Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение и прогнозирование финансового состояния предприятия и разработка практических рекомендаций по его улучшению.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и значение финансового анализа предприятия;
– определить место и роль финансового анализа в системе управления финансами предприятия;
– изучить методику проведения финансового анализа предприятия;
- изучить и описать технико-экономические характеристики предприятия;
– провести анализ финансового состояния исследуемого предприятия;
– сделать прогноз перспектив развития предприятия;
– разработать и обосновать мероприятия по улучшению финансового состояния изучаемого предприятия в современных условиях.
Введение ………………………………………….................................……......3
Глава 1 Теоретические основы изучения финансового состояния предприятия…………………………5
1.1 Финансовый анализ предприятия: понятие, функции, информационное обеспечение.............................5
1.2 Методика оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия............................................16
1.3 Роль финансового анализа в деятельности предприятия…………...……25
Глава 2 Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия (на примере ООО «Спектр»)……………...29
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия ООО «Спектр»…………………………………………29
2.2 Оценка финансового состояния ………………..………………………….37
2.2.1 Оценка имущественного положения предприятия……………………..37
2.2.2 Оценка финансовых результатов и рентабельности……………………47
2.2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………..51
2.2.4 Оценка ликвидности и платежеспособности……………………………56
2.3 Прогнозирование перспектив развития ………………..………………….64
Глава 3 Организационные и финансовые мероприятия по улучшению финансового состояния …………………...
Заключение …………………………………………………………………...86
Список использованных источников……………….………...…………91
Б) В связи с реализацией
5000 руб. ´ 12 мес. = 60000 руб. – экономия в год.
В) Уменьшить затраты на оплату электричества за счет установки энергосберегающих ламп и терморегуляторов.
Проблема экономии электроэнергии должна рассматриваться как существенный источник снижения издержек предприятия. Проведение ряда энергосберегающих мероприятий приведет к сокращению электроэнергии, расходуемой на общепроизводственные нужды. Изучение работы предприятия показало, что есть возможность снизить расход электроэнергии, особенно в зимнее время.
Итак, для сокращения расхода электроэнергии предлагается проведение следующих мероприятий:
– установка фотореле на отдельных объектах;
– установка терморегуляторов.
Фотореле – это автоматическое
устройство, реагирующее на изменение
светового потока. Автоматическое включение
и выключение светильников позволит
ликвидировать потери электроэнергии,
вызванные недисциплинированнос
Стоимость 1 фотореле – 397 руб.
Стоимость блока управления – 1000 руб.
Количество объектов – 2.
Полная стоимость проведения мероприятия – (397 + 1000) х 2 = 2794 руб.
а) административный корпус.
Здание двухэтажное, с двумя лестничными маршами. На один лестничный марш одного этажа приходится два светильника, каждый из которых имеет мощность 80 Вт. Кроме того, площадка перед зданием освещена двумя светильниками РКУ-250 (мощность ламп – 250 Вт).
До проведения мероприятия здание освещалось в среднем 16 часов в сутки, после проведения мероприятия предусматривается снижение времени в зимний период (9 месяцев – 273 дня) до 10 часов в сутки, в летний период (3 месяца – 92 дня) до 6 часов в сутки.
Расход энергии:
– до проведения мероприятия:
(2 этажа х 4 шт. х 0,08 кВт + 2 шт. х 0,25 кВт) х 16 часов х 365 дня = 6657,6 кВт х ч/год;
– после проведения мероприятия:
1) зимний период – (2 этажа х 4 шт. х 0,08 кВт + 2 шт. х 0,25 кВт) х 10 часов х 273 дня = 3112,2 кВт х ч/год;
2) летний период – (2 этажа х 4 шт. х 0,08 кВт + 2 шт. х 0,25 кВт) х 6 часов х 92 дня = 629,28 кВт х ч/год.
Итого расход электроэнергии после проведения мероприятия составит 3741,48 кВт х ч/год.
Экономия электроэнергии Э = 2916,12 кВт х ч/год.
б) складские помещения.
Помещения освещаются с помощью 10 светильников мощностью по 250 Вт. Здания освещены в среднем 12 часов в сутки.
Расход энергии:
– до проведения мероприятия:
(10 шт. х 0,25 кВт) х 12 часов х 365 дней = 10950 кВт х ч/год;
– после проведения мероприятия:
1) зимний период – (10 шт. х 0,25 кВт) х 10 часов х 273 дня = 6825 кВт х ч/год;
2) летний период – (10 шт. х 0,25 кВт) х 6 часов х 92 дня = 1380 кВт х ч/год.
Итого: 8205 кВт х ч/год.
Экономия: 2745 кВт х ч/год.
Суммарная годовая экономия электроэнергии в натуральном выражении составит: 2916,12 + 2745 = 5661,12 кВт х ч/год.
Суммарная годовая энергоэкономия в денежном выражении: 5661,12 х 1,70 = 9623,90 руб.
Экономия за вычетом затрат по мероприятию: 9623,90 – 2794 = 6829,9 руб.
2. Расчет экономии, получаемой за счет установки терморегулятора.
Терморегуляторы предназначены для поддержания определенной температуры путем включения – отключения нагревательных элементов электрорадиатора с жидким теплоносителем.
Стоимость одного терморегулятора – 500 руб.
Стоимость 1 пускателя – 200 руб.
Количество объектов – 11 шт.
Количество
Мощность 1 прибора – 1,5 кВт.
Суммарные затраты по мероприятию 7700 руб.
Мероприятие рассчитано на зимний период – 182 дня. После внедрения мероприятия предполагается сократить время работы обогревательных приборов с 24 часов до 10 часов в сутки.
Расход электроэнергии до проведения мероприятия: 1,5 кВт х 20 шт. х 24 ч. х 182 дня = 131040 кВт х ч/год.
Расход электроэнергии после проведения мероприятия: 1,5 кВт х 20 шт. х 10 ч. х 182 дня = 54600 кВт х ч/год.
Годовая экономия электроэнергии в натуральном выражении: 76440 кВт х ч/год.
Годовая экономия в рублях: 76440 х 1,70 = 129948.
Годовая экономия за вычетом затрат: 129948 – 7700 = 122248 руб.
Таким образом, в результате проведения мероприятий по установке фотореле и терморегуляторов на отдельных объектах общая сумма экономии электроэнергии за год в ООО «Спектр» составит:
6829,9 + 122248 = 129077,9 руб.
Проведение подобных мероприятий по экономии всех видов энергии позволит снизить себестоимость услуг, что положительным образом скажется на уровне цен предприятия и увеличении спроса на услуги, предоставляемые ООО «Спектр».
Реализация мероприятий по поиску внутренних резервов сокращения расходов предприятия составит:
5280 + 60000 + 129077,9 = 194357,9 руб.
4. Организационные мероприятия.
Для обеспечения финансовой
устойчивости предприятия, прежде всего,
необходимо на исследуемом предприятии
провести ряд организационных
– ввести должность финансового директора, который бы занимался вопросами оперативного анализа предоставляемой бухгалтерией финансово-экономической информации, и разрабатывал конкретные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия;
– создать работоспособную организационную структуру управления финансово-экономической службы (ввести аналитика и других специалистов-экономистов);
– строго регламентировать деятельность всех работников предприятия, связанную с созданием, учетом, оперативным предоставлением и анализом внутренних форм отчетности, необходимых для принятия финансовых решений;
– необходимо провести работу с имеющимся
специалистом программистом по организации
автоматизации расчетов, установки
различных программных
– необходимо ввести практику тщательного экономического анализа платежеспособности и финансовой устойчивости контрагентов предприятия, это связано с наличием достаточно большой доли долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности у предприятия.
Введение должности
Годовая заработная плата финансового директора при окладе 10000 руб. в месяц составит:
10000 ´ 12 = 120000 руб.
Сумма годовых отчислений в социальные фонды составит:
120000 ´ 36,8 % = 44160 руб.
Таким образом, годовой фонд заработной платы увеличится на:
120000 + 44160 = 164160 руб.
2. Внешние мероприятия:
1. Усовершенствовать кредитную политику предприятия, т. е. проработать вопросы условий продажи товаров в кредит.
При сравнительном анализе
ООО «Спектр» может ужесточить условия поставки продукции своим клиентами, сократив предоставленную им беспроцентную отсрочку платежа за отгруженную продукцию с 1 месяца до 15 дней.
Сокращение фактического срока
погашения дебиторской
Снижение потерь = (0,995 – 0,990) ´ 1000 = 50 руб.
Краткосрочная дебиторская задолженность на конец 2005 г. составляет 14233740 руб. Если предприятию удастся сократить срок погашения 50 % краткосрочной дебиторской задолженности с 30 до 15 дней, то экономический эффект от сокращения срока погашения дебиторской задолженности составит:
50 % ´ 14233740 ´ 5 % = 355843,5 руб.
Альтернативой снижения величины дебиторской задолженности является предоставление скидок за ранний платеж. Проведенные расчеты показывают, что можно предоставить до 5% (50 : 1000 ´ 100%) скидки своим клиентам, чтобы добиться сокращения срока расчетов и тем самым получить экономический эффект.
Предоставление такого рода скидок в определенной степени препятствует негативному влиянию инфляции. Но есть и другие компоненты экономического эффекта. Например, более быстрое поступление реальных денежных средств на расчетный счет позволяет получить дополнительный доход от их многократного реинвестирования (при условии, что у предприятия нет проблем с денежными средствами на текущие расходы). Если у предприятия есть проблемы с финансированием текущих расходов, поддержание относительно более высокого уровня дебиторской задолженности требует привлечения дополнительных источников финансирования, например, ссуд банка, а значит и дополнительных финансовых затрат. Так, если банк дает ссуды под 18% годовых, то за пятнадцать дополнительных дней (30 – 15) за каждую тысячу рублей ссуды пришлось бы заплатить:
1000 ´ (18 % : 100 %) ´ (15 : 365) = 7,4 руб.
Таким образом, сокращение общих потерь составило бы (50,0 + 7,4) = 57,4 руб. с каждой тысячи, или 5,74 %. В этих условиях можно смело давать скидку на продукцию до 5,5 %, чтобы добиться сокращения периода погашения дебиторской задолженности.
Необходимо установить график расчетов с дебиторами и кредиторами и улучшить работу с ними.
Для изъятия долгосрочной дебиторской задолженности предлагается использовать факторинговую систему. Факторинг является финансовой операцией, заключающейся в уступке предприятием-продавцом права получения факторинговой фирмой (банком) дебиторской задолженности и немедленной оплате 70 – 90 % от суммы задолженности. После оплаты должниками всей суммы долга за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 – 30 % дебиторской задолженности. За эти услуги факторинговой фирмой взимается платеж в размере 3 – 5 % от всей суммы договора. Деятельность факторинговых фирм весьма эффективна, поскольку большинство предприятий, не желая попасть в список неплатежеспособных фирм, стараются вовремя оплатить полученные счета.
Допустим, что ООО «Спектр» продаст долгосрочную дебиторскую задолженность факторинговой фирме в полном объеме, т. е. в размере 143779 руб. 70 % дебиторской задолженности предприятие получит сразу, т. е. 100645,3 руб. За свои услуги факторинговая фирма получит комиссионные в размере 5 % от суммы долгосрочной дебиторской задолженности, т. е. 7188,95 руб. Таким образом, совершив данную операцию, ООО «Спектр» получит дополнительный доход:
100645,3 – 7188,95 = 93456,35 руб.
При этом на начало прогнозируемого периода сумма долгосрочной дебиторской задолженности составит:
143779 – 100645,3 = 43133,7 руб.
Если взыскать с должников часть долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности в размере заемных средств (долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов), то это позволит снизить затраты предприятия по оплате % по кредитам и займам и достигнуть обеспечение ликвидности предприятия в 2006 г.
Предложения по улучшению финансового
состояния предприятия
Учитывая финансовые результаты предложенных мероприятий, составляется прогнозный отчет о прибылях убытках и изменение показателя рентабельности продаж предприятия в прогнозном периоде. При этом учитываем, что выручка от реализации увеличивается на сумму проданных излишков готовой продукции и товаров для перепродажи, т. е. на 391485 руб. Общая экономия издержек предприятия, относимая на себестоимость продукции, составит 188115 руб. (1900 + 454 + 9125 + 32942 + 15000 + 98496 + 5280 + 60000 + 129078 – 164160).
Таблица 21
Предложения по улучшению финансового состояния ООО «Спектр» на 2006 г.
Наименование предложения |
Количественная оценка влияния на расчетную величину доходов предприятия, (+, –) руб. |
Введение должности финансового директора |
– 164160 |
Продажа части редко используемых основных средств и сокращение штатной единицы водителя |
+ 208,79 |
Сокращение долгосрочной дебиторской задолженности |
+ 93456,35 |
Сокращение срока погашения
краткосрочной дебиторской |
+ 355843,50 |
Сокращение излишков готовой продукции и товаров для перепродажи на складе |
+ 391484,68 |
Поиск внутренних резервов |
+ 194357,90 |
Итого: |
+ 871191,22 |
Общая сумма увеличения прочих операционных доходов предприятия от реализации мероприятий составит: 355844 + 100644 = 456488 руб. (эффект, получаемый за счет сокращения срока погашения дебиторской задолженности и доход от продажи долгосрочной дебиторской задолженности). К сумме прочих операционных расходов добавится сумма комиссионного вознаграждения, выплаченная факторинговой фирме, в сумме 7189 руб. Управленческие расходы увеличатся на сумму оплаты труда финансового директора и отчислений в социальные фонды: 164160 руб.