Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций

Описание

Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.

Работа состоит из  1 файл

voprosiki.docx

— 360.52 Кб (Скачать документ)
align="justify">    -         статистическая отчетность;

    -         внутренняя отчетность;

    -         данные первичного бухгалтерского  учета.

    Финансовая  стратегия любого предприятия определяется стратегическими целями, стоящими перед  предприятием, а также целями самого финансового менеджмента. Как известно, главная цель финансового менеджмента - обеспечение роста благосостояния собственников, максимизация рыночной стоимости компании. Следовательно, финансовая стратегия компании - это  генеральный план действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми  ресурсами (денежными средствами) и  по их эффективному использованию с  целью   капитализации компании.

    Разработка  финансовой стратегии предприятия  состоит из нескольких этапов. С  самого начала необходимо определить, на какой срок формируется финансовая стратегия. В зависимости от срока  стратегии зависят и цели финансовой деятельности, и степень проработки финансовых планов.  Долгосрочная финансовая стратегия описывает принципы образования  и использования доходов, потребности  в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Краткосрочная финансовая стратегия разрабатывается в  рамках долгосрочной финансовой стратегии, детализирует ее и описывает текущее  управление финансовыми ресурсами. Долгосрочные и среднесрочные финансовые стратегические планы на 3-5 лет формируются  в укрупненном виде, а краткосрочные  финансовые планы на год прорабатываются  с большой степенью детализации.

    Следующим этапом разработки финансовой стратегии  следует определить цели финансовой деятельности.  Финансовая стратегия  является функциональной по отношению  к корпоративной стратегии компании, следовательно, она должна быть включена в структуру общих стратегических целей компании. Как известно, главная  финансовая цель - максимизация рыночной стоимости при минимизации риска. Такая цель может определяться как  в абсолютных, так и в относительных  показателях. Главная цель достигается, если у предприятия достаточно финансовых ресурсов, оптимальная рентабельность собственного капитала, сбалансированная структура собственного и заемного капитала.

  1. Отчет о денежных потоках. Общая характеристика: притоки, оттоки. Прямой и косвенный методы.

    Для эффективного управления денежным потоком  необходимо знать:

    его величину за тот или иной период времени;

    его структуру (основные элементы);

    виды  деятельности, формирующие соответствующие  элементы потока и механизмы их формирования.

    Существуют  два основных метода построения детализированных отчетов о денежных потоках —  прямой и косвенный. При этом согласно МСФО потоки денежных средств детализируются в разрезе трех ключевых видов  деятельности:

    операционная (основная);

    инвестиционная;

    финансовая.

    Прямой  метод построения отчета о движении денежных средств

    Наибольшую  сложность в процессе построения отчета о движении денежных средств  прямым методом, в особенности для  внешнего аналитика, представляет его  первый раздел, отражающий движение денежных средств от операционной деятельности.

    При использовании прямого метода раскрываются основные виды валовых денежных поступлений  и выплат. Выделяют следующие достоинства  этого метода:

    возможность показать основные источники притока  и направления оттока денежных средств;

    возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по различным текущим обязательствам;

    непосредственная  привязка к кассовому плану (бюджету  денежных поступлений и выплат);

    устанавливает взаимосвязь между реализацией  и денежной выручкой за отчетный период и др.

    Информация  об основных видах денежных поступлений  и выплат может быть получена:

    из  учетных записей фирмы;

    из  баланса и отчета о прибылях и  убытках, используя корректировку  соответствующих статей.

    Недостатком рассмотренного метода является то, что  он не раскрывает взаимосвязи полученного  финансового результата и изменения  абсолютного размера денежных средств  предприятия.

    В оперативном управлении прямой метод  определения денежного потока может  использоваться для контроля за процессом  формирования прибыли и получения  выводов относительно достаточности  средств для платежей по текущим  обязательствам. В долгосрочной перспективе  прямой метод расчета величины денежного  потока дает возможность оценить  ликвидность предприятия, поскольку  детально раскрывает движение денежных средств на счетах, а также показывает степень покрытия инвестиционных и  финансовых потребностей предприятия  имеющимися у него денежными ресурсами.

    Косвенный метод построения отчета о движении денежных средств

    Отчет о движении денежных средств в  разрезе операционной деятельности может быть получен и с помощью  косвенного метода. По алгоритму построения этот метод является обратным к прямому.

    При использовании косвенного метода чистая прибыль или убыток фирмы корректируются с учетом результатов операций неденежного  характера, а также изменений, произошедших в операционном оборотном капитале. Таким образом, данный метод:

    показывает  взаимосвязи между разными видами деятельности предприятия;

    устанавливает зависимость между чистой прибылью и изменениями в оборотном  капитале предприятия за отчетный период.

    Помимо  простоты расчетов, основным преимуществом  использования косвенного метода в  оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и  изменениями в оборотном капитале, задействованном в основной деятельности. В долгосрочной перспективе этот метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, соответственно, наметить пути выхода из подобной ситуации.

    В процессе своей деятельности предприятия  производят непрерывные и регулярные наличные платежи, а также получают наличные. Такое движение денежных средств называется денежными потоками или потоками наличности, которые  имеют отток (платежи) и приток (поступления).

      Факторы, порождающие движение  денежных средств обычно делятся  на две большие категории:

     1) операционные

     2) финансовые

     1. Основная деятельность 

      Выручка от реализации в текущем  периоде; погашение дебиторской  задолженности; авансы, полученные  от покупателей; поступления от  продажи продукции полученной  по бартеру, и т.п. 

      Платежи по счетам поставщиков  и подрядчиков; выплата зарплаты; отчисления в бюджет и внебюджетные  фонды; уплата процентов по  кредиту; отчисления на соц.  сферу.

     2. Инвестиционная деятельность 

      Продажа основных средств и  нематериальных активов; дивиденды,  проценты от долгосрочных финансовых  вложений; возврат инвестиций. 

      Приобретение основных средств,  нематериальных активов; капитальные  вложения (прямые инвестиции в  строительство), долгосрочные финансовые  вложения.

     3. Финансовая деятельность 

      Краткосрочные кредиты и займы;  долгосрочные кредиты и займы;  поступления от эмиссии акций;  целевое финансирование. 

      Возврат краткосрочных кредитов, погашение займов; возврат долгосрочных  кредитов, погашение займов; выплата  дивидендов; погашение векселей.

  1. Система финансовых коэффициентов. Операционный анализ. Управление активами. Показатели прибыльности. Факторный анализ рентабельности активов.

    Операционный  анализ – это анализ результатов  деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий  определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах  производства. Его задачей является нахождение наиболее выгодного сочетания  переменных и постоянных издержек, цены и объёма реализации. Этот вид  анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.

    Наиболее  часто используемые финансовые показатели для проведения операционного анализа  следующие:

    Коэффициент изменения валовых продаж, характеризует  изменение объема валовых продаж текущего периода по отношению к  объему валовых продаж предыдущего  периода.

    Коэффициент изменения валовых продаж = (Выручка  за текущий год - Выручка за прошлый  год) / Выручка за прошлый год

    Коэффициент валовой маржи. Валовая маржа (сумма  для покрытия постоянных затрат и  формирования прибыли) определяется как  разница между выручкой и переменными  затратами.

    Коэффициент валовой маржи = Валовая маржа / Выручка  от реализации

    Коэффициент производственной себестоимости реализованной  продукции = Себестоимость реализованной  продукции / Выручка от реализации

    Коэффициент общих и административных издержек = Сумма общих и административных издержек / Выручка от реализации

    Аналогичным образом можно рассчитать Коэффициент  издержек на реализацию, Коэффициент  издержек на рекламу и т. п.

    Чистая  прибыль и коэффициент чистой прибыли (прибыльность продаж).

    Коэффициент чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка  от реализации

    Данный  коэффициент показывает, насколько  эффективно «сработала» вся менеджерская команда, включая производственных менеджеров, маркетологов, финансовых менеджеров и т. п.

    Точка безубыточности (порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое  изменение выручки в этой точке  приводит к возникновению прибыли  или убытка.

    Порог рентабельности = Постоянные затраты/ Коэффициент валовой маржи

    Можно рассчитывать порог рентабельности как всего предприятия, так и  отдельных видов продукции или  услуг.

    Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая  выручка превышает пороговую. Чем  больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия  и больше сумма прибыли.

    Запас финансовой прочности. Превышение фактической  выручки от реализации над порогом  рентабельности.

    Запас финансовой прочности = выручка предприятия - порог рентабельности.

    Сила  воздействия операционного рычага (показывает, во сколько раз изменится  прибыль при изменении выручки  от реализации на один процент и  определяется как отношение валовой  маржи к прибыли).

    Управление  активами

    Оборачиваемость активов 

    Оборачиваемость постоянных активов 

    Оборачиваемость чистых активов

    Оборачиваемость дебиторской задолженности 

    Средний период погашения дебиторской задолженности 

    Оборачиваемость товарно-материальных запасов 

    Оборачиваемость товарно-материальных запасов по себестоимости 

    Оборачиваемость кредиторской задолженности 

    Средний период погашения кредиторской задолженности

    Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта с имеющимися или использованными ресурсами.

    Рентабельным  является такое состояние деятельности, когда на протяжении определенного  периода денежные поступления компенсируют понесенные расходы, создается и  накапливается прибыль. Противоположным  состоянием является убыточность, когда  денежные поступления не компенсируют понесенные расходы.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"