Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций
Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.
оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
система
сбора платежей (сюда входят процедуры
взаимодействия с покупателями в
случае нарушения условий оплаты,
совокупность показателей, свидетельствующих
о существенности нарушений в
оплате, система наказания
система предоставляемых скидок.
Как
бы ни была эффективна система отбора
покупателей, в ходе взаимодействия
с ними не исключаются всевозможные
накладки, поэтому организация вынуждена
создать некоторую систему
Формирование
политики управления дебиторской задолженностью
организации (или ее кредитной политики
по отношению к покупателям
Операционный
цикл = Производственный цикл + Время
оборота дебиторской
Финансовый цикл характеризует
потребность в оборотных
Факторы, влияющие на
ускорение производственного цикла;
снижение
периода оборота готовой
ускорение
оборачиваемости дебиторской
Анализ движения денежных потоков.
В данном вопросе используются три показателя:
Выручка от реализации – это учетный доход от реализации продукции или услуг за данный период, отражающий как денежные, так и неденежные формы доходов.
Прибыль – это разность между учетными доходами от реализации и начисленными расходами на них.
Поток денежных средств – это разность между всеми полученными и выплаченными денежными средствами за определенный период.
Различия между суммой
прибыль отражает учетные денежные и неденежные доходы в течение определенного периода, что не совпадает с реальным поступлением денежных средств;
прибыль признается после совершения продаж, а не после поступления денежных средств (предприятия работают по отгрузке);
при расчете прибыли расходы на производство продукции признаются после ее реализации, а не в момент оплаты;
денежный поток отражает движение денежных средств, которые не учитываются при расчете прибыли (амортизация, капитальные расходы, налоги, штрафы, долговые выплаты и чистая сумма долга, заемные и авансированные средства).
В условиях инфляции и кризиса
неплатежей управление
Основная задача денежных
Для определения потоков
Прямой метод.
Основан
на анализе движения денежных средств
по счетам предприятия (см. Главную
книгу). Основной показатель для расчета
– выручка. Данный метод позволяет
показать основные источники притока
денежных средств и направления
оттока. Он дает возможность делать
оперативные выводы относительно достаточности
средств по текущим платежам и
устанавливает взаимосвязь
Косвенный метод.
Основан
на анализе статей баланса и отчета
о финансовых результатах. Основной
показатель – прибыль. Данный метод
позволяет показать взаимосвязь
между различными видами деятельности
предприятия и устанавливает
взаимосвязь между чистой прибылью
и изменениями в активах
Основным документом для
При анализе потоки денежных
средств рассматриваются по
Для планирования денежных потоков используется прямой метод анализа.
Цель планирования денежных
Кассовый бюджет (план денежных
поступлений) – это подробная
смета ожидаемых поступлений
и выплат денежных средств
за определенный период, включающая
как конкретные статьи
Кассовый бюджет является
Достоверность данных
Кассовый бюджет позволяет:
получить представление о потребностях в денежных средствах;
дает информацию для принятия решения о более рациональном использовании ресурсов;
анализировать существенные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели;
своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
Политика
управления запасами представляет собой
часть общей политики управления
оборотными активами предприятия, заключающейся
в оптимизации общего размера
и структуры запасов товарно-
1)
анализ запасов предприятия в
предшествующем периоде –
2)
определение принципиальных
3)
оптимизация объемов запасов
предприятия: определяется
4)
оптимизация соотношения
5)
обеспечение необходимой
6)
повышение рентабельности
7)
обеспечение минимизации
8)
формирование принципов
9)
формирование оптимальной
Разработка
политики управления запасами охватывает
ряд последовательно
1
Анализ запасов товарно-
2
Определение целей
3
Оптимизация размера основных
групп текущих запасов. С этой
целью используется ряд
а) сумма затрат по размещению заказов (включают расходы транспортировки и приема товаров)
ОЗРЗ = (ОПП / РПП) ´ СРЗ
ОЗрз
– сумма операционных затрат по
размещению заказов; Срз – средняя
стоимость размещения одного заказа;
ОПП – объем производственного
потребления товаров в
Из
приведенной формулы видно, что
при неизменном объеме производственного
потребления и средней