Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:24, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании процесса формирования и функционирования кадрового резерва банковских служащих. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
• выявить взаимосвязь и степень воздействия стратегии развития организации на ее кадровую политику и развитие персонала;
• исследовать современные подходы к формированию резерва кадров на выдвижение как основы развития менеджмента организации;
• сформировать подходы к оценке управленческого потенциала организации с целью использования их для формирования резерва;
• разработать модель механизма формирования и подготовки резерва кадров в системе управления персоналом в рамках ОАО «СКБ-банк».
Введение 2
Глава 1. Резерв кадров как составляющая стратегии развития организации 4
1.1. Резерв кадров на выдвижение как фактор развития управленческого звена организации. Сущность и цели работы с кадровым резервом 4
1.2. Этапы формирования кадрового резерва 10
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв 18
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв 20
Глава 2. Анализ использования технологий при формировании кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 27
2.1. Общая характеристика предприятия 27
2.2. Кадровая политика банка 31
2.3. Анализ формирования кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 37
Глава 3. Пути решения проблем, возникающих при формировании кадрового резерва в ОАО «СКБ-банк» 44
Заключение 59
Библиография 62
Приложение 64
В ряду специфических технологий управления карьерным процессом центральное место занимает формирование кадрового резерва и работа с ним. Кадровый резерв - это группа банковских руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Кадровый
резерв необходим для того, чтобы,
во-первых, обеспечить преемственность
управленческих кадров, сохранив
самое ценное, что есть в организации,
- ее корпоративную культуру; во-
вторых - предотвратить возможные
кризисные ситуации в
Кадровый
резерв необходим на все
На своем рабочем месте сотрудник не должен работать больше определенного времени. Текучесть кадров в банке неизбежна и должна быть прогнозируема. Необходимо самим своевременно обновлять состав, высвобождать места более способным и мотивированным, иначе компанию ждет застой. Отсюда вытекает значимая причина формирования кадрового резерва: это диагностика, возможность проявиться новым талантам и выявить сотрудников с неадекватной самооценкой.
Принципом
актуальности формирования резерва
служит то, что потребность в замещении
должностей должна быть реальной, а
принцип перспективности
Из
всего вышеизложенного, можно
сделать вывод, что наличие
профессионально
Применяются
также и практические методы: назначение
кандидата руководителем
Наибольшее
распространение получили методы: изучение
личных документов работника («биографический»);
получение произвольных устных и
письменных характеристик («интервью»);
обобщение независимых
Биографический метод состоит в изучении объективных показателей личности работника по его документам. Он позволяет получить данные, связанные с передвижением работника по должностям и профессиям, его образованием, квалификацией и другими показателями. Однако этот метод дает неполную картину данных: он не позволяет получить достаточное количество информации об уровне развития личностно-деловых свойств и качеств работника.
Метод «интервью»
дает возможность расширить систему
получаемых показателей, однако при
этом данные о работнике будут
не объективными, а преломленными
с учетом отношений людей, обеспечивающих
получение необходимой
В процессе
осуществления подбора
В последнее
время широко применяются методы
обобщения независимых
Для получения
объективной информации о возможностях
и способностях работника часто
используются методы психологического
тестирования, в процессе которых
изучаются его личностно-
Работа по изучению личностно-деловых качеств работника требует определенной квалификационной подготовки специалистов кадровых служб и изменения содержания трудовых функций кадровика. Новые требования к квалификации кадровиков предполагают: наличие практически доступных методик осуществления тестирования работников или проведения опроса экспертов; умение работников по кадрам обеспечить проведение инструктажа и подготовительной работы по осуществлению тестирования или опроса экспертов; создание системы накопления информационного фонда и его обработки для получения наглядных результатов деятельности кадровиков в сборе информации о степени развития личностно-деловых качеств работника; совершенствование системы работы с кадрами с целью повышения их творческой отдачи и развития способностей.
При формировании
резерва руководящих кадров необходимо
определить базовые должности для
каждой категории руководителей, а
также источники комплектования
резерва для выдвижения. Например,
для замещения должности
Источниками резерва руководящих кадров являются:
Структура
резерва руководящих кадров определяется
соответствующим уровнем
В резерве
каждой номенклатуры соответствующий
руководитель определяет права и
обязанности должностных лиц, ответственных
за формирования и подготовка резерва
руководящих кадров. Так, в условиях
промышленного предприятия
Работа по отбору кандидатов в резерв руководящих кадров предусматривает несколько этапов:
Одним из
важнейших направлений в работе
с резервом руководящих кадров является
организация их подготовки. По мере
дальнейшего изменения
Управленческая подготовка является важнейшей составной частью квалификации руководителя и во многом определяет ее уровень. Выбор формы обучения кандидатов в резерв от уровня их специального образования, стажа работы, прохождения ими квалификационной учебы, обучения в данный момент, а также от возможностей учебно-материальной базы предприятия, организации, отрасли организовать учебу по соответствующей форме и профессиональной направленности. Заключение о выборе формы обучения кандидата в резерв дается отделом кадров с учетом выводов службы профориентации и профотбора. При этом отдел кадров направляет в отдел подготовки кадров списки кандидатов на зачисление в резерв. Отдел подготовки кадров разрабатывает учебные программы и планы, устанавливает сроки обучения и организует учебный процесс.
Для подготовки
резерва руководящих кадров, кроме
установленных видов обучения системы
повышения квалификации, используются
дополнительные формы: учеба в системе
соискательства ученых степеней; организация
теоретических семинаров; привлечение
работников, зачисленных в резерв,
к преподавательской работе в
системе повышения
Основой формой подготовки резерва кадров является воспитание и обучение специалистов в непосредственно на производстве:
Школы резерва – важное звено в подготовке будущих руководителей на уровне предприятия, организации, региона. На предприятии зачисление в школу резерва оформляется приказом руководителя, а возглавляет ее, как правило, заместитель руководителя по кадрам. Методическое руководство школами резерва осуществляется службами по подготовке кадров.
Система работы с резервом показана на рис. 3 (приложение 4) 14. Таким образом, процедура принятия обоснованного решения о выдвижении того или иного работника на руководящую должность их состава резерва должна предусматривать: наличие нескольких кандидатов на данную должность; оценку профессионально необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью; сравнительный анализ оценок качеств кандидатов для выбора наиболее достойного.
Завершением работы по формированию и подготовке резервы кадров является выдвижение работника на соответствующую должность. Расстановка кадров является конечной целью кадровой политики и ключевым звеном всей работы с кадрами управления.
Резерв кадров необходим для предприятия любого типа (крупного, среднего, малого). И поэтому имеет разные пути решения. На крупном предприятии, философия которого построена на воспитании собственного резерва и неприятии «чужаков», основное внимание должно быть уделено вертикальной ротации кадров для линейных руководителе и горизонтальной ротации кадров для руководителей-специалистов функциональных служб. Проблемы с резервом возникают в основном в отделах маркетинга, ценных бумаг, связей с общественностью, в которых нужно искать работников со стороны. На среднем предприятии, где численность персонала не так велика (до 500 человек), основная часть резервы кадров может быть сформирована за счет собственной стажировки (практики) и работы в качестве молодых рабочих и специалистов планомерно готовятся на более квалифицированные рабочие места.