Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций

Описание

Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.

Работа состоит из  1 файл

voprosiki.docx

— 360.52 Кб (Скачать документ)
  1. Финансовое планирование. Расчет показателей прогнозной финансовой отчетности. Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей.

    Финансовое  планирование - один из инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют финансовое планирование:

    -  регламентированность (упорядоченный  процесс);

    -  связь с обработкой информации;

    -  направленность на достижение  определенных целей; 

    -  временной характер.

    Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых  установок количественного и  качественного характера и определение  путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план или совокупность планов.

    План  представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры  для достижения целей в будущем.

    Планирование  выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных  мер в меняющейся внешней и  внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении  средств и альтернатив, которые  снижали бы риск принятия ошибочных  решений.

    потребностей  финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг. На уровне первого приближения эта  задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных финансовых показателей бизнеса предприятия. В качестве таких показателей  используются статьи баланса и отчета о прибыли.

    Суть  подхода достаточно проста. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его  активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов  должны появиться дополнительные источники  финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность  и начисленные обязательства) увеличиваются  сообразно наращиванию объемов  реализации предприятия. Очевидно, что  разница между увеличением активов  и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании. В процессе принятия решения о  дополнительном финансировании выделяют: 1) предварительный этап (этап обнаружения  и оценки проблемы) и 2) этап непосредственного  решения проблемы.

    С предварительным этапом связывают  следующие моменты:

    прогнозирование дополнительных объемов основных и  оборотных средств на планируемый  период,

    прогнозирование дополнительных собственных и заемных  финансовых источников, которые появляются в процессе нормальной деятельности предприятия,

    оценка  объема дополнительного финансирования как разницы между дополнительным объемом активов и дополнительным объемом задолженностей и капитала.

    Этап  решения проблемы представляет собой  с последовательность действий следующего содержания:

    Шаг 1. Прогноз отчета о прибыли на планируемый год.

    Шаг 2. Прогноз баланса предприятия  на планируемый год.

    Шаг 3. Принятие решения об источниках дополнительного  финансирования (на этом этапе потребуется  итеративный пересчет основных показателей  баланса и отчета о прибыли).

    Шаг 4. Анализ основных финансовых показателей.

  1. Модель прогнозируемого роста дивидендов. Модели определения стоимости заемного капитала.  ---

Модель  прогнозируемого  роста дивидендов. Расчет стоимости собственного капитала основывается на формуле

, (6.1)

где Се - стоимость собственного капитала,  
Р - рыночная цена одной акции,  
D1 - дивиденд, обещанный компанией в первый год реализации инвестиционного проекта,  
g - прогнозируемый ежегодный рост дивидендов.

Пример 2. Текущая цена одной  обыкновенной акции  компании составляет $40. Ожидаемая в следующем  году величина дивиденда $4. Кроме того, предприятие  планирует ежегодный  прирост дивидендов 4%. Используя формулу (6.1) получаем

.

Данная модель применима  к тем компаниям, величина прироста дивидендов которых постоянна. Если этого не наблюдается, то модель не может быть использована.

    Модели  определения стоимости  заемного капитала

   В процессе своей деятельности предприятие  использует заемные средства, получаемые в виде:

   долгосрочного кредита от коммерческих банков и  других предприятий,

    выпуска  облигаций, имеющих заданный срок  погашения и номинальную процентную  ставку.

    В первом  случае стоимость заемного капитала  равна процентной ставке кредита  и определяется путем договорного  соглашения между кредиторами  и заемщиком в каждом конкретном  случае отдельно.

   Во втором случае стоимость капитала определяется величиной выплачиваемого по облигации  купона или номинальной процентной ставкой облигации, выражаемой в  процентах к ее номинальной стоимости.   Номинальная стоимость - это цена, которую заплатит компания - эмитент держателю облигации в день ее погашения. Разумеется, что срок, через который облигация будет погашена, указывается при их выпуске.

   В момент выпуска  облигации обычно продаются по их номинальной стоимости. Следовательно  в этом случае стоимость заемного капитала Сd определяется номинальной  процентной ставкой облигации iн.

   Однако  в условиях изменения процентных ставок по ценным бумагам, которое является следствием инфляции и других причин, облигации продаются по цене, не совпадающей с номинальной. Поскольку  предприятие - эмитент облигаций  должно платить по ним доход, исходя из номинальной процентной ставки и  номинальной стоимости акции, реальная доходность облигации изменяется: увеличивается, если рыночная цена облигации падает по сравнению с номинальной, и  уменьшается в противном случае.

   Для оценки реальной доходности облигации (стоимости  заемного капитала) используем модель современной стоимости облигации.

   Для лучшего  понимания финансового механизма  определения фактической стоимости  облигаций и реальной отдачи на них, рассмотрим формулу более детально. Итак, согласно условиям выпуска облигаций  фирма - эмитента обязуется каждый год  выплачивать процентную выплату INT и номинальную стоимость М  по окончанию срока действия облигации, то есть на момент ее погашения. В предыдущей главе подробно исследовался феномен  изменения стоимости цены облигации  в зависимости от рыночной процентной ставки. С помощью рассмотренных  там примеров можно сделать вывод  о том, что поскольку рыночная цена облигации колеблется, а сумма  выплачиваемого дохода на облигацию  остается неизменной, то доходность облигации  также меняется: конкретно, доходность облигации увеличивается при  уменьшении рыночной стоимости и  уменьшается в противном случае.

   В качестве реальной доходности облигации (или  стоимости заемного капитала, основанного  на облигациях данного типа) используется конечная доходность облигации, то есть такая процентная ставка, которая  позволяет, купив облигацию сейчас по текущей рыночной цене, получать доход на облигацию, объявленный  в контракте на ее выпуск, и номинальную  стоимость облигации на момент ее погашения.

  1. Характеристика понятия «финансовый левередж» и порядок определения его эффективности.

    В буквальном понимании леверидж означает небольшую силу (рычаг). В приложении к экономике он трактуется как  некоторый фактор, небольшое изменение  которого может привести к существенному  изменению результативных показателей.

    Финансовый  леверидж – потенциальная возможность  влиять на прибыль предприятия путем  изменения объема и структуры  долгосрочных пассивов.[3]

    Финансовый  леверидж характеризует использование  предприятием заемных средств, которые  влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный  фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого  предприятием капитала, позволяющий  ему получить дополнительную прибыль  на собственный капитал

    Так как эффект финансового рычага –  это приращение к рентабельности собственного капитала, полученное благодаря  привлечению кредита, несмотря на его  платность, и уплаты налога на прибыль.

    Очевидно, что данный эффект возникает из расхождения  между рентабельность активов и  «ценой» заемного капитала, то средней  банковской ставкой. Другими словами, предприятие должно предусмотреть  такую рентабельность активов, чтобы  денежных средств было достаточно на уплату процентов за кредит и уплату налога на прибыль.

    Эффект  финансового рычага – это показатель, отражающий приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря  использованию кредита, несмотря на платность последнего. Он рассчитывается по следующей формуле:

    ЭФЛ =(1 + НП)?(Р А?%ср.)ЗК/СК,

    где ЭФЛ – эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %; ПН – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; Р А– коэффициент  валовой рентабельности активоЕ (отношение  валовой прибыли к средней  стоимости активов), %; % ср. – средний  размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %; 3К – средняя сумма  используемого предприятием заемного капитала; СК – средняя сумма  собственного капитала предприятия. 

    Приведенная формула расчета эффекта финансового  левериджа позволяет выделить в  ней три основные составляющие:

    1. Налоговый корректор финансового  левериджа (1-НП), который показывает, в какой степени проявляется  эффект финансового левериджа  в связи с различным уровнем  налогообложения прибыли.

    2. Дифференциал финансового левериджа  (Р А?%ср.) который отражает разницу  между коэффициентом валовой  рентабельности активов и средним  размером процента за кредит.

    3. Плечо финансового левериджа  ЗК/СК, которое характеризует сумму  заемного капитала, используемого  предприятием, в расчете на единицу  собственного капитала.

    Налоговый корректор финансового левериджа  практически не зависит от деятельности предприятия, т. к. ставка налога на прибыль  устанавливается законодательно. В  процессе управления финансовым левериджем дифференциальный налоговый корректор  может быть использован в следующих  случаях:

    дифференциации  ставки налогообложения прибыли  или наличия налоговых льгот  по различным видам деятельности предприятия;

    осуществления деятельности дочерних фирм предприятия  в оффшорных зонах или странах  с иным налоговым климатом.

    Дифференциал  финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный  эффект финансового левериджа, если уровень валовой прибыли, генерируемый активами предприятия, превышает средний  размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

    Плечо финансового левериджа является рычагом, который вызывает положительный  или отрицательный эффект, получаемый за счет дифференциала. При положительном  значении дифференциала любой прирост  коэффициента финансового левериджа  будет вызывать еще больший прирост  коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном  значении дифференциала прирост  коэффициента финансового левериджа  будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Таким образом, при неизменном дифференциале плечо  финансового левериджа является главным генератором как возрастания  суммы и уровня прибыли на собственный  капитал, так и финансового риска  потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном плече финансового  левериджа положительная или  отрицательная динамика его дифференциала  генерирует как возрастание суммы  и уровня прибыли на собственный  капитал, так и финансовый риск ее потери.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"