Формирование кадровой политики организации (на примере предприятия ф-л «Заря»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разработать рекомендации по совершенствованию кадровой политики ф-ла «Заря» ЗАО «Витебскагропродукт».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
раскрыты сущность и содержание кадровой политики предприятия;
рассмотрены этапы построения и условия разработки кадровой политики предприятия;
проведен анализ кадровой политики ф-ла «Заря» ЗАО «Витебскагропродукт»
разработаны и рассмотреть пути повышения эффективности кадровой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…... 3
1 Теоретико-методологические основы формирования кадровой политики организации…………………………………………………………………….
5
1.1 Содержание, цели и принципы формирования кадровой политики…. 5
1.2 Факторы, определяющие кадровую политику организации…………… 11
1.3 Этапы и опыт формирования кадровой политики в организациях…….. 14
2 Анализ кадровой политики в ф-ле «Заря».... 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации………... 19
2.2 Анализ формирования кадровой политики в ф-ле «Заря» ………………………………………………………
27
2.3 Социально-экономическая эффективность проводимой кадровой политики в ф-ле «Заря» ……………………..
31
3 Основные направления совершенствования кадровой политики в ф-ле «Заря» …………………………………...........
35
3.1 Рекомендации по совершенствованию материального стимулирования труда……………………………………………………………………………
35
3.2 Формирование трудовых ресурсов…………………………………….. 40
Заключение………...…………………………………………………………... 42
Список использованных источников …

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая КОНЕЧНАЯ.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)

4.Последовательность. Принципы и методы работы с кадровым ресурсом предприятия, описанные в кадровой политике, во-первых, не должны противоречить друг другу; во-вторых, им необходимо неукоснительно следовать в практической деятельности; в-третьих, нужно соблюдать определенную последовательность их применения, обеспечивающую ожидаемый результат.

5.Экономическая  обоснованность. Задача, которую решает система управления персоналом – использовать потенциал как каждого отдельно взятого работника, так и потенциал всего коллектива предприятия максимально эффективно, то есть реализовать цели бизнеса с оптимальным соотношением полученного результата к вложенным в сотрудников ресурсам, а рассуждения вроде «почему бы не сделать приятное сотрудникам» – не могут быть аргументами при принятии кадровых решений. Для эффективного производственного процесса необходим баланс качества трудового ресурса и его стоимости. Использовать ресурс более высокого качества, соответственно имеющий большую стоимость, также нерационально, как и дешевый ресурс, дающий более низкий результат. При разработке планов и концепций, необходимо принимать в расчет стоимость трудового ресурса, которая включает:

  • все составляющие заработной платы (оклады, надбавки, доплаты, компенсации, премии и т.д., в том числе, вознаграждение работников службы по управлению персоналом);
  • оплату неотработанного времени (ежегодный отпуск, отдых во время государственных праздников; другое оплачиваемое время отсутствия и др.);
  • стоимость социальных программ и предоставляемых работнику дополнительных благ (например, оплата питания, служебного жилья и проезда, стоимость оборудования бытовых помещений, расходы на корпоративные праздники и т.д.);
  • стоимость обучения работников (например, оплата обучения сотрудников на внешних семинарах, курсах повышения квалификации и т.д., оплата услуг приглашенных преподавателей; оплата внутренним наставникам, стоимость учебного материала, оплата работникам рабочего времени, в течение которого они находились на обучении и т.п.);
  • взносы в фонды государственного социального страхования; издержки на уплату государственных и местных налогов на зарплату и занятость;
  • расходы на привлечение работников (например, оплата объявлений в средствах массовой информации, оплата услуг агентств по подбору персонала, расходы на организацию конкурсов на должность и т.д.);
  • расходы на оформление работников (стоимость бланков по кадровому учету и делопроизводству);
  • издержки адаптации новых работников (невысокая производительность труда на период вхождения в новую должность, оплата наставничества, потери рабочего времени наставника и др.);
  • издержки увольнения (прямые выплаты увольняющимся, косвенные затраты, связанные с простоем рабочего места, снижение производительности труда работника с момента принятия решения об увольнении и т.д.);
  • стоимость организации рабочего места и расходы на обеспечение необходимых условий для работы (покупка мебели, оборудования и инструментов, спецодежды, услуг коммуникации и т. п.).

   При разработке кадровой политики предприятие  должно определить, какого качества и  по какой цене кадровый ресурс ей необходим. Например, организация должна расставить приоритеты в области закрытия рядовых должностей за счет:

   - выпускников ВУЗов с зарплатой  ниже среднерыночной и вложений  средств в их обучение на  протяжении нескольких лет; 

   - профессионалов, с зарплатой на уровне средней по рынку и выше, плюс «вместительный» социальный пакет;

   - комбинации молодых и опытных  специалистов с потенциалом наставника  с соответственным уровню квалификации  вознаграждением.

   6.Законность. Некоторые руководители (в основном частных предприятий) считают, что трудовое законодательство на их предприятие не распространяется, и они могут поступать с работниками так, как им вздумается. И они чувствуют в этом отношении себя достаточно свободно до тех пор, пока какой-нибудь принципиальный сотрудник не решит отстоять свои интересы и не инициирует инспекцию выполнения предприятием трудового законодательства контролирующими органами. Степень соблюдения работодателем трудового законодательства в дальнейшем зависит от соотношения величины штрафа и выгод, которые получает собственник от несоблюдения норм закона.

   Однако  руководители должны также учитывать  и тот факт, что работа предприятия  вне рамок правового поля ухудшает их имидж нанимателя на рынке труда, а значит снижает шансы нанять и удержать профессионалов, щепетильно относящихся к своим правам.

   Среди предприятий государственной формы  собственности распространена другая крайность – кадровая служба настолько  боится санкций со стороны контролирующих органов, что видит цель своей  работы в тщательном соблюдении норм трудового законодательства.

   Кадровая  политика, прежде всего, должна быть нацелена на достижение производственных целей  предприятия, а ее законность должна быть всего лишь формой, обеспечивающей безопасность организации.

   7.Гибкость. Поскольку гибкость и способность к изменениям представляют сегодня ключевые характеристики бизнеса, а основным барьером (как и фактором изменений) являются люди - кадровый ресурс предприятия, одним из важнейших требований, предъявляемых к кадровой политике, является ее возможность способствовать быстрому внедрению инноваций, обеспечивающих соответствие организации условиям внешней среды. Поэтому разработка и внедрение кадровой политики - это эволюционный процесс. Кадровая политика может дорабатываться по мере реализации в ответ на новые требования постоянно изменяющейся внешней среды.

   Однако, чтобы работники чувствовали  себя безопасно в состоянии постоянных перемен, та часть кадровой политики, которая затрагивает ключевые интересы работников (например, политика занятости, оплаты труда), а также относится к организационной культуре предприятия должна быть предсказуемой и стабильной.

   8.Научная  обоснованность. При разработке кадровой политики предприятия, необходимо учитывать не только профессиональный опыт ее разработчиков, но и результаты передовых исследований в этой сфере.

   Правильно выбранная кадровая политика обеспечивает решение следующих задач:

  • оперативное укомплектование организации кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения ее бесперебойного функционирования, своевременного освоения новой продукции;
  • формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива организации при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров, с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации);
  • стабилизация коллектива благодаря учету интересов работников, предоставлению возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;
  • формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
  • рациональное использование рабочей силы в соответствии с квалификацией и специальной подготовкой.

   Основным  содержанием кадровой политики являются, во-первых, обеспечение рабочей силой  высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.; во-вторых, развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе; в-третьих, совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социального развития и социальной защиты работников.

   Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социально эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Факторы, определяющие  кадровую политику организации. Показатели эффективности проводимой кадровой политики 

     На  кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы  двух типов – внешние по отношению к организации и внутренние.

     К внешним факторам можно отнести:

     1.Уровень  стабильности экономических, политических  факторов и законов, формирующих  условия деятельности организации.  Например, на случай необходимости  сокращать свою деятельность, предприятие  может предусмотреть следующие варианты уменьшения штата: прекращать найм новых работников и сокращать численность за счет естественного выбытия и текучести персонала; переводить имеющихся сотрудников на другие работы, в другие структурные подразделения, на сокращенные формы занятости; направлять часть работников на длительную переподготовку и т.д.;

     2.Возможные  колебания и изменения спроса  на товары или услуги предприятия,  усиление конкуренции на рынке.  Например, если планируется ужесточение  конкуренции на рынке, на котором  функционирует предприятие, кадровая политика должна предусмотреть повышение уровня компетенций своего персонала (знаний, навыков, умений решать определенный круг задач, осуществлять определенную деятельность). Организация может реализовать это за счет повышения требований к отбору сотрудников, внедрение систематичной оценки эффективности деятельности и потенциала работников, проведения постоянного обучения и развития своих сотрудников. Кроме этого, предприятие должно продумывать способы удержания и привлечения квалифицированных работников, либо построить систему внутренней подготовки профессионалов;

     3.Конъюнктуру  рынка труда (соотношение спроса  и предложения по профессиям, необходимым организации, качество  специалистов местного рынка,  уровень оплаты на отраслевом  и региональных рынках труда; состав и размер социальных пакетов, предлагаемых предприятиями-конкурентами). Например, при дефиците необходимых предприятию специалистов, организация должна тщательно продумать стратегию «выращивания» работников необходимой ей квалификации или разработать стратегию «переманивания» профессионалов у других нанимателей с программами их удержания;

     4.Степень  влияния профсоюзов на деятельность  предприятий;

     5.Требования  трудового законодательства, а также  законодательства о занятости  и социальной защите населения, степень «жесткости» санкций в этой области;

     6.Менталитет  наемных работников того региона,  в котором функционирует предприятие  (например, их отношение к труду,  рабочему времени, имуществу нанимателя  и т.д.). Например, если среди рабочих, проживающих на территории местонахождения организации, распространена проблема алкоголизма, влекущая за собой прогулы и брак, предприятие может предусмотреть найм рабочих из других регионов, предоставляя им и их семьям служебное жилье и необходимую социальную инфраструктуру, или построив работу рабочих из других регионов вахтовым методом;

      7.Задания  программ социально-экономического  развития республики, а также  задания региональных программ  социально-экономического развития  и программ занятости населения (в большей части для предприятий государственной формы собственности). [7]

     Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми  представляются следующие факторы.

     1. Цели предприятия, их временная  перспектива и степень проработанности.  Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов.

     2. Стиль управления, закрепленный, в том числе, и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.

     3. Условия труда. Приведем некоторые наиболее важные характеристки работ, привлекающие или отталкивающие людей:

  • степень требуемых физических и психических усилий,
  • степень вредности работы для здоровья,
  • месторасположение рабочих мест,
  • продолжительность и структурированность работы,
  • взаимодействие с другими людьми во время работы,
  • степень свободы при решении задач,
  • понимание и принятие цели организации.

Информация о работе Формирование кадровой политики организации (на примере предприятия ф-л «Заря»)