Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций
Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.
Показатели
эффективности характеризуют
Анализ эффективности деятельности предприятия проводится по группам относительных показателей.
1.
Расходные показатели
1.1.
Рентабельность продукции –
1.2.
Рентабельность операционной
1.3.
Рентабельность обычной
1.4.
Коэффициент покрытия
1.5.
Коэффициент окупаемости –
2.
Ресурсные показатели
2.1.
Рентабельность предприятия,
2.2.
Рентабельность собственного
2.3.
Рентабельность привлеченного
2.4.
Коэффициенты покрытия активов,
3.
Доходные показатели
Рентабельность
реализации рассчитывается в целом
по предприятию и по отдельным
видам продукции. Для расчета
приведенных показателей
Анализ операционных издержек производится с целью оценки относительной динамики долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Анализ операционных издержек позволяет выяснить истинную причину изменения показателей прибыльности компании.
В частности, коэффициент
,
является дополнением коэффициента валового дохода в том смысле, что эти два коэффициента в сумме должны составлять 100%.
Показатели
ликвидности призваны продемонстрировать
степень платежеспособности компании
по краткосрочным долгам. Смысл этих
показателей состоит в
Первой
очевидной характеристикой
Коэффициент
текущей ликвидности (иногда говорят
“коэффициент покрытия”) представляет
собой отношение текущих
Этот
показатель делает попытку продемонстрировать
защищенность держателей текущих долговых
обязательств от опасности отказа от
платежа. Предполагается, что чем
выше этот коэффициент, тем лучше
позиции ссудодателей. Представляется,
что большее превышение текущих
активов над текущими обязательствами
поможет защитить претензии ссудодателей,
если компания вынуждена будет распродать
свои товарно-материальные запасы, и, если
возникнут значительные проблемы с
погашением дебиторской задолженности.
Кредиторы по краткосрочным обязательствам
заинтересованы в большом значении
этого показателя, поскольку товары,
превращенные в деньги, являются основным
источником покрытия краткосрочной
задолженности. Кредиторы по долгосрочным
обязательствам также заинтересованы
в этом, так как неспособность
заплатить краткосрочные долги
может привести компанию к банкротству,
и тогда существенно повышается
вероятность непогашения
С другой стороны высокий
Обычно
считается, что для большинства
предприятий коэффициент
Коэффициент быстрой ликвидности - это более жесткая оценка ликвидности предприятия, по-прежнему в статическом положении. Этот коэффициент также называется “кислотным тестом”, и он рассчитывается с использованием только части текущих активов – денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности, которые сопоставляются с текущими обязательствами:
Основная концепция состоит
в том, что этот показатель
помогает оценить на сколько
возможно будет погасить
Существует еще более жесткая оценка ликвидности, которая допускает, что дебиторская задолженность также не сможет быть погашена в срок для удовлетворения нужд краткосрочных кредиторов. Эту наиболее жесткую оценку ликвидности называют коэффициентом абсолютной ликвидности и рассчитывают по формуле:
Рыночные показатели предприятия являются основным фокусом интересов владельцев предприятия и его потенциальных инвесторов. Главный интерес для собственника предприятия (в случае акционерной компании - держателя акций) представляет прибыльность компании. В настоящем контексте имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям руководства компании на средства, инвестированные владельцами компании. Собственников также интересует распределение принадлежащей им прибыли, тоесть какая ее часть вновь инвестируется в предприятие, и какая доля выплачивается им в качестве дивидендов. Иными словами, их интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их инвестиций, особенно если акции компании свободно обращаются на рынке. Выше при характеристике рентабельности предприятия один из таких показателей, а именно, рентабельность собственного капитала уже был рассмотрен. Ниже будут представлены показатели, которые непосредственно привязаны к акциям компании, которые находятся в обращении.
Прибыль на акцию является наиболее распространенной характеристикой прибыльности и часто принимается во внимание в процессе принятия решения о покупке/продаже акций на фондовом рынке. При анализе финансового состояния большое внимание всегда уделяется прибыли на одну акцию. Этот коэффициент рассчитывается делением суммы чистой прибыли на обыкновенные акции на среднее количество обыкновенных акций в обращении за отчетный период.
Большое внимание показателю прибыли на одну акцию уделяют как руководство компании, так и акционеры. Именно на его основе происходит, в значительной степени, оценка акций. Этот показатель используется в стратегическом планировании для формулирования конкретных целей и задач. Обычно исследователю не приходится рассчитывать этот коэффициент, поскольку компании публикуют его в своих годовых отчетах и делают расчеты по кварталам.
Для
расчета этого показателя сумма
используемой в расчетах чистой прибыли
сначала уменьшается на величину
дивидендов, выплаченных держателям
привилегированных акций, а также
на сумму других обязательных платежей.
Затем оценивается среднее
Инвестиционные
аналитики и эксперты уделяют
большое внимание изучению этого
показателя за прошлые отчетные периоды,
причем как за квартал, так и за
год. На основе данных за прошлые периоды
часто делаются прогнозы на будущее.
Колебания и тенденции в
Показатель
EPS может быть пересчитан на денежный
базис. В этом случае он носит название
показателя поступления денег на
1 акцию. Это приблизительный
Использование данного показателя часто может ввести в заблуждение аналитика, поскольку расчет денежного потока делается по приведенным выше допущениям весьма приближенно. В соответствии с приведенными выше допущениями расчет показателя поступления денег на одну акцию производится по формуле: