Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций

Описание

Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.

Работа состоит из  1 файл

voprosiki.docx

— 360.52 Кб (Скачать документ)

    3нание  механизма воздействия финансового  капитала на уровень прибыльности  собственного капитала и уровень  финансового риска позволяет  целенаправленно управлять как  стоимостью, так и структурой  капитала предприятия.

    Количественное  значение влияния факторов на изменение  результирующего показателя находится  путем применения одного из специальных  приемов экономического анализа.

  1. Операционный левередж» и его эффективность. Порядок расчёта оптимального сочетания финансового и производственного левереджей в процессе управления финансами организации.

    Операционный  левередж — это показатель, отвечающий на вопрос, во сколько раз темпы  изменения прибыли от продаж превышают  темпы изменения выручки от продаж. Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного  левереджа позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде предприятию необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью операционного левереджа  можно установить, какая выручка  от продаж обеспечит нужную прибыль.

    Механизм  применения операционного левереджа  зависит от того, какие факторы  воздействуют на изменение выручки  от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, либо динамика натурального объема продаж, либо оба фактора вместе. Как правило, на практике выручка растет или снижается  под влиянием одновременного действия обоих факторов. Но при планировании прибыли важнейшее значение имеют  степень и направление воздействия  на выручку каждого фактора. Динамика выручки от продаж в результате снижения или роста цен на продаваемую  продукцию сказывается на величине прибыли иначе, чем динамика выручки  в результате увеличения или уменьшения натурального объема продаж.

    Если  изменение спроса на продукцию выражается только через изменение цен, а  натуральный объем продаж остается на базисном уровне, то вся сумма  прироста или уменьшения выручки  от продаж одновременно становится суммой прироста или снижения прибыли. Если сохраняются базисные цены, но изменяется натуральный объем продаж, то рост или снижение прибыли — это  по сумме рост или снижение выручки, уменьшенный на соответствующее  изменение величины переменных затрат.

    Следовательно, изменение цен в большей степени  отражается на динамике прибыли от продаж, чем изменение натурального объема продаж. Выше было сказано, что  операционный левередж — это измеритель превышения темпов динамики прибыли  над темпами динамики выручки. Поэтому, не делая никаких расчетов, можно  утверждать следующее: показатель операционного  левереджа при изменении выручки  только за счет цен всегда будет  выше, чем при изменении выручки  только за счет натурального объема продаж.

    Это означает, что операционный левередж выражается не одним, а, как минимум, двумя показателями, из которых один рассчитывается для случая, когда  в плановом периоде меняются только цены на реализуемую продукцию, второй — для случая изменения только натурального объема продаж. При условии, что плановая выручка от продаж изменяется за счет обоих факторов, в расчетах применяются оба названных показателя операционного левереджа.

    Итак, ценовой операционный левередж в  конечном счете равен отношению  базисной выручки к базисной прибыли  от продаж. Это подтверждается логикой  предыдущего изложения: поскольку  в данном случае прирост (уменьшение) выручки равен приросту (уменьшению) прибыли, темп изменения первой показывает, во сколько раз базисная величина выручки больше базисной величины прибыли. Механизм ценового операционного левереджа  работает и в случаях убыточности  продаж в базисном или плановом периоде.

    Финансовый  левередж (финансовый рычаг) — отношение  заемного капитала компании к собственным  средствам. Характеризует устойчивость компании; чем ниже левередж, тем  устойчивее положение.

    Левередж  в финансовом анализе рассматривается  как фактор, изменение которого может  привести к существенному большему изменению результирующих показателей.

      Операционный (производственный) левередж  зависит от структуры издержек  производства — от соотношения  постоянных и переменных затрат. Поэтому операционный левередж  характеризует взаимосвязь структуры  себестоимости, объема выпуска  и продаж и прибыли. Операционный  левередж связывает изменение  прибыли с изменением объемов  продаж.

      В результате использования нескольких  источников финансирования складывается  некоторое соотношение между  собственными и заемным капиталом.  В силу того, что заемный капитал  является платным, и по нему  образуются финансовые издержки, возникает необходимость определения  влияния этих издержек на финансовый  результат деятельности предприятия.

      Финансовый левередж характеризует  влияние структуры капитала на  величину прибыли предприятия,  а разные способы включения  кредитных издержек в себестоимость  оказывают влияние на уровень  чистой прибыли и чистую рентабельность  собственного капитала.

    Эффектом  операционного рычага (или производственного  рычага) называется явление, которое  выражается в том, что изменение  объема продаж (выручка от реализации) вызывает более интенсивное изменение  прибыли в ту или иную сторону. Как известно, все издержки предприятия  делятся на постоянные и переменные. В краткосрочном периоде в  отличие от постоянных переменные издержки могут изменяться под влиянием корректировок  объема производства (продаж). В долгосрочной перспективе все издержки имеют  переменный характер. При изменении  объема продаж пропорционально изменяются переменные издержки, а постоянные остаются прежними, таким образом, огромный позитивный потенциал для деятельности фирмы заложен в экономии на постоянных издержках в том числе и  затратах, связанных с управлением  предприятием.

    Резкое  изменение суммы постоянных затрат происходит вследствие коренной перестройки  организационной структуры предприятия  в периоды массовой замены основных средств и качественных «технологических скачков». Таким образом, любое изменение  выручки от реализации порождает  еще более сильное изменение  балансовой прибыли.

    Сила  воздействия производственного  рычага зависит от удельного веса постоянных затрат в общей сумме  затрат предприятия.

    Эффект  производственного рычага является одним из важнейших показателей  финансового риска, т.к. он показывает, насколько процентов изменятся  балансовая прибыль, а также экономическая  рентабельность активов при изменении  объема продаж или выручки от реализации продукции на 1%.

    В практических расчетах для определения  силы воздействия операционного  рычага на конкретное предприятие применят результат от реализации продукции  после возмещения переменных издержек, который часто называют маржинальным доходом:

    Маржинальный  доход = Объем продажи – Переменные издержки

    Маржинальный  доход = Постоянные издержки + EBIT

    EBIT – операционная прибыль (от  продаж до вычета процентов  за кредит и налога на прибыль).

    Коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Объем продажи

    Желательно, чтобы маржинальный доход не только покрывал постоянные издержки, но и  служил источником формирования операционной прибыли (EBIT)/

    После вычисления маржинального дохода можно  определить силу воздействия производственного  рычага (СВПР):

    СВПР = Маржинальный доход / EBIT

    Коэффициент выражает, во сколько раз маржинальный доход превышает операционную прибыль.

    Эффект  операционного рычага сводится к  тому, что любое изменение выручки  от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного  эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической  деятельности предприятия при изменении  объема производства.

    Сила  воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска, т.е. риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного  рычага (чем больше доля постоянных затрат), тем больше предпринимательский  риск.

    Сила  воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного  объема продаж. С изменением выручки  от продаж меняется и его сила воздействия. Операционный рычаг позволяет оценить  степень влияния изменения объемов  продаж на размер будущей прибыли  организации. Расчеты операционного  рычага показывают, насколько процентов  изменится прибыль при изменении  объема продаж на 1%.

    Таким образом, современное управление затратами  предполагает достаточно многообразные  подходы к учету и анализу  издержек, прибыли, предпринимательского риска. Приходится осваивать эти  интересные инструменты, чтобы обеспечить выживание и развитие своего дела.

  1. Порядок определения стоимости бизнеса организации. Цели и принципы оценки. Подходы и методы оценки.

    Оценка  бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или  ОАО с недостаточно ликвидными акциями. Согласно Закону Российской Федерации «Об акционерных обществах» в ряде случаев должна проводиться оценка рыночной стоимости акционерного капитала независимыми оценщиками. Например, эта процедура предусмотрена при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.

    Оценка  бизнеса предприятия часто проводится и в других случаях:

      • При реструктуризации предприятия;

      • При ликвидации предприятия,  слияние, поглощение либо выделении  самостоятельных предприятий из  состава холдинга;

      • При определении стоимости  акций в случае купли-продажи  акций предприятия на фондовом  рынке или выкупа их у акционеров;

      • При определении кредитоспособности  предприятия или банка, стоимости  его бизнеса при кредитовании. В данном случае оценка требуется  в силу того, что величина стоимости  активов в бухгалтерском учете  может резко отличаться от  их рыночной стоимости; 

      • При необходимости обосновать  то или иное управленческое  решение.

    Следует учитывать, что понятие "предприятие", как имущественный комплекс, не совпадает  с понятием "бизнес". Бизнес - это  предприятие в действии и его  стоимость превосходит стоимость  имущественного комплекса на величину так называемых неосязаемых активов, неотделимых от кадрового потенциала предприятия (опыт трудового коллектива, налаженные связи и взаимоотношения  с клиентами, социальные связи и  другие нерегистрируемые активы). Именно наличием неосязаемых активов можно  объяснить, что иногда некоторые  компании, имеющие отрицательный  собственный капитал, продаются  на рынке за вполне положительную  сумму.

    Из  современных работ по этой тематике выделяется книга Кристофера Мерсера[1], в которой предложена «Интегрированная теория оценки стоимости бизнеса» и  содержится – вместе с обзором  прежних методологических исследований – теоретически обоснованная автором  модель уровней стоимости.  С позиций  Интегрированной теории утверждается, что традиционная трехуровневая  модель (см. рис.1), которая обычно принимается  как самоочевидная, не отвечает наблюдаемым  на рынках условиям ценообразования.

    Традиционно поверхностный взгляд на подходы  к оценке стоимости бизнеса состоит  в том, что доходный подход (метод  дисконтирования денежных потоков  или прямая капитализация) сводится к моделированию ценообразования  бизнеса с позиции конкретного  инвестора.  Такую оценку необходимо соотнести со сравнительным (собственно, рыночным) подходом, чтобы избежать существенных противоречий.  Применение сравнительного подхода вызывает соблазн  считать, что рынок «правильно»  выполняет ценообразование, а то, КАК рынок определяет цену, –  остается за кадром. 

    Согласно  же Интегрированной теории в основе реального ценообразования лежит  метод дисконтирования будущих  доходов, а сравнительный и доходный подходы – это две стороны  одного и того же процесса, различающиеся  тем, что в случае сравнительного подхода денежные потоки компании и  ставка дисконтирования определяются консенсусом множества рыночных участников, в то время как в  доходном подходе эти параметры  определяются на основе экспертного  суждения оценщика.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"