Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:24, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании процесса формирования и функционирования кадрового резерва банковских служащих. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
• выявить взаимосвязь и степень воздействия стратегии развития организации на ее кадровую политику и развитие персонала;
• исследовать современные подходы к формированию резерва кадров на выдвижение как основы развития менеджмента организации;
• сформировать подходы к оценке управленческого потенциала организации с целью использования их для формирования резерва;
• разработать модель механизма формирования и подготовки резерва кадров в системе управления персоналом в рамках ОАО «СКБ-банк».
Введение 2
Глава 1. Резерв кадров как составляющая стратегии развития организации 4
1.1. Резерв кадров на выдвижение как фактор развития управленческого звена организации. Сущность и цели работы с кадровым резервом 4
1.2. Этапы формирования кадрового резерва 10
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв 18
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв 20
Глава 2. Анализ использования технологий при формировании кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 27
2.1. Общая характеристика предприятия 27
2.2. Кадровая политика банка 31
2.3. Анализ формирования кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 37
Глава 3. Пути решения проблем, возникающих при формировании кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 44
Заключение 59
Библиография 62
Приложение 64
1 — не имею информации;
2 — проявляется всегда;
3 — проявляется в большинстве случаев;
4 — проявляется примерно в половине случаев;
5 — проявляется редко;
Ответы к анкете (расшифровка типов вопросов и компетенций)
Вопросы с обратным шкалированием: 2, 3, 8, 14, 19, 20, 36, 37, 46, 49. Если ответы на остальные вопросы — на уровне 4–5 баллов, то на вопросы этого типа ответы должны оцениваться в 1–2 балла. Если же ответы на вопросы с обратным шкалированием соответствуют уровню 4–5 в двух и более случаях, то их достоверность рассматривается как низкая.
Однозначно положительные ответы на вопросы 6, 15, 16, 30, 33, 41, 50 свидетельствуют о высокой степени вероятности того, что они социально желательные. Если таких ответов более двух, рекомендуется не засчитывать результаты, а предложить снова заполнить опросник.
Группы
вопросов, оценки за ответы на которые
должны иметь расхождение не более
чем на 1 балл (два и более расхождения
позволяют рассматривать
Распределение вопросов по группам компетенций
Соблюдение корпоративных ценностей (вопросы 1–29, 43–50)
Клиентоориентированность — 11, 21, 26.
Лояльность к компании, патриотизм — 16, 22, 47.
Ориентация на результат, ответственность за него — 17, 20, 24, 49, 50.
Инициативность — 23, 46, 48.
Адаптивность, открытость новому — 27.
Самостоятельность и навыки принятия решений — 14, 29.
Понимание бизнес-среды — 13, 19, 28, 44.
Устойчивость к процедурам и детальной работе — 15, 43.
Стрессоустойчивость — 25.
Стремление к общению и навыки коммуникации с людьми в компании — 12, 18, 19, 45.
Управленческие навыки (вопросы 26–42)
Управление текущей работой — 30, 35, 41.
Управление командой — 28, 33, 34.
Планирование — 27, 29, 39.
Обучение — 26, 32, 34, 38, 42.
Мотивирование — 31, 33, 34, 36, 37, 40.
Приложение 9
«Утверждаю»
Генеральный директор _____________________
(название организации)
_____________________ (ФИО)
____________________(подпись)_
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ
1. Общие положения
1.1. Кадровый резерв – основной
источник пополнения корпуса
руководителей и ведущих
1.2. В кадровый резерв включаются своими руководителями сотрудники, наиболее эффективно работающие в фирме и добившиеся наиболее значимых результатов.
1.3. Всю работу по организации
кадрового резерва ведет
2. Организация работы с кадровым резервом.
2.1. Ежегодно на 1-е января Управление на основании информации подразделений Банка составляет список кадрового резерва и представляет их на утверждение Генеральному директору. Списки могут пополняться в течение года за счет включения новых кандидатов (по запросу кадровой службы или представления руководителя подразделения) взамен выбывших кандидатов.
2.2. Служба управления персоналом
вместе с представлением
- теоретические занятия с
- решение практических задач
кандидатами на выдвижение (работа
в составе временных
Кроме того, каждый из кандидатов на выдвижение обязан иметь личный план повышения своей профессиональной и управленческой квалификации.
2.3. Управление регулярно, не реже 1 раза в квартал, оценивает движение кадрового резерва, прежде всего, по соотношению количества утвержденных руководителей и ведущих специалистов за истекший период и представленных Управлением из числа резерва.
2.4. Управление проводит регулярно опрос действующих руководителей и ведущих специалистов по оценке наиболее важных проблем и трудных участков их деятельности с целью учета этих данных при организации обучения резерва.
3. Управление кадровым резервом.
3.1. Руководит работой с кадровым резервом начальник Управления по работе с персоналом. Для оперативной работы на этом участке выделяется ответственный сотрудник Управления.
3.2. Ежеквартально начальник Управления предоставляет Генеральному директору организации отчет о работе с кадровым резервом.
Директор
Начальник Управления по работе с персоналом
Приложение 10
Программа формирования кадрового резерва ОАО «СКБ-банк»
Основной целью кадрового резерва для Банка является создание и использование ресурса наиболее квалифицированных, энергичных, профессионально подготовленных, воспринявших корпоративную этику банка руководителей филиальной сети для повышения эффективной работы подразделений банка.
Первым этапом в работе с резервом является определение ключевых должностей, оказывающих особое влияние на деятельность компании. Для компании важно, кто занимает эти должности, поскольку их вклад в достижение организационных целей очень высок.
Источниками кадрового резерва «СКБ-Банка» служат определенные руководящие работников филиальной сети, включенные в состав второго и третьего корпоративных кругов банка. А в отдельных случаях — специалисты и четвертого уровня в системе функционально-должностной иерархии (управляющие филиалами, заместители управляющих филиалами, члены правлений дочерних банков).
Списки кадрового, резерва формируются по результатам работы вышеперечисленных руководителей за год и утверждаются правлением банка.
Список работников, входящих в состав кадрового резерва, определяется на основе следующих показателей:
1. Результаты
ежегодной оценки деятельности
специалистов, проводимой по специальным
формам в соответствии с
2. Результаты конкурса между подразделениями филиальной сети банка.
3. Экспертная оценка, предоставляемая региональными директорами, курирующими соответствующее региональное подразделение.
4. Экспертного экономического анализа деятельности подразделений, не участвующих в конкурсе между подразделениями филиальной сети банка.
5. Материалы, содержащие личную информацию по кандидатам (возраст, образование, дополнительное обучение, стаж работы в банке, служебные перемещения, семейное положение).
Списки подразделений филиальной сети банка, требующих ротацию определенных руководителей, корректируются в течение года по результатам отчетных периодов, и утверждаются членами правления, основываясь на следующих данных:
1) результаты конкурса между подразделениями филиальной сети банка;
2) экспертный экономический анализ деятельности подразделений филиальной сети банка;
3) материалы по результатам проверок, проводимых территориальными органами и самим управлением внутреннего контроля.
Отдельно
следует остановиться на
Конкурс проводится с целью постоянного повышения эффективности работы подразделений филиальной сети банка в процессе соревнования между ними по показателям финансово-экономической деятельности и результатам кредитной работы.
Итоги конкурса проводятся за каждый квартал и в целом за год.
По итогам каждого квартала учреждаются три призовых приза — для региональных филиалов/дочерних банков.
При подведении итогов по кредитной работе учреждаются номинации: лучший региональный филиал/дочерний банк.
По итогам каждого квартального конкурса победители соревнования поощряются морально и материально, а победители по кредитной работе среди региональных филиалов/дочерних банков — дополнительно, в виде увеличения лимитов самостоятельного кредитования как формы делового поощрения.
По
итогам конкурса учреждается
годовая номинация: лучший
Весь ход конкурса и его итоги наглядно отражаются на сайте ОАо «СКБ-банк», на стендах освещения конкурса, размещенных во всех помещениях центрального офиса, дополнительных офисах и региональных подразделениях банка.
Для
подведения итогов
Итоги квартальных и годового конкурсов подводятся конкурсной комиссией на основании материалов, представленных:
по финансово-экономическим результатам работы — финансово-экономическим управлением;
по результатам кредитной работы — управлением кредитования регионального бизнеса;
по
развитию клиентской базы —
дирекцией по развитию
по
оценке управления ресурсами
в региональном филиале/
по соблюдению штатной, трудовой дисциплины и повышению профессионального уровня работы — управлением кадров, заработной платы и трудовых отношений.
Финансово-экономическое управление рассчитывает интегральный показатель для каждого подразделения внутри каждого структурного уровня.
Итак, конкурс среди филиалов и дочерних банков играет основную роль в создании кадрового резерва среди руководителей региональной сети, а также определения точек ротации.
Решение о проведении ротации принимается на основе результатов работы соответствующего руководителя за год и итогов конкурса (за квартал и год). Руководители региональных филиалов и дочерних банков, занимающих за год три квартала подряд одно из трех последних мест в конкурсе, подлежат замене. Список подразделений филиальной сети банка, требующих замены определенных руководителей, корректируется в течение всего года по результатам отчетных периодов и утверждается правлением банка.
Исключение
составляют структурные
Замена руководителей региональных филиалов и дочерних банков происходит, как правило, из числа кадрового резерва. При этом новому руководителю филиала устанавливается адаптационный период, в котором обеспечивается режим наибольшего благоприятствования.
Этот способ формирования кадрового резерва на ротацию позволяет выявит руководителей не только высокой профессиональной подготовки, но и с высокими менеджерскими качествами, способных вывести региональное подразделение на лидирующие позиции по экономическим показателям.
В
штатное расписание каждого
Нормативные сроки пребывания на должности специалистов и руководителей устанавливаются в отношении основных должностных категорий, существующих в банке. Для каждой основной должностной категории определен оптимальный и предельный норматив ротации. По окончании оптимального срока пребывания в должности проводится оценка достижений сотрудника и формулируются задачи на следующий год.
В зарубежных кредитных организациях проблема создания кадрового резерва считается одной из самых приоритетных в системе персонального менеджмента. Это определяется спецификой банковской деятельности, исключающей возможность существования «чистых администраторов», т.е. должностных лиц, профессионально владеющих вопросами организации управления, но никогда не участвующих в решении технологических вопросов. Все руководители подразделений банка участвуют в управлении и в осуществлении конкретных операций. Совмещение управленческих функций с экспертными выдвигает особые требования к уровню специальных профессиональных знаний.
В
компании в сфере финансовых
услуг от управляющих требуют
выявления среди подчиненных
людей, способных продвинуться
не менее чем на два уровня,
и отдельно тех, кто