Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:38, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть сущность учета и оценки материально-производственных запасов
Задачи исследования:
изложить понятие материально-производственных запасов;
рассмотреть оценку и их классификацию;
изучить первичную учетную документацию учета движения МПЗ;
раскрыть синтетический и аналитический учеты материальных ценностей;
раскрыть необходимость инвентаризации материалов.
(1.1)
где P— средневзвешенная учетная цена потребителя;
— цена каждой закупки;
— количество каждой закупки.
В бухгалтерском и налоговом учете к материальным расходам приравниваются расходы на горно-подготовительные работы, рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли, технологические потери при производстве и транспортировке продукции.
В управленческом учете эти затраты при оценке расхода материальных ресурсов во внимание не принимаются.
Важное значение для учета
материальных затрат на производство
имеет контроль за отпуском сырья
и материалов со складов и кладовых.
Пол отпуском материалов, топлива
и полуфабрикатов на производство понимается
выдача этих материальных ценностей
непосредственно для
Отпуск со складов материалов на производство осуществляется только определенным доверенным лицам, имеющим право требовать и получать материальные ценности. Образцы их подписей должны быть сообщены цехами и хозяйствами соответствующему складу. Отпуск по лимитным картам целесообразно производить из одного заранее прикрепленного склада или секции.
Материалы, топливо и полуфабрикаты должны отпускаться в производство по весу, объему, площади или счету в соответствии с нормативами. Сверх лимита материальные ценности выдаются по особому требованию (сигнальной документации) или при наличии письменного разрешения директора, главного инженера или уполномоченных лиц. При замене материала, предусмотренного технологией, другим материалом в первичном документе на замену проставляется номенклатурный номер, наименование и количество того материала, который подлежит отпустить вместо соответствующего.
На каждом предприятии должен быть организован учет и контроль за использованием материалов в цехах и на производствах. Оперативный количественный, учет использования материалов, топлива, полуфабрикатов возлагается на лиц, ответственных за правильное использование материальных ценностей в производстве. Сводный учет и контроль за использованием сырья, материалов, топлива осуществляется системой управленческого учета.
1.4 Учет отклонения затрат на материалы
Отклонение затрат на материалы
— это разница между
Для вычисления этого отклонения можно использовать следующую формулу:
, (1.2)
где - полное отклонение по материалам, ден. ед.;
- фактический выпуск, ед.;
- нормативные удельные (на
единицу выпуска) затраты
- фактические полные переменные затраты на материалы, ден. ед./4, с. 347/
Полное отклонение затрат на материалы можно разбить на две составляющие следующим образом:
- отклонение по цене;
- отклонение по количеству.
Отклонение затрат на материалы по цене (отклонение цены материалов) показывает, в какой степени отклонение от гибкого бюджета зависит от разности фактической и нормативной цен на материалы, и рассчитывается по формуле:
, (1.3)
где - отклонение затрат на материалы по цене, ден. ед.;
- нормативная цена единицы материала, ден. ед;
- фактическая цена единицы материала, ден. ед.;
- фактическое количество использованных материалов, нат. ед. (кг, м2, шт. и т.п.).
Если используется несколько видов материалов, отклонение по цене исчисляется по этой же формуле как сумма отклонений по всем видам сырья, материалов и комплектующих.
Необходимость изучения отклонений цены материалов вызвана в первую очередь тем, что благоприятные отклонения по цене могут быть обусловлены не только удачной конъюнктурой и умелыми маркетинговыми ходами службы закупок компаний, но и худшим качеством (и соответственно дешевизной) приобретаемых материалов. Если это так, то благоприятные отклонения по цене могут обернуться неблагоприятными последствиями в других аспектах деятельности компании, в частности неблагоприятными отклонениями по количеству использованного сырья или оттоком потребителей из-за низкого качества производимой продукции.
На практике потребляемые в процессе производства материалы поступают на склад заранее. Если исчислять отклонения не после того, как материалы израсходованы, а по мере их поступления на склад, то это позволит не только контролировать производственный процесс, но и оптимизировать работу склада и отдела снабжения, более эффективно управляя закупками. При этом расчеты пришлось бы вести на основе данных, относящихся к приобретенным материалам, а не потребленным. Это, однако, возможно только в случае не очень большой номенклатуры входящих материалов и использования каждого наименования лишь в одном подразделении.
Отклонение затрат на материалы по количеству их использования (отклонение потребления материалов) показывает, в какой степени совокупное отклонение по материалам от гибкого бюджета зависит от разности между фактическим и нормативным потреблением материалов для выпуска фактического объема продукций и рассчитывается по формуле:
, (1.4)
где - отклонение затрат на материалы по цене, ден. ед.;
- нормативное количество использованных материалов, нат.:ед. (кг, м, шт. и т.п.);
- фактическое количество использованных материалов, нат. ед. (кг, м2, шт. и т.п.);
- нормативная цена единицы материала, ден. ед. ;
Если используется несколько видов материалов, отклонение потребления материалов исчисляется по этой же формуле как сумма отклонений по всем видам сырья, материалов и комплектующих.
Отметим, что в формуле,
присутствует именно нормативная цена.
В случае применения показателя фактической
закупочной цены результат, расчетов включал
бы элемент, связанный с разностью
фактической и нормативной цен-
(т. е. с отклонением по цене на материалы),
который «смешивался» бы с элементом,
относящимся к разности между
фактическим и нормативным
Отклонение затрат на материалы по количеству их использования может, как и в случае с отклонением по цене, быть следствием не только эффективных действий организации (налаживание экономичного производства), но и с ухудшением качества производимой продукции. В таким случае, в долгосрочной перспективе, потери организации могут составить большую сумму, нежели та, которую ей удалось сэкономить на использовании материалов.
2 Движение материалов и их документальное оформление
2.1 Документальное оформление операций по поступлению материалов
Поступающие в организацию материалы (приобретенные за плату или по договору мены, полученные безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, изготовленные в самой организации, полученные в результате ликвидации основных средств и т.п.), как правило, должны направляться на склад организации.
Отпуск их непосредственно в производство или на хозяйственные нужды, минуя склада, не рекомендуется.
На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация должна получать от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы.
Расчетные документы (плaтeжныe поручения, счета-фактуры и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание приемки и принятия к финансовому учету материалов.
При приемке материалов необходимо:
Для получения материалом со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.
Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством по формам № M-2 или № М-2а.
Форму № M-2а применяют организации, у которых получение материалов по доверенности носит массовый характер.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.
Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.
Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, содержать дату ee совершения и образец подписи лица, На имя которого выписана. Доверенность выдается обычно сроком на 15 дней.
При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.
Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляется соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров формы № М-4 при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Приходный ордер формы №. М-4 в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления материалов на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество материалов.[20,с.319]
На массовые однородные грузы (руда, известняк, уголь, песок, камень 6утовый, щебень и др.), прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом, за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.
Вместо приходного
ордера приемка и оприходование
материалов может оформляться
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
В случае несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, a также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, течь жидких их материалов и т.д.), приемку осуществляет приемочная комиссия, которая оформляет ee актом о приемке материалов формы № М-7.
Акт в двух экземплярах составляется членами приемочной комиссии c обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации.
После приемки материалов акты c приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета движения материалов, другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
В случае составления приемного акта форы № М-7 приходный ордер (форма № М-4) не оформляется.
Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.
Если в расчетных и сопроводительных документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения (например, в тоннах), чем принято в организации (например, в килограммах), такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в данной организации.
Информация о работе Изучение финансового учета наличия и оценка материально-производственных запасов