Изучение финансового учета наличия и оценка материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:38, дипломная работа

Описание

Цель исследования: раскрыть сущность учета и оценки материально-производственных запасов
Задачи исследования:
изложить понятие материально-производственных запасов;
рассмотреть оценку и их классификацию;
изучить первичную учетную документацию учета движения МПЗ;
раскрыть синтетический и аналитический учеты материальных ценностей;
раскрыть необходимость инвентаризации материалов.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет наличия и движения МПЗ.docx

— 78.55 Кб (Скачать документ)

(1.1)

где P— средневзвешенная учетная цена потребителя; 

— цена каждой закупки; 

— количество каждой закупки. 

В бухгалтерском и налоговом  учете к материальным расходам приравниваются расходы на горно-подготовительные работы, рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли, технологические потери при  производстве и транспортировке  продукции.

В управленческом учете эти  затраты при оценке расхода материальных ресурсов во внимание не принимаются.

Важное значение для учета  материальных затрат на производство имеет контроль за отпуском сырья  и материалов со складов и кладовых. Пол отпуском материалов, топлива  и полуфабрикатов на производство понимается выдача этих материальных ценностей  непосредственно для изготовления продукции или обслуживания производства. Отпуск указанных ценностей в  кладовые цехов и хозяйств следует  учитывать не как расход на производство, а как перемещение материальных ценностей.

Отпуск со складов материалов на производство осуществляется только определенным доверенным лицам, имеющим  право требовать и получать материальные ценности. Образцы их подписей должны быть сообщены цехами и хозяйствами  соответствующему складу. Отпуск по лимитным картам целесообразно производить из одного заранее прикрепленного склада или секции.

Материалы, топливо и полуфабрикаты  должны отпускаться в производство по весу, объему, площади или счету  в соответствии с нормативами. Сверх  лимита материальные ценности выдаются по особому требованию (сигнальной документации) или при наличии  письменного разрешения директора, главного инженера или уполномоченных лиц. При замене материала, предусмотренного технологией, другим материалом в первичном  документе на замену проставляется  номенклатурный номер, наименование и  количество того материала, который  подлежит отпустить вместо соответствующего.

На каждом предприятии  должен быть организован учет и контроль за использованием материалов в цехах  и на производствах. Оперативный  количественный, учет использования  материалов, топлива, полуфабрикатов возлагается  на лиц, ответственных за правильное использование материальных ценностей  в производстве. Сводный учет и  контроль за использованием сырья, материалов, топлива осуществляется системой управленческого  учета.

 

 

1.4 Учет отклонения затрат на материалы

 

Отклонение затрат на материалы  — это разница между фактической  величиной прямых материальных затрат и их величиной в гибком бюджете (бюджете нормативных затрат для  фактического объема производства).

Для вычисления этого отклонения можно использовать следующую формулу:

 

, (1.2)

где  - полное отклонение по материалам, ден. ед.; 

- фактический выпуск, ед.;  

- нормативные удельные (на  единицу выпуска) затраты материалов, ден. ед.; 

- фактические полные переменные  затраты на материалы, ден.  ед./4, с. 347/

Полное отклонение затрат на материалы можно разбить на две составляющие следующим образом:

- отклонение по цене;

- отклонение по количеству.

Отклонение затрат на материалы  по цене (отклонение цены материалов) показывает, в какой степени отклонение от гибкого бюджета зависит от разности фактической и нормативной цен  на материалы, и рассчитывается по формуле:

, (1.3)

где  - отклонение затрат на материалы по цене, ден. ед.; 

- нормативная цена единицы  материала, ден. ед; 

- фактическая цена единицы  материала, ден. ед.; 

- фактическое количество  использованных материалов, нат.  ед. (кг, м2, шт. и т.п.).

Если используется несколько  видов материалов, отклонение по цене исчисляется по этой же формуле как  сумма отклонений по всем видам сырья, материалов и комплектующих.

Необходимость изучения отклонений цены материалов вызвана в первую очередь тем, что благоприятные  отклонения по цене могут быть обусловлены  не только удачной конъюнктурой и  умелыми маркетинговыми ходами службы закупок компаний, но и худшим качеством (и соответственно дешевизной) приобретаемых  материалов. Если это так, то благоприятные  отклонения по цене могут обернуться неблагоприятными последствиями в  других аспектах деятельности компании, в частности неблагоприятными отклонениями по количеству использованного сырья  или оттоком потребителей из-за низкого  качества производимой продукции.

На практике потребляемые в процессе производства материалы  поступают на склад заранее. Если исчислять отклонения не после того, как материалы израсходованы, а по мере их поступления на склад, то это позволит не только контролировать производственный процесс, но и оптимизировать работу склада и отдела снабжения, более эффективно управляя закупками. При этом расчеты пришлось бы вести на основе данных, относящихся к приобретенным материалам, а не потребленным. Это, однако, возможно только в случае не очень большой номенклатуры входящих материалов и использования каждого наименования лишь в одном подразделении.

Отклонение затрат на материалы  по количеству их использования (отклонение потребления материалов) показывает, в какой степени совокупное отклонение по материалам от гибкого бюджета  зависит от разности между фактическим  и нормативным потреблением материалов для выпуска фактического объема продукций и рассчитывается по формуле:

, (1.4)

где  - отклонение затрат на материалы по цене, ден. ед.; 

- нормативное количество  использованных материалов, нат.:ед. (кг, м, шт. и т.п.); 

- фактическое количество  использованных материалов, нат.  ед. (кг, м2, шт. и т.п.); 

- нормативная цена единицы  материала, ден. ед. ;

Если используется несколько  видов материалов, отклонение потребления  материалов исчисляется по этой же формуле как сумма отклонений по всем видам сырья, материалов и  комплектующих.

Отметим, что в формуле, присутствует именно нормативная цена. В случае применения показателя фактической  закупочной цены результат, расчетов включал  бы элемент, связанный с разностью  фактической и нормативной цен- (т. е. с отклонением по цене на материалы), который «смешивался» бы с элементом, относящимся к разности между  фактическим и нормативным количеством  потребления материалов.

Отклонение затрат на материалы  по количеству их использования может, как и в случае с отклонением  по цене, быть следствием не только эффективных  действий организации (налаживание экономичного производства), но и с ухудшением качества производимой продукции. В таким случае, в долгосрочной перспективе, потери организации могут составить большую сумму, нежели та, которую ей удалось сэкономить на использовании материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Движение материалов  и их документальное оформление

 

2.1 Документальное оформление операций по поступлению материалов

 

Поступающие в организацию  материалы (приобретенные за плату  или по договору мены, полученные безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, изготовленные в самой организации, полученные в результате ликвидации основных средств и т.п.), как правило, должны направляться на склад организации.

Отпуск их непосредственно  в производство или на хозяйственные  нужды, минуя склада, не рекомендуется.

На материалы, поступающие  по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация должна получать от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы.

Расчетные документы (плaтeжныe поручения, счета-фактуры  и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание приемки и принятия к финансовому учету материалов.

При приемке материалов необходимо:

  • зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
  • проверять Соответствие данных этик документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
  • проверять правильность расчетов в расчетных документах;
  • оплатить расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от оплаты;

Для получения материалом со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.

Оформление доверенностей  производится в порядке, установленном  действующим законодательством  по формам № M-2 или № М-2а.

Форму № M-2а применяют  организации, у которых получение  материалов по доверенности носит массовый характер.

Доверенность от имени  юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.

Доверенность в одном  экземпляре оформляет бухгалтерия  организации и выдает под расписку получателю.

Выдачу доверенностей  регистрируют в заранее пронумерованном  и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, содержать дату ee совершения и образец подписи лица, На имя которого выписана. Доверенность  выдается обычно сроком на 15 дней.

При приемке материалы  подвергаются тщательной проверке в  отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

Приемка и оприходование  поступающих материалов и тары (под материалы) оформляется соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров формы № М-4 при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими  данными (по количеству и качеству). Приходный ордер формы №. М-4 в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления материалов на склад. Приходный ордер должен  выписываться на фактически принятое количество материалов.[20,с.319]

На массовые однородные грузы  (руда, известняк, уголь, песок, камень 6утовый, щебень и др.), прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом, за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.

Вместо приходного ордера приемка и оприходование  материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Принятый организацией порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в ее учетной политике.

При перевозке  грузов автотранспортом приемка  поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

В случае несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, a также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, течь жидких их материалов и т.д.), приемку осуществляет приемочная комиссия, которая оформляет ee актом о приемке материалов формы № М-7.

Акт в двух экземплярах  составляется членами приемочной комиссии c обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.

Акт о приемке  материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации.

После приемки материалов акты c приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета движения материалов, другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

В случае составления  приемного акта форы № М-7 приходный ордер (форма № М-4) не оформляется.

Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.

Если в расчетных  и сопроводительных документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения (например, в тоннах), чем принято в организации (например, в килограммах), такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в данной организации.

Информация о работе Изучение финансового учета наличия и оценка материально-производственных запасов