Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:18, курс лекций

Описание

Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ). Базовые понятия ФМ.
Концепции ФМ. Основные этапы развития ФМ. Финансовый механизм.
Информационное обеспечение ФМ. Финансовая стратегия предприятия: этапы разработки. Факторы, определяющие особенности финансового управления российскими компаниями.

Работа состоит из  1 файл

voprosiki.docx

— 360.52 Кб (Скачать документ)

    оплата  в кредит (товар оплачивается через  определенное время после его  передачи покупателю).

    Вырабатывая политику кредитования покупателей  своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

    срок  предоставления кредита (чаще всего  в организации существует несколько  типовых договоров, предусматривающих  предельный срок оплаты продукции);

    стандарты кредитоспособности (критерии, по которым  поставщик определяет финансовую состоятельность  покупателя и вытекающие отсюда возможные  варианты оплаты);

    система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения  платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

    система сбора платежей (сюда входят процедуры  взаимодействия с покупателями в  случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих  о существенности нарушений в  оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

    система предоставляемых скидок.

    Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена  создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной  дисциплины.

    Формирование  политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

  1. Управление денежными средствами организации.

    Операционный  цикл = Производственный цикл + Время  оборота дебиторской задолженности. Операционный цикл может быть меньше производственного цикла, если была предоплата.

      Финансовый цикл характеризует  потребность в оборотных средствах  во временном измерении. Зная  среднедневную потребность в  оборотных средствах и продолжительность  финансового цикла, можно рассчитать  общую потребность в оборотных  средствах.

      Факторы, влияющие на продолжительность  операционного цикла:

    ускорение производственного цикла;

    снижение  периода оборота готовой продукции  и незавершенного производства;

    ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности.

    Анализ  движения денежных потоков.

      В данном вопросе используются  три показателя:

    Выручка от реализации – это учетный доход  от реализации продукции или услуг  за данный период, отражающий как денежные, так и неденежные формы доходов.

    Прибыль – это разность между учетными доходами от реализации и начисленными расходами на них.

    Поток денежных средств – это разность между всеми полученными и  выплаченными денежными средствами за определенный период.

      Различия между суммой полученной  прибыли и величиной денежных  средств:

    прибыль отражает учетные денежные и неденежные доходы в течение определенного  периода, что не совпадает с реальным поступлением денежных средств;

    прибыль признается после совершения продаж, а не после поступления денежных средств (предприятия работают по отгрузке);

    при расчете прибыли расходы на производство продукции признаются после ее реализации, а не в момент оплаты;

    денежный  поток отражает движение денежных средств, которые не учитываются при расчете  прибыли (амортизация, капитальные  расходы, налоги, штрафы, долговые выплаты  и чистая сумма долга, заемные  и авансированные средства).

      В условиях инфляции и кризиса  неплатежей управление денежными  потоками является наиболее актуальной  задачей в управлении финансами.

      Основная задача денежных потоков  – выявление причин недостатка (избытка) денежных средств, определение  источников их поступлений и  направлений использования.

      Для определения потоков денежных  средств используется два метода:

    Прямой  метод.

    Основан на анализе движения денежных средств  по счетам предприятия (см. Главную  книгу). Основной показатель для расчета  – выручка. Данный метод позволяет  показать основные источники притока  денежных средств и направления  оттока. Он дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности  средств по текущим платежам и  устанавливает взаимосвязь между  реализацией и денежной выручкой за отчетный период.

    Косвенный метод.

    Основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Основной показатель – прибыль. Данный метод  позволяет показать взаимосвязь  между различными видами деятельности предприятия и устанавливает  взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия  за отчетный период.

      Основным документом для анализа  денежных потоков является отчет  о движении денежных средств,  с помощью которого можно контролировать  текущую платежеспособность предприятия,  принимать оперативные решения  по управлению денежными средствами  и объяснять расхождения между  финансовым результатом и изменением  денежных средств.

      При анализе потоки денежных  средств рассматриваются по трем  видам деятельности: основная, инвестиционная  и финансовая.

    Для планирования денежных потоков используется прямой метод анализа.

      Цель планирования денежных средств  – расчет необходимого их объема  и определение моментов времени,  когда у предприятия ожидается  недостаток или избыток денежных  средств, для того, чтобы избежать  кризисных явлений и рационально  использовать денежные средства.

      Кассовый бюджет (план денежных  поступлений) – это подробная  смета ожидаемых поступлений  и выплат денежных средств  за определенный период, включающая  как конкретные статьи поступлений  и выплат, так и их временные  характеристики.

      Кассовый бюджет является составной  частью основного бюджета предприятия  и использует данные бюджетов  продаж, закупок, затрат на оплату  труда и др.

      Достоверность данных кассового  бюджета зависит от субъективных  оценок, точности прогноза продаж, точности оценки периода инкассации  дебиторской задолженности, что  необходимо при использовании  бюджета.

      Кассовый бюджет позволяет:

    получить  представление о потребностях в  денежных средствах;

    дает  информацию для принятия решения  о более рациональном использовании  ресурсов;

    анализировать существенные отклонения по статьям  бюджета и оценивать их влияние  на финансовые показатели;

    своевременно  определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных  средств.

  1. Методы и модели финансового управления запасами организации

    Политика  управления запасами представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся  в оптимизации общего размера  и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением. Этапы процесса управления запасами на предприятии:

    1)     анализ запасов предприятия в  предшествующем периоде – рассматривается  динамика общего объема запасов  предприятия, динамика удельного  веса запасов в общей сумме  активов предприятия, рассматривается  динамика состава запасов предприятия  в разрезе: запасы сырья, материалов  и полуфабрикатов, запасы готовой  продукции. Изучается оборачиваемость  запасы предприятия, определяется  рентабельность запасов предприятия  и исследуются определяющие ее  факторы. Рассматривается состав  основных источников финансирования  запасов, динамика их суммы  и удельного веса в общем  объеме финансовых средств, инвестирование  в эти активы и определяется  уровень финансового риска

    2)     определение принципиальных подходов  к формированию запасов предприятия:  консервативный подход, умеренный,  агрессивный

    3)     оптимизация объемов запасов  предприятия: определяется система  мероприятий по сокращению операционного,  производственного и финансового  циклов предприятия, оптимизируется  объем и уровень запасов, определяется  общий объем запасов предприятия  на предстоящий период

    4)     оптимизация соотношения постоянной  и переменной частей запасов

    5)     обеспечение необходимой ликвидности  запасов

    6)     повышение рентабельности запасов,  запасы должны обеспечивать определенную  прибыль при их использовании  в деятельности предприятия

    7)     обеспечение минимизации потерь  запасов в процессе их использования

    8)     формирование принципов финансирования  отдельных видов запасов

    9)     формирование оптимальной структуры  источников финансирования запасов.

    Разработка  политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых  этапов работ, основными из которых  являются:

    1       Анализ запасов товарно-материальных  ценностей в предшествующем периоде.  Основной задачей этого анализа  является выявление уровня обеспеченности  производства и реализации продукции  соответствующими запасами товарно-материальных  ценностей в предшествующем периоде  и оценка эффективности их  использования. Анализ проводится  в разрезе основных видов запасов.

    2       Определение целей формирования  запасов. Цели могут быть: обеспечение  текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов); обеспечение текущей сбытовой  деятельности (текущие запасы готовой  продукции); накопление сезонных  запасов, обеспечивающих хозяйственный  процесс в предстоящем периоде

    3       Оптимизация размера основных  групп текущих запасов. С этой  целью используется ряд моделей,  среди которых наибольшее распространение  получила «Модель экономически  обоснованного размера запаса».  Она может быть использована  как для оптимизации размера  производственных запасов, так  и запасов готовой продукции.  Расчетный механизм этой модели  основан на оптимизации совокупных  операционных затрат по закупке  и хранению запасов на предприятии.  Эти операционные затраты предварительно  разделяются на две группы:

    а) сумма затрат по размещению заказов (включают расходы транспортировки  и приема товаров)

    ОЗРЗ = (ОПП / РПП) ´ СРЗ

    ОЗрз  – сумма операционных затрат по размещению заказов; Срз – средняя  стоимость размещения одного заказа; ОПП – объем производственного  потребления товаров в рассматриваемом  периоде; РПП – средний размер одной партии поставки товаров.

    Из  приведенной формулы видно, что  при неизменном объеме производственного  потребления и средней стоимости  размещения одного заказа общая сумма  операционных затрат по размещению заказов  минимизируется с ростом среднего размера  одной партии поставки товаров.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"