Исследование и проектирование управленческих решений в ОАО «МРСК Центра» «Смоленскэнерго»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:33, дипломная работа

Описание

В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. проанализировать понятие управленческого решения;
2. привести классификацию управленческих решений;
3. проанализировать обеспеченность организации информацией для принятия управленческого решения;
4. изучить систему принятия решений в ОАО «МРСК Центра» «Смоленскэнерго» Производственное отделение «Южные электрические сети» Рославльские районные электрические сети;
5. выявить недостатки в системе принятия решений;

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 211.41 Кб (Скачать документ)

В-третьих, управленческое решение  — это организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой системе. Делая акцент на этом важном аспекте, управленческое решение иногда определяют как акт организационно-практической деятельности руководителя  и  аппарата  управления, осуществляемой по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту. Понимание управленческого решения только в такой трактовке сужает его полное содержание. Для правильного понимания управленческого решения нужно всегда учитывать все три его аспекта в единстве и взаимосвязи [6, с. 56].

Управленческое решение как  специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это, прежде всего разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.

Решение объединяет всю совокупность указанных операций, является сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей  системе с организационно-практической деятельностью в управляемой  системе. Решение находится на стыке  процесса управления и процесса производства. Оно является важнейшим звеном отношений  управления, связующим фактором управляющей и управляемой систем.

Управленческое решение — это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации [33, с.54].

В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать:

1. По степени повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

2. По значимости цели: принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

Стратегические цели - это  цели, предусматривающие решение  масштабных проблем и относятся  к компании в целом.

Стратегические решения  являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности  и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными  преобразованиями организации (смена  технологии, смена целей, обновление персонала).

Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.

Тактические цели - это задачи, предусматривающие решение частных  проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги, прохождения  которых требуют стратегические сели организации.

Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Операционные цели - это  задачи, предусматривающие решения  текущих вопросов, намечаемые менеджерами  нижнего звена и описывающие  действия, необходимые для достижения тактических и стратегических целей.

3. По сфере воздействия, решение может приниматься с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.

4. По длительности реализации, решение может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты, осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

5. Прогнозируемые последствия решения, т.е. большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

6. Метод разработки решения (алгоритм), некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение - это результат выполнения заранее определённой последовательности действий.

Формализация принятия решений  повышает эффективность управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно  заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая  ситуация. Поэтому руководство организаций  часто формализует решения для  определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.

7. Количество критериев  выбора – поиск наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

8. Форма принятия решений проводится лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений.

9.Способы фиксации решения бывают письменные (документированные) решения. Эта форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление.

Тем не менее, важное место занимают и устные (недокументированные) решения, которые в деятельности управленческого и производственного аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.

Еще одной формой решений  являются решения, применяющиеся в  автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

10.   Характер использованной информации, в зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости).

11. Основания для принятия решения: интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже, а понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что называется озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажется интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

12. Место и функции в процессе управления, оценка обстановки (внешних условий) обычно связывается с подготовкой определенного действия, но в то же время является самостоятельной задачей. Оценить обстановку только путем умозаключения на основании суждений, содержащихся в исходной информации, невозможно. Обычно нет полной гарантии правильного распознавания истинного положения дел и обстоятельств. Оценка обстановки сама по себе содержит все основные признаки подготовки и принятия решения.

Принятие решения о  том, какую информацию следует считать  истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления.

Организационное решение - это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационное решение  состоит в определении структуры, распределении функций между  подразделениями и должностными лицами, установлении подчиненности  и схемы взаимоотношений.

К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют  технологическими  или  управленческо-технологическими. Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.

Наиболее ответственным  в классе технологических решений  является определение цели, на основании  чего строятся остальные элементы решения  и критерий эффективности. Цель при  этом является не внешним фактором по отношению к технологическому решению, а частью его содержания.

В ряде случаев первоначальная цель, хотя бы и четко сформулированная, претерпевает существенные изменения  в процессе подготовки технологического решения, появляются дополнительные цели и подцели [34, с.75].

 

 

 

 

    1.    Требования, предъявляемые к управленческому решению

 

Рассматривая процесс  принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время  самостоятельных стадий – разработки решения и его реализации –  необходимо отметить в соответствии с этим две

модификации управленческого  решения: теоретически найденного и  практически реализованного. По отношению  к первому следует применять  понятие «качество», а ко второму  – эффективность. Таким образом, качество управленческого решения  возможно и необходимо оценивать  еще на стадии его принятия, не дожидаясь  получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению [16, с.47].

Процесс подготовки и реализации управленческого решения предусматривает  выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, включающих фазу принятия и фазу реализации управленческого решения   (рис. 1).

Действенность принимаемого менеджером управленческого решения  существенно зависит от правильного  выбора степени участия подчиненных  в принятии и осуществлении решения. При этом возможно как полное неучастие  подчиненных (решение принимается  менеджером единолично), так и совместная с менеджером выработка и принятие решения (коллективное решение) [9, с. 98].

Основные факторы выбора степени участия – квалификация подчиненных, их добросовестность и  ответственность.

В системе принятия управленческих решений выделяют управленческую операцию и управленческую процедуру [19, с. 115].

 

 

 

 

Ситуация




 



Выявление, формулирование и обоснование  проблемы


Фаза подготовки управленческого  решения





Сбор  и анализ информации для принятия решения





 

Информация о работе Исследование и проектирование управленческих решений в ОАО «МРСК Центра» «Смоленскэнерго»