Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций

Описание

Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.

Работа состоит из  1 файл

voprosiki.docx

— 360.52 Кб (Скачать документ)
  1. Цели, задачи и функции  финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия  ФМ.

    Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом  или ее отдельных производственно-хозяйственных  звеньев.

    Функции финансового менеджмента:

    -        планирование. Включает в себя  стратегическое и текущее финансовое  планирование. Составление различных  смет и бюджетов для любых  мероприятий;

    -  участие в определении ценовой  политики и прогнозировании сбыта;

    - оценка  возможных изменений структуры  (слияние, разделение или поглощение  фирм);

    - обеспечение  источниками финансирования. Поиск  внутренних и внешних источников  кратко- и долгосрочного финансирования. Выбор оптимального их сочетания;

    - управление  финансовыми ресурсами. Управление  денежными средствами на счетах  и в кассе, в расчетах. Управление  портфелями ценных бумаг. Управление  заемными средствами;

    - учет, контроль и анализ. Выбор учетной  политики. Обработка и представление  учетной информации в виде  финансовой отчетности. Анализ и  интерпретация результатов. Сопоставление  отчетных данных с планами  и стандартами. Внутренний аудит.  В задачи финансового менеджмента  входит нахождение оптимального  соотношения между краткосрочными  и долгосрочными целями развития  фирмы и принимаемыми решениями  в краткосрочном и долгосрочном  финансовом управлении.

    Поэтому в объект управления включаются следующие  элементы:

    1) денежный оборот;

    2) финансовые ресурсы;

    3) кругооборот капитала;

    4) финансовые отношения.

    Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических  средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

    Целью финансового менеджмента является выработка решений для достижения оптимальных конечных результатов  и нахождения оптимального соотношения  между краткосрочными и долгосрочными  целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном  финансовом управлении.

    Основные  задачи финансового менеджмента:

    1. Обеспечение формирования достаточного  объема финансовых ресурсов в   соответствии с потребностями  предприятия и его стратегией  развития.

    2. Обеспечение эффективного использования  финансовых ресурсов в разрезе   основных направлений деятельности  предприятия.

    3. Оптимизация денежного оборота  и расчетной политики предприятия.

    4. Максимизация прибыли при допустимом  уровне финансового риска и  благоприятной политике налогообложения.

    5. Обеспечение постоянного финансового  равновесия предприятия в процессе  его развития, т. е. обеспечение  финансовой устойчивости и      платежеспособности.

  1. Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.

    Финансовый  менеджмент базируется на следующих  взаимосвязанных основных

    концепциях:

    1). Концепция денежного потока.

    2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

    3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

    4). Концепция цены капитала.

    5). Концепция эффективности рынка  капитала.

    6). Концепция асимметричности информации

    7). Концепция агентских отношений.

    8). Концепции альтернативных затрат.

    1). Концепция денежного потока предполагает

    -         идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид  (краткосрочный, долгосрочный, с  процентами или без);

    -         оценка факторов, определяющих величину  элементов денежного потока;

    -         выбор коэффициента дисконтирования,  позволяющего сопоставить

    элементы  потока, генерируемые в различные  моменты времени;

    -         оценка риска, связанного с  данным потоком, и способы его  учета

    2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

    Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она  определяется тремя основными причинами:

    А) Инфляцией

    Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

    В) Оборачиваемостью

    3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

    Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость  между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

    4). Концепция цены капитала –  обслуживание того или иного  источника финансирования обходится  для фирмы неодинаково, следовательно,  цена капитала показывает минимальный  уровень дохода, необходимый для  покрытия затрат по поддержанию  каждого источника и позволяющий  не оказаться в убытке. Количественная  оценка цены капитала имеет  ключевое значение в анализе  инвестиционных проектов и выборе  альтернативных вариантов финансирования  предприятия.

    5). Концепция эффективности рынка  капитала – операции на финансовом  рынке (с ценными бумагами) и  их объем зависит от того, на  сколько текущие цены соответствуют  внутренним стоимостям ценных  бумаг. Рыночная цена зависит  от многих факторов, и в том  числе от информации. Информация  рассматривается как основополагающий  фактор, и насколько быстро информация  отражается на ценах, настолько  меняется уровень эффективности  рынка.

    Термин  «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень  эффективности рынка характеризуется  уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

    Достижение  информационной эффективности рынка  базируется на выполнении следующих  условий:

    -         рынку свойственна множественность  покупателей и продавцов;

    -         информация доступна всем субъектам  рынка одновременно, и ее получение  не связано с затратами;

    -         отсутствуют транзакционные затраты,  налоги и другие факторы, препятствующие  совершению сделок;

    -         сделки, совершаемые отдельным физическим  или юридическим лицом, не могут  повлиять на общий уровень  цен на рынке;

    -         все субъекты рынка действуют  рационально, стремясь максимизировать  ожидаемую выгоду;

    -         сверхдоходы от сделки с ценными  бумагами невозможны как равновероятностное  прогнозируемое событие для всех  участников рынка.

    6). Концепция ассиметричности информации  – напрямую связана с пятой  концепцией. Ее смысл заключается  в следующем: отдельные категории  лиц могут владеть информацией,  не доступной другим участникам  рынка. Использование этой информации  может дать положительный и  отрицательный эффект.

    7). Концепция агентских отношений  введена в финансовый менеджмент  в связи с усложнением организационно  – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых  формах присутствует разрыв между  функцией владения и функцией  управления, то есть владельцы  компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры.  Для того, чтобы нивелировать  противоречия между менеджерами  и владельцами, ограничить возможность  нежелательных действии  менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские  издержки (участие менеджера в  прибылях либо согласие с использованием  прибыли).

    8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет  альтернативу.

    Основные  этапы развития финансового  менеджмента.

    В настоящее время западными специалистами  выделяются пять подходов в становлении  и развитии финансового менеджмента . Первый подход связан с деятельностью  «школы эмпирических прагматиков».(50е  года) Ее представители  - профессиональные аналитики, которые, работая в области  анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных  показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических  коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской  отчетности и являются полезными  для принятия управленческих решений.

    Второй  подход обусловлен деятельностью школы  «статистического финансового анализа».(60е  года) Основная идея в том, что аналитические  коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны  лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно  сравнивать.

    Третий  подход ассоциируется с деятельностью  школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы  исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование  несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние  и эффективность текущей деятельности.

    Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный  анализ ретроспективному.

    Пятый подход представляет собой самое  новое направление (развивается  с60хгодов) – школа «участников  фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования  для прогнозирования уровня эффективности  инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления  состоит  в его излишней теоритеризованности , не случайно оно развивается главным

    образом учеными и пока не получило признания  в практике.

    Финансовый  механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

    Финансовая  деятельность предприятия реализуется  посредством финансового механизма.

  1. Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.

    Информационная  среда включает:

    1.     информация внешнего характера:

    -         информация, формируемая на финансовых  рынках;

    -         информация налогового характера;

    -         информация о стоимости ресурсов  на различных рынках;

    -         информация о конкурентах;

    -         информационное обеспечение о  внешнеэкономической деятельности

    предприятия

    2.     информация внутреннего характера:

    -         финансовая отчетность;

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"