Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере ТОО «Стамина».
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и положения модели Уилсона
- раскрыть необходимость формирования товарных запасов в торговли
- разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами в торговли.
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика модели Уилсона 5
Основные понятия и положения модели Уилсона 5
Модель оптимального размера заказа 9
Глава 2 Оценка эффективности управления товарными запасами на предприятии торговли 16
2.1 Расчетная часть 16
2.2 Пути совершенствования управления запасами в торговли 20
Заключение 24
Библиографический список 25
Однако без ответа остаются многие вопросы и среди них следующие: как рассчитать размер заказа, если доставку осуществляет поставщик и стоимость доставки включена в цену товара; как учесть наличие страховых запасов на складе; использовать ли в расчетах цену материалов с налогом на добавленную стоимость (НДС) или без НДС и т. п. Эти и тому подобные практические вопросы могут поставить специалиста по логистике в тупик, усомниться в действенности модели и отказаться от применения основного инструмента оптимизации поставок.
Возможности применения модификаций формулы Уилсона для случаев, когда пополнение запасов осуществляется не мгновенно, а за определенный промежуток времени, для случаев предоставления системы скидок в зависимости от объемов поставки и для случаев ожидаемого повышения цены на ресурсы, достаточно известны, их описание можно найти во многих источниках. В данной статье они будут исключены из рассмотрения, но рассмотрим следующие три: влияние страховых запасов на расчет оптимального размера поставки, уточнение переменных расходов, связанных с содержанием запасов, и решение вопроса об используемой цене материальных ресурсов.
Для начала рассмотрим, как получена формула Вильсона (EOQ — Economic Order Quantity). Со стандартными условиями и ограничениями она имеет следующий вид:
Обозначения: A — затраты на размещение и выполнение заказа; S — годовая потребность в ресурсах; q — размер единовременной поставки; r — процентная ставка на хранение ресурсов (ставка дисконтирования); p — цена единицы закупаемых ресурсов.
Но для того, чтобы разобраться в возможностях и ограничениях формулы EOQ, надо знать ее природу.
Определение экономического размера заказа на поставку товара основано на минимизации общей стоимости двух видов затрат: затрат на хранение запасов, прямо пропорциональных размеру заказа, и затрат на размещение заказа:
Обозначения следующие Собщ. — суммарные затраты за определенный период времени (для упрощения расчетов период времени обычно принимается равным одному году); Ср — затраты на размещение заказа; Сх — затраты на хранение ресурсов.
Общие расходы на материальный поток определяются по следующей известной формуле:
Обозначения следующие: Сз — затраты на закупку ресурсов. В развернутом виде формула будет следующей:
Оптимальный размер поставки может быть найден с помощью метода исследования функции, поиска ее экстремума. Если указанную формулу суммарных затрат принять за функцию и последовательно изменять размер поставки q, то оптимальный размер поставки будет соответствовать минимальному значению суммарных затрат.
С другой стороны, функция
суммарных затрат является непрерывной
и дифференцируемой на интервале (0;
?). Задача определения оптимального
размера поставки, соответствующего
минимальным суммарным
Для того чтобы утверждать о нахождении экстремальной точки, первая производная функции должна иметь решение, а точка, в которой первая производная равна нулю, должна быть стационарной. Формула имеет следующий вид:
Соответственно, точка экстремума функции, минимум затрат и оптимальный размер поставки будут находиться в точке qопт.. Решая уравнение относительно q, получим:
Это и есть формула оптимального размера заказа (Economic Order Quantity) — формула Вильсона. [2, 346c]
Математический вывод формулы Вильсона важен для понимания некоторых ее возможностей и ограничений. А понимание нужно для того, чтобы исключить ошибки, возможные при попытках практического применения расширенных возможностей, которые предоставляет эта формула.
Главный вывод, касающийся ограничений использования формулы EOQ, заключен в том, что функция затрат должна быть непрерывной и дифференцируемой на интервале (0; ?). Соответственно, задача нахождения оптимального размера поставки будет решаться за один шаг. Изменение алгоритма расчета, например для анализа системы скидок, приводит к тому, что в функции суммарных затрат появляются точки разрыва первого рода. Формально такая функция не подлежит дифференцированию. Решение задачи заключается в поиске минимальных значений суммарных затрат на каждом из интервалов между точками разрыва и в самих точках. Но этот метод уже будет называться не исследованием функции, а методом перебора значений. Вариантов же, которые нужно посчитать и сравнить между собой, будет ровно столько, сколько будет комбинаций самих параметров в формуле суммарных затрат.
1.2 Модель оптимального размера заказа
При работе с поставщиками всегда существует дилемма: закупать большими партиями, экономя за счет редкой транспортировки, но зато теряя на хранении и омертвляя капитал, либо закупать мелкими партиями, часто, тратя время и деньги на заказ и обработку?
Математика позволяет
найти оптимальный уровень
Потому эта формула используется в практике, но только для товаров, которые имеют достаточную и постоянную статистику, спрос на которые стабилен, форс-мажорные условия по данным моделям редко встречаются. По сути, мы говорим о товарах постоянного спроса, для которых эта формула будет работать.
В российской логистике идут споры по поводу применимости этой модели — насколько она жизненна? Жизненна для товаров стабильного спроса. Оговоримся сразу: мы не ставим целью рассмотреть все аспекты применения этой формулы, — по ней достаточно написано учебников и научных статей. Но мы рассмотрим главное — как она работает и что нужно, чтобы начать ее применять. Следуя принципу «от простого к сложному», примените ее для одной закупаемой позиции от одного поставщика. Дальше уже сами поймете, как распространить теорию на вашу практику.[3, 401c]
Модель требует тщательного сбора косвенных данных по работе магазина. Конкретно необходимо посчитать два важных параметра, прежде чем начать применение формулы Уилсона:
- первое — это стоимость размещения заказа (т. е. во сколько обходится посчитать, оформить, отправить заказ поставщику, получить его и оприходовать);
- второе — издержки хранения заказов (т. е. сумма, которую тратит магазин на приемку, оформление, сортировку, хранение, упаковку, перевозку этого товара).
Стоимость размещения заказа
Стоимость размещения заказа (иногда ее еще называют «издержки пополнения заказа») зависит от частоты, с которой они размещаются. Если менеджер отдела закупок заказывает, например, посуду, то его трудозатраты на заказ двух наборов посуды будет не намного меньше, чем на заказ двухсот наборов. Соответственно, расходы на размещение заказа будут тем ниже, чем больше будет заказана партия.
В стоимость размещения заказа обычно входят затраты на:
- поиск поставщика (например, посещение выставок);
- ведение переговоров (как вариант, даже чай и кофе, выпитые во время переговоров);
- оформление и отправку заказа (время менеджера по закупкам);
- отслеживание транспортировки (время и усилия менеджера, иногда расходы на связь);
- анализ статистической информации по движению запаса;
- принятие заказа по его прибытии;
- оформление претензий по качеству;
- сверку документов;
- транспортировку, если она не включена в стоимость товара;
- оплату транспортных тарифов сторонних организаций;
- расходы на подачу транспорта и погрузо-разгрузочные работы;
- ведение счетов поставщика и другие расходы.
Наиболее удобным, хотя и не самым точным методом является деление общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата работников отдела, материальные и накладные расходы, командировки, расходы на проведение переговоров и презентаций) на число подаваемых за год заказов. Этому можно противопоставить точный хронометраж работы сотрудника и выборочное обследование в целях определения средних затрат времени на подготовку и подачу заказов.[4, 267c]
ПРИМЕР. В качестве наглядного примера рассмотрим расчет затрат на отдельный заказ.
Магазин закупает бытовую технику. Товар — холодильник. Поставка, как правило, осуществлялась небольшими партиями (4–5 шт.). Стоимость размещения и приемки заказа складывается из стоимости факторов, которые требуются непосредственно для проведения работ:
фактор 1 — работа менеджера по закупкам;
фактор 2 — работа грузчика, принимающего товар;
фактор 3 — работа оборудования по приемке (погрузчика, штабелера);
фактор 4 — транспортировка холодильника с центрального склада до магазинов сети.
ФАКТОР 1
Фактор стоимости — время работы менеджера по закупкам. З/п = $ 800 /мес.
Итого: $ 800 /22/8 = $ 4,55 /ч
Среднее время операций по заказу для 1–20 холодильников — 1,5 ч.
Стоимость фактора: $ 4,55 ? 1,5 = $ 6,825.
ФАКТОР 2
Фактор стоимости — время работы складского рабочего. З/п = $ 400 /мес.
Итого: $ 400 /22рабочих дня в месяц /8 ч = $ 2,30/ч.
Требуемое время на приемку 1–5 холодильников — 20 мин.
Стоимость фактора: $ 2,30 ? 20/60 = $ 0,76
ФАКТОР 3
Стоимость фактора складывается из амортизации и затрат на обслуживание погрузчика. Фактор стоимости — время работы погрузчика. Исходя из срока полной амортизации за 5 лет ставка фактора = $ 1,00 /ч. Учет затрат на обслуживание примерно удваивает ставку фактора.