Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:24, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании процесса формирования и функционирования кадрового резерва банковских служащих. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
• выявить взаимосвязь и степень воздействия стратегии развития организации на ее кадровую политику и развитие персонала;
• исследовать современные подходы к формированию резерва кадров на выдвижение как основы развития менеджмента организации;
• сформировать подходы к оценке управленческого потенциала организации с целью использования их для формирования резерва;
• разработать модель механизма формирования и подготовки резерва кадров в системе управления персоналом в рамках ОАО «СКБ-банк».
Введение 2
Глава 1. Резерв кадров как составляющая стратегии развития организации 4
1.1. Резерв кадров на выдвижение как фактор развития управленческого звена организации. Сущность и цели работы с кадровым резервом 4
1.2. Этапы формирования кадрового резерва 10
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв 18
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв 20
Глава 2. Анализ использования технологий при формировании кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 27
2.1. Общая характеристика предприятия 27
2.2. Кадровая политика банка 31
2.3. Анализ формирования кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 37
Глава 3. Пути решения проблем, возникающих при формировании кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 44
Заключение 59
Библиография 62
Приложение 64
Смысл работы
с кадровым резервом состоит в
том, что движение персонала в
компании не должно быть хаотическим,
напротив, оно должно быть максимально
прогнозированным, планируемым, а также
вписываться в общую концепцию
поступательного развития организационной
структуры компании и усиления ее
кадрового потенциала. Важнейшая
функция – относительно быстрое
приращение профессионального опыта
персонала. С ее помощью может
осуществляться своевременное и
стабильное поддержание требуемого
профессионального опыта, кадрового
обеспечения организации
Резерв – это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности. 5
Существует несколько подходов к понятию кадровый резерв. Во-первых, резерв кадров – это «питомник», то есть определенное количество людей, находящееся в банке данных организации и проходящих планомерную подготовку для дальнейшего занятия вакантных рабочих мест. При этом люди не являются работниками организации. Формирование такого резерва является жизненно важной задачей для надежного функционирования предприятия, так как он позволяет обеспечить оперативное замещение вакантных должностей в случае болезни, отпуска, командировки, увольнения и т.д.6
В то же время на Западе кадровый резерв создают главным образом для ротации персонала в иерархии структуры организации. В нашей стране в последнее время наиболее распространен следующий подход к пониманию кадрового резерва. Кадровый резерв - выделение потенциально успешных работников, занесение сведений в банк данных и дальнейшую их подготовку к занятию конкретной должности. В исследовании будем придерживаться данного подхода.
Формирование
резерва – это комплексный
процесс целенаправленного
Для организации работы по формированию резерва должна быть разработана и принята модель формирования резерва. Она, как правило, включает: определение целей формирования резерва; принципы формирования резерва; критерии зачисления в резерв; систему оценки готовности резерва; механизм формирования и использования резерва; обязанности кадровой службы (структурного подразделения), руководителей по работе с резервом и др.
Модель
формирования резерва отражается в
положении о резерве в
Отдел управления персоналом играет важную организующую и координирующую роль в подготовке кадрового резерва. Однако повышение профессиональной подготовки кадров и подготовка резерва – является важнейшим направлением деятельности прежде всего руководителей всех уровней управления.9
Этапами формирования резерва являются: 10предварительное изучение и оценка кандидатов на зачисление в резерв; отбор кандидатов в состав резерва; зачисление в состав резерва; организация подготовки резерва; оценка готовности резерва. Из перечисленных этапов каждый имеет свою значимость в формировании качества резерва, но наиболее важным является подготовка резерва. Для этого службы управления персоналом (кадровые службы) разрабатывают планы подготовки кадрового резерва, индивидуальные планы профессионального развития, которые взаимоувязываются с планами карьеры персонала. Формирование резерва осуществляется с задействованием как «внутренней», так и «внешней» подсистем профессионального развития персонала организации.
Профессиональное развитие персонала, зачисленного в резерв, может включать:11
По окончании
сроков подготовки резерва и выполнения
индивидуальных планов профессионального
развития проводится оценка готовности
резерва. Кроме очевидного ответа, чтобы
не было кадрового «голода», есть еще
ряд важных причин. Вторая причина
– это мотивация персонала. В
начале сотрудников мотивирует возможность
профессионального развития, затем
– карьерного роста. Наличие грамотно
организованного кадрового
Для работающих сотрудников кадровый резерв становится «мостиком» в новые возможности. Менеджеры по персоналу могут сохранить ценных сотрудников для компании, продлить время их работы на компанию за счет развития и ротации.
Третья
причина – возможность
Давайте обратимся к жизненному циклу сотрудника в должности (схема 1. Приложение 2). В начале работы мы стремимся отобрать наиболее потенциальных сотрудников, быстрее их адаптировать, затем продлить время их развития в должности. Потенциальных – значит тех, для кого работа является возможностью раскрыться и самореализоваться. Через некоторое время (в зависимости от позиции от 1 до 5 лет) наступает фаза зрелости, свою работу сотрудник знает, она ему начинает надоедать. Рано или поздно любой сотрудник достигает «потолка» на своей позиции. Сотрудник перестает стараться как прежде, если его не мотивировать чем-то значимым для него. В этот момент его внимание необходимо занять чем-то еще, например, сделать наставником. Иначе от него вреда порой может больше чем пользы. Он может уйти и унести вместе с собой ценные для компании наработки. В конце концов наступает фаза насыщения или деградации, когда сотрудник начинает постепенно отставать от жизни. Этого момента желательно не допускать.
На своем рабочем месте сотрудник не должен работать больше определенного времени. Текучка кадров в компании неизбежна и должна быть прогнозируема. Необходимо самим своевременно обновлять состав, высвобождать места более способным и мотивированным, иначе компанию ждет застой. Отсюда вытекает четвертая причина формирования кадрового резерва – это диагностика, возможность проявиться новым талантам и выявить сотрудников с неадекватной самооценкой.
Пятая причина – это экономия денег (сокращение времени на поиск и адаптацию руководителей со стороны. Известно, что по времени это может занять полгода). Работающий в компании сотрудник из группы резерва лоялен, знаком с особенностями компании. Обычно он гораздо более эффективен, за исключением редких случаев, когда требуется свежий взгляд на ситуацию в компании, внедрение опыта более успешных компаний. Когда приходит новый человек, не факт, что он приживется в компании и сможет в ней что-то изменить, даже имея опыт.
Один из наиболее распространенных способов формирования кадрового резерва – рекомендации вышестоящего руководителя. Другой путь – на основе проведения оценки профессиональных и корпоративных компетенций, выявления мотивации сотрудника к развитию. Такая оценка может проводиться с помощью глубинного интервью, Assessment Center и диагностики 360 градусов. Эти подходы дополняют друг друга.
Деятельность
сотрудника можно оценить с помощью
количественных (финансовых) и качественных
показателей. Качественные показатели
в оценке деятельности руководителя
– это отношение ресурсов к
результату, то есть суммарная стоимость
единовременного результата. Эта
цена определяется качеством отношений
в коллективе, использованием потенциала
сотрудников, возможностей для развития
бизнеса. Качество отношений тоже можно
посчитать с помощью
Типичные ошибки в работе с кадровым резервом:
1. Формирование
кадрового резерва становится
формальной процедурой. Чтобы избежать
этого, службе по работе с
персоналом необходимо
2. Кадровый резерв существует только на бумаге. В этом списке можно находится годами, но когда сотрудник сможет получить новую позицию, никто не знает. Такая ситуация демотивирует и выхолащивает всю работу, связанную с кадровым резервом. Чтобы избежать этого, необходимо планировать профессиональный и карьерный рост сотрудника, связывать результаты обучения и стажировок с системой мотивации персонала в компании.
3. Несвоевременность
обучения сотрудников
В последнее
время в коммерческих банках в HR-практике
все чаще приходится сталкиваться с
ситуацией, когда в числе основных
мотивов трудовой деятельности работников
(особенно находящихся на позициях
менеджеров различного уровня и специалистов)
выступает самореализация работника,
его желание и возможность
сделать деловую карьеру. Формирование
кадрового резерва является одной
из основных задач службы по подбору
персонала любого современного банка.
У работодателей до сих пор
остается острая потребность в
Эксперты стараются подвергать резервированию наиболее важные для банка группы персонала. Это могут быть как топ-менеджеры, так и среднестатистические кассиры. Выявление потенциала сотрудника с целью внесения его в кадровый резерв проводят несколькими популярными методиками. В первую очередь, это оценка и проведение интервью непосредственным руководителем, тестирование личностных и профессиональных качеств посредством компьютерных технологий.
Как правило,
банки прибегают к ежегодной
аттестации. По итогам мероприятия
руководитель финансовой организации
принимает решение о
Нельзя
забывать про само время ожидания.
Банковские вакансии будут актуальны
только в том случае, если сотрудник
находится в кадровом резерве
не более 1-2 лет. За большее время
потребности работника
Как правило, подготовка кадрового резерва в банке строится по двум направлениям. Во-первых, тренинги (для менеджеров по работе с клиентами они проводятся регулярно), а во-вторых – профессиональное обучение (короткие семинары, одно-двухнедельные образовательные курсы и т. п.). Кроме того, обучение проводится и собственными силами. В банковских структурах обучение приходится проводить постоянно в силу изменяющейся динамично информации.
Для
специалистов службы