Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций
Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.
3нание
механизма воздействия
Количественное значение влияния факторов на изменение результирующего показателя находится путем применения одного из специальных приемов экономического анализа.
Операционный
левередж — это показатель, отвечающий
на вопрос, во сколько раз темпы
изменения прибыли от продаж превышают
темпы изменения выручки от продаж.
Иными словами, при планировании
прироста или снижения выручки от
продаж использование показателя операционного
левереджа позволяет
Механизм
применения операционного левереджа
зависит от того, какие факторы
воздействуют на изменение выручки
от продаж в плановом периоде по
сравнению с базисным: динамика цен,
либо динамика натурального объема продаж,
либо оба фактора вместе. Как правило,
на практике выручка растет или снижается
под влиянием одновременного действия
обоих факторов. Но при планировании
прибыли важнейшее значение имеют
степень и направление
Если изменение спроса на продукцию выражается только через изменение цен, а натуральный объем продаж остается на базисном уровне, то вся сумма прироста или уменьшения выручки от продаж одновременно становится суммой прироста или снижения прибыли. Если сохраняются базисные цены, но изменяется натуральный объем продаж, то рост или снижение прибыли — это по сумме рост или снижение выручки, уменьшенный на соответствующее изменение величины переменных затрат.
Следовательно,
изменение цен в большей
Это
означает, что операционный левередж
выражается не одним, а, как минимум,
двумя показателями, из которых один
рассчитывается для случая, когда
в плановом периоде меняются только
цены на реализуемую продукцию, второй
— для случая изменения только
натурального объема продаж. При условии,
что плановая выручка от продаж изменяется
за счет обоих факторов, в расчетах
применяются оба названных
Итак, ценовой операционный левередж в конечном счете равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж. Это подтверждается логикой предыдущего изложения: поскольку в данном случае прирост (уменьшение) выручки равен приросту (уменьшению) прибыли, темп изменения первой показывает, во сколько раз базисная величина выручки больше базисной величины прибыли. Механизм ценового операционного левереджа работает и в случаях убыточности продаж в базисном или плановом периоде.
Финансовый левередж (финансовый рычаг) — отношение заемного капитала компании к собственным средствам. Характеризует устойчивость компании; чем ниже левередж, тем устойчивее положение.
Левередж в финансовом анализе рассматривается как фактор, изменение которого может привести к существенному большему изменению результирующих показателей.
Операционный (производственный) левередж
зависит от структуры издержек
производства — от соотношения
постоянных и переменных
В результате использования
Финансовый левередж
Эффектом операционного рычага (или производственного рычага) называется явление, которое выражается в том, что изменение объема продаж (выручка от реализации) вызывает более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. Как известно, все издержки предприятия делятся на постоянные и переменные. В краткосрочном периоде в отличие от постоянных переменные издержки могут изменяться под влиянием корректировок объема производства (продаж). В долгосрочной перспективе все издержки имеют переменный характер. При изменении объема продаж пропорционально изменяются переменные издержки, а постоянные остаются прежними, таким образом, огромный позитивный потенциал для деятельности фирмы заложен в экономии на постоянных издержках в том числе и затратах, связанных с управлением предприятием.
Резкое
изменение суммы постоянных затрат
происходит вследствие коренной перестройки
организационной структуры
Сила воздействия производственного рычага зависит от удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия.
Эффект производственного рычага является одним из важнейших показателей финансового риска, т.к. он показывает, насколько процентов изменятся балансовая прибыль, а также экономическая рентабельность активов при изменении объема продаж или выручки от реализации продукции на 1%.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага на конкретное предприятие применят результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек, который часто называют маржинальным доходом:
Маржинальный доход = Объем продажи – Переменные издержки
Маржинальный доход = Постоянные издержки + EBIT
EBIT
– операционная прибыль (от
продаж до вычета процентов
за кредит и налога на прибыль)
Коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Объем продажи
Желательно, чтобы маржинальный доход не только покрывал постоянные издержки, но и служил источником формирования операционной прибыли (EBIT)/
После вычисления маржинального дохода можно определить силу воздействия производственного рычага (СВПР):
СВПР = Маржинальный доход / EBIT
Коэффициент выражает, во сколько раз маржинальный доход превышает операционную прибыль.
Эффект
операционного рычага сводится к
тому, что любое изменение выручки
от реализации (за счет изменения объема)
приводит к еще более сильному
изменению прибыли. Действие данного
эффекта связано с
Сила
воздействия операционного
Сила
воздействия операционного
Таким образом, современное управление затратами предполагает достаточно многообразные подходы к учету и анализу издержек, прибыли, предпринимательского риска. Приходится осваивать эти интересные инструменты, чтобы обеспечить выживание и развитие своего дела.
Оценка
бизнеса позволяет оценить
Оценка
бизнеса предприятия часто
• При реструктуризации
• При ликвидации предприятия,
слияние, поглощение либо
• При определении стоимости
акций в случае купли-продажи
акций предприятия на фондовом
рынке или выкупа их у
• При определении
• При необходимости
Следует
учитывать, что понятие "предприятие",
как имущественный комплекс, не совпадает
с понятием "бизнес". Бизнес - это
предприятие в действии и его
стоимость превосходит
Из современных работ по этой тематике выделяется книга Кристофера Мерсера[1], в которой предложена «Интегрированная теория оценки стоимости бизнеса» и содержится – вместе с обзором прежних методологических исследований – теоретически обоснованная автором модель уровней стоимости. С позиций Интегрированной теории утверждается, что традиционная трехуровневая модель (см. рис.1), которая обычно принимается как самоочевидная, не отвечает наблюдаемым на рынках условиям ценообразования.
Традиционно
поверхностный взгляд на подходы
к оценке стоимости бизнеса состоит
в том, что доходный подход (метод
дисконтирования денежных потоков
или прямая капитализация) сводится
к моделированию
Согласно
же Интегрированной теории в основе
реального ценообразования