Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций

Описание

Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.

Работа состоит из  1 файл

voprosiki.docx

— 360.52 Кб (Скачать документ)

    Показатели  эффективности характеризуют способность  понесенных расходов окупиться, что  является основой дальнейшей деятельности предприятия. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают результаты деятельности предприятия; они используются как инструменты  инвестиционной, ценовой политики и  т.д.

    Анализ  эффективности деятельности предприятия  проводится по группам относительных  показателей.

    1. Расходные показатели рентабельности  характеризуют доходность понесенных  расходов в процессе деятельности. К таким показателям относятся:

    1.1. Рентабельность продукции – рассчитывается  как отношение валовой прибыли  от продажи к себестоимости  реализованной продукции, показывает, сколько получено валовой прибыли  на 1 рубль понесенных расходов;

    1.2. Рентабельность операционной деятельности  – рассчитывается как отношение  финансового результата от операционной  деятельности к операционным  расходам, показывает, сколько получено  прибыли от операционной деятельности  с 1 рубля операционных расходов;

    1.3. Рентабельность обычной деятельности  – показывает, сколько получено  прибыли от обычной деятельности  с 1 рубля обычных расходов; рентабельность  хозяйственной деятельности;

    1.4. Коэффициент покрытия производственных  расходов рассчитывается как  отношение чистого дохода к  себестоимости реализованной продукции,  показывает на какую величину 1 рубль чистого дохода покрывает  производственные расходы;

    1.5. Коэффициент окупаемости – рассчитывается  как отношение себестоимости  проданной продукции к чистому  доходу, показывает величину производственных  расходов, которая осуществляется  для того, чтоб получить 1 рубль  чистого дохода.

    2. Ресурсные показатели рентабельности  рассчитываются, если необходимо  определить доходность ресурсов  или капитала предприятия. К  этим показателям относятся:

    2.1. Рентабельность предприятия, которая  показывает величину чистой прибыли,  которая приходится на 1 рубль  активов;

    2.2. Рентабельность собственного капитала  показывает величину прибыли  на 1 рубль собственного капитала;

    2.3. Рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность внеоборотных активов,  рентабельность оборотных активов,  которая показывает величину  чистой прибыли, которая приходится  на 1 рубль активов;

    2.4. Коэффициенты покрытия активов,  окупаемости активов, покрытия  собственного капитала, окупаемости  собственного капитала.

    3. Доходные показатели рентабельности  рассчитываются как отношение  прибыли от реализации продукции  к чистой прибыли предприятия.  Этот показатель характеризует  эффективность коммерческой деятельности  и отражает, какую сумму прибыли  получает предприятие с каждого  рубля выручки. Сюда относится:  валовая рентабельность продажи,  чистая рентабельность продажи  и пр.

    Рентабельность  реализации рассчитывается в целом  по предприятию и по отдельным  видам продукции. Для расчета  приведенных показателей рентабельности в числителе показателей может  отражаться не только сумма прибыли  но и сумма чистого прироста денежных средств.

  1. Система финансовых коэффициентов. Анализ операционных издержек. Показатели ликвидности. Рыночные показатели.

    Анализ  операционных издержек производится с  целью оценки относительной динамики долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением  операционного анализа. Анализ операционных издержек позволяет выяснить истинную причину изменения показателей  прибыльности компании.

      В частности, коэффициент производственной  себестоимости реализованной продукции,  который рассчитывается по следующей  формуле 

     ,

    является  дополнением коэффициента валового дохода в том смысле, что эти  два коэффициента в сумме должны составлять 100%.

    Показатели  ликвидности призваны продемонстрировать степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Смысл этих показателей состоит в сравнении  величины текущих задолженностей предприятия  и его оборотных средств, которые  должны обеспечить погашение этих задолженностей.

    Первой  очевидной характеристикой такой  возможности может служить разность между величиной оборотных средств  и краткосрочных задолженностей, которая носит название “собственные оборотные средства”, или “рабочий капитал” (как буквальный перевод  английского термина “working capital”). Если величина собственных оборотных  средств положительна, то это означает принципиальную возможность погашение  текущих задолженностей предприятия  его оборотными средствами. “Собственными” эти оборотные средства названы  потому, что их финансирование осуществляется с помощью долгосрочных источников и, следовательно, не требуется их быстрого использования для погашения  задолженностей.

    Коэффициент текущей ликвидности (иногда говорят  “коэффициент покрытия”) представляет собой отношение текущих активов  к текущим обязательствам:

    Этот  показатель делает попытку продемонстрировать защищенность держателей текущих долговых обязательств от опасности отказа от платежа. Предполагается, что чем  выше этот коэффициент, тем лучше  позиции ссудодателей. Представляется, что большее превышение текущих  активов над текущими обязательствами  поможет защитить претензии ссудодателей, если компания вынуждена будет распродать свои товарно-материальные запасы, и, если возникнут значительные проблемы с  погашением дебиторской задолженности. Кредиторы по краткосрочным обязательствам заинтересованы в большом значении этого показателя, поскольку товары, превращенные в деньги, являются основным источником покрытия краткосрочной  задолженности. Кредиторы по долгосрочным обязательствам также заинтересованы в этом, так как неспособность  заплатить краткосрочные долги  может привести компанию к банкротству, и тогда существенно повышается вероятность непогашения долгосрочных обязательств.

      С другой стороны высокий коэффициент  текущей ликвидности может означать, что менеджмент работает недостаточно  оперативно. Это может свидетельствовать  о наличии неиспользуемых денежных  средств, избыточных товарно-материальных  запасах, превышающих текущие  потребности, и о нерациональной  кредитной политике, которая приводит  к чрезмерному кредитованию и  наличию безнадежных долгов.

    Обычно  считается, что для большинства  предприятий коэффициент текущей  ликвидности должен быть на уровне 2, поскольку стоимость текущих  активов может сократиться даже на 50%, но, тем не менее, сохранится достаточный  запас прочности для покрытия всех текущих обязательств. Слабость этого анализа состоит в том, что с его помощью оценивается  главным образом статическое  состояние предприятия и при  этом предполагается, что предприятие  находится на грани ликвидации.

    Коэффициент быстрой ликвидности - это более  жесткая оценка ликвидности предприятия, по-прежнему в статическом положении. Этот коэффициент также называется “кислотным тестом”, и он рассчитывается с использованием только части текущих  активов – денежных средств, легко  реализуемых ценных бумаг и дебиторской  задолженности, которые сопоставляются с текущими обязательствами:

      Основная концепция состоит  в том, что этот показатель  помогает оценить на сколько  возможно будет погасить текущие  обязательства если положение  станет действительно критическим,  при этом исходят из предположения,  что товарно-материальные запасы  вообще не имеют никакой ликвидационной  стоимости. Для того чтобы правильно  оценить данный коэффициент, необходимо  установить качество ценных бумаг  и дебиторской задолженности.  Покупка не внушающих доверия  ценных бумаг и увеличение  количества сомнительных дебиторов  может создать благоприятное  впечатление при расчете коэффициента  быстрой ликвидности. Но велика  вероятность того, что при продаже  таких ценных бумаг компания  потерпит убыток, а дебиторская  задолженность не будет выплачена  вообще или же будет погашена  через довольно большой промежуток  времени, что равносильно невыплате. 

    Существует  еще более жесткая оценка ликвидности, которая допускает, что дебиторская  задолженность также не сможет быть погашена в срок для удовлетворения нужд краткосрочных кредиторов. Эту  наиболее жесткую оценку ликвидности  называют коэффициентом абсолютной ликвидности и рассчитывают по формуле:

    Рыночные  показатели предприятия являются основным фокусом интересов владельцев предприятия и его потенциальных инвесторов. Главный интерес для собственника предприятия (в случае акционерной компании - держателя акций) представляет прибыльность компании. В настоящем контексте имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям руководства компании на средства, инвестированные владельцами компании. Собственников также интересует распределение принадлежащей им прибыли, тоесть какая ее часть вновь инвестируется в предприятие, и какая доля выплачивается им в качестве дивидендов. Иными словами, их интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их инвестиций, особенно если акции компании свободно обращаются на рынке. Выше при характеристике рентабельности предприятия один из таких показателей, а именно, рентабельность собственного капитала уже был рассмотрен. Ниже будут представлены показатели, которые непосредственно привязаны к акциям компании, которые находятся в обращении.

    Прибыль на акцию является наиболее распространенной характеристикой прибыльности и  часто принимается во внимание в  процессе принятия решения о покупке/продаже  акций на фондовом рынке. При анализе  финансового состояния большое  внимание всегда уделяется прибыли  на одну акцию. Этот коэффициент рассчитывается делением суммы чистой прибыли на обыкновенные акции на среднее количество обыкновенных акций в обращении  за отчетный период.

    Большое внимание показателю прибыли на одну акцию уделяют как руководство  компании, так и акционеры. Именно на его основе происходит, в значительной степени, оценка акций. Этот показатель используется в стратегическом планировании для формулирования конкретных целей  и задач. Обычно исследователю не приходится рассчитывать этот коэффициент, поскольку компании публикуют его  в своих годовых отчетах и  делают расчеты по кварталам.

    Для расчета этого показателя сумма  используемой в расчетах чистой прибыли  сначала уменьшается на величину дивидендов, выплаченных держателям привилегированных акций, а также  на сумму других обязательных платежей. Затем оценивается среднее количество обыкновенных акций, находящихся в  обращении. Для данного показателя существует общепринятое обозначение EPS,  от английского Earnings per Share. Расчет показателя прибыли на акцию производится с помощью формулы:

    

    Инвестиционные  аналитики и эксперты уделяют  большое внимание изучению этого  показателя за прошлые отчетные периоды, причем как за квартал, так и за год. На основе данных за прошлые периоды  часто делаются прогнозы на будущее. Колебания и тенденции в изменении  фактических показателей сравниваются с прогнозами и определяются признаки усиления или ослабления компании. Но еще раз следует подчеркнуть, что этот показатель нужно интерпретировать осторожно, учитывая необычные элементы в структуре прибыли и значительные изменения количества акций в  обращении.

    Показатель EPS может быть пересчитан на денежный базис. В этом случае он носит название показателя поступления денег на 1 акцию. Это приблизительный показатель, и он рассчитывается для определения  возможностей компании выплачивать  дивиденды наличными в результате именно основной деятельности предприятия. Делается попытка определить движение наличных средств в расчете на одну акцию. К величине чистой прибыли  добавляются суммы безналичных  списаний, таких как износ материальных и нематериальных активов, поскольку  эти бухгалтерские операции не представляют собой движения реальных наличных средств. Таким образом, добавив назад  эти бухгалтерские списания, мы примерно определяем, какой денежный доход  генерирует прибыль, полученная в результате основной деятельности компании.

    Использование данного показателя часто может  ввести в заблуждение аналитика, поскольку расчет денежного потока делается по приведенным выше допущениям весьма приближенно. В соответствии с приведенными выше допущениями  расчет показателя поступления денег  на одну акцию производится по формуле:

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"