквашино» является снижение цен на сырье и материалы, используемые в производстве, т.к. за счет роста средних закупочных цен на материальные ресурсы общая материалоемкость продукции существенно увеличилась на 21,85 копеек, или на 247,7%. Вследствие этого ОАО «Молочный завод Простоквашино» необходим пересмотр или поиск новых договоров с поставщиками, снижение транспортных расходов на перевозку материальных ресурсов.

    В завершение анализа продукции ОАО «Молочный завод Простоквашино» были разработаны следующие мероприятия рационального использования материальных ресурсов:

1) тщательный контроль на стадии поступления сырья на производство, за массой готовой продукции и сдачей ее на склад;

2) разработка и внедрение прогрессивных норм расхода и соблюдение режима экономии;

3) улучшение качества материалов (использование ферментных добавок);

4) разработка технологии производства, предполагающей замену более дорогостоящего сырья на более дешевое;

5) использование наиболее современных видов сырья (дрожжевое молоко, закваска, обезжиренное молоко с солодовым экстрактом и др.) с целью экономии дефицитных сельскохозяйственных продуктов;

6) сокращение до минимума всех возможных потерь и отходов в производстве;

7) вторичное использование возвратных отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М. – 2009. – 536 с.

2. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности/ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 415 с.

3. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. литература / Л.Т. Гиляровская.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2006. – 360 с.

4. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, Л.И. Ушвицкий. – М.: Финансы и статистика. – 2006. – 672 с.

5. Щадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности  Г.В. Щадрина.– М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – 2003. – 138 с.

6. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ В.И. Стражев. – М.: Высшая школа. – 2003. – 190 с.

7. Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. -  672с.

8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007.- 213 с.

9. Войтоловский Н.В. Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник/под ред. Войтоловского Н.В., Калининой А.П., Мазуроваой И.И. – М.: Высшее образование, 2007 – 513 с.

10. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 615 с.

11. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. - Таганрог: ТРТУ, 2000. - 112с.

12 .Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов. – М.: КолосС, 2007. – 384 с.

13. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для вузов по специальности «Бух. учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит». – М.: Проспект: Велби, 2007. – 424 с.

14.Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:  учеб. для вузов по специальности «Бух. учет, анализ и аудит». – М.:ИНФРА – М, 2008. – 320 с.

15. Любушин Н.П.  Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов по специальности «Бух. учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит». – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 4478 с.

16.Максютов А.А. Экономический анализ: учеб. пособие для вузов по специальностям экономики управления. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 543 с.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материалоемкость основных видов реализованной продукции 2010 года

Вид продукции

Реализовано продукции, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

В том числе материальные затраты, тыс. руб.

Материалоемкость продукции, руб. на 1 руб. реализованной продукции

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Кефирный продукт Био-баланс

51 541,86

6,03

12 053,62

3,06

10 496,23

3,73

0,87

Йогурт питьевой Био-баланс

45 824,77

5,36

5 012,61

1,27

3 704,67

1,32

0,74

Тан Био-баланс

4 959,95

0,58

400,02

0,10

253,59

0,09

0,63

Итого по марке "Био-баланс"

99 051,93

11,59

17 466,24

4,44

14 454,49

5,13

0,83

Ряженка Доктор Бранд

5 117,66

0,60

9 984,92

2,54

7 445,99

2,65

0,75

Бифитон Доктор Бранд

7 298,89

0,85

669,11

0,17

436,49

0,16

0,65

Варенец Доктор Бранд

9 170,79

1,07

745,96

0,19

494,32

0,18

0,66

Кефир Доктор Бранд

66 574,64

7,79

31 294,42

7,95

22 660,51

8,05

0,72

Снежок Доктор Бранд

13 129,23

1,54

3 702,36

0,94

2 718,80

0,97

0,73

Итого по марке "Доктор Бранд"

101 291,19

11,85

46 396,78

11,79

33 756,12

11,99

0,73

Йогурт питьевой Летний день

30 145,28

3,53

8 847,09

2,25

6 589,85

2,34

0,74

Молоко пастеризованное Летний день

14 878,89

1,74

2 418,22

0,61

1 752,58

0,62

0,72

Сметана Летний день

25 771,30

3,02

19 730,79

5,01

14 645,14

5,20

0,74

Масло сливочное Летний день

10 835,47

1,27

14 200,06

3,61

10 617,59

3,77

0,75

Итого по марке "Летний день"

81 630,94

9,55

45 196,16

11,48

33 605,16

11,94

0,74

Молоко пастериз. Простоквашино

85 668,63

10,03

8 147,54

2,07

6 063,49

2,15

0,74

Молоко ароматиз. Простоквашино

6 760,43

0,79

3 783,58

0,96

2 779,91

0,99

0,73

Кефир Простоквашино

40 178,23

4,70

5 006,64

1,27

3 700,19

1,31

0,74

 

 

 

Вид продукции

 

 

Реализовано продукции, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

В том числе материальные затраты, тыс. руб.

Материалоемкость продукции, руб. на 1 руб. реализованной продукции

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Йогурт питьевой Простоквашино

39 616,70

4,64

13 639,90

3,46

9 671,20

3,44

0,71

Творог зерненый Простоквашино

49 571,36

5,80

3 002,32

0,76

2 058,14

0,73

0,69

Сметана Простоквашино

47 960,15

5,61

5 975,17

1,52

4 361,97

1,55

0,73

Итого по марке "Простоквашино"

269 755,49

31,57

39 555,14

10,05

28 634,89

10,17

0,72

Молоко пастеризованное Село Луговое

64 269,75

7,52

56 860,28

14,44

42 716,44

15,17

0,75

Сметана Село Луговое

32 687,95

3,83

4 941,54

1,26

3 584,23

1,27

0,73

Варенец Село Луговое

1 003,20

0,12

600,84

0,15

443,81

0,16

0,74

Снежок Село Луговое

1 078,48

0,13

885,65

0,22

599,43

0,21

0,68

Итого по марке "Село Луговое"

99 039,37

11,59

63 288,31

16,08

47 343,91

16,82

0,75

Шадринское сгущенное молоко

200 394,11

23,45

181 785,08

46,17

136 713,64

48,56

0,75

Всего

854 437,68

100

393 687,73

100

281 508,81

100

0,72

Информация о работе Анализ объема, ассортимента, качества реализуемой продукции на примере ОАО"Молочный завод "Простоквашино"