Культура и этика современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:36, курсовая работа

Описание

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава1. Теоретическая основы формирования и функционирования культуры и этики в организации
1.1. Основные понятия, типы и функции организационной культуры…….6
1.2. Этика менеджмента: понятие и сущность……………………………….18
1.3.Этика и управленческие решения………………………………………26
Глава2. Организационно-экономическая характеристика организации.
2.1.Краткая природно-экономическая характеристика СПК «Медяна»... 38
2.2. Оценка обеспеченности и эффективности использования производственного потенциала……………………………………………..46
2.3. Анализ среды функционирования организации…………………….52
2.4.Анализ систем управления…………………………………………….62
Глава 3. Анализ уровня культуры и этики на предприятии.
3.1. Профессиональная этика руководителя………………………………65
3.2. Анализ сложившейся корпоративной культуры в СПК «Медяна»…70
3.3. Разработка по совершенствованию культуры и этики в СПК «Медяна»………………………………………………………………………..75
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Насти.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО 

«Нижегородская  государственная сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по  дисциплине «менеджмент»

на тему:

«Культура и этика современного менеджмента»

Выполнила:                                                     студентка 4 курса, группа 57

А.И. Куксенкова 
 

Руководитель:                                                                               к.с.-х.н. доцент заведующая кафедрой менеджмента

Н.В. Курочкина 

                                                

Нижний  Новгород

2010 г. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава1. Теоретическая основы формирования и функционирования культуры и этики  в организации

   1.1. Основные понятия, типы и функции организационной культуры…….6

   1.2. Этика менеджмента: понятие и сущность……………………………….18

   1.3.Этика и управленческие решения………………………………………26

Глава2. Организационно-экономическая  характеристика организации.

    2.1.Краткая природно-экономическая характеристика СПК «Медяна»... 38

    2.2. Оценка  обеспеченности и эффективности  использования производственного  потенциала……………………………………………..46

    2.3. Анализ  среды функционирования организации…………………….52

    2.4.Анализ систем управления…………………………………………….62

Глава 3. Анализ уровня культуры и этики на предприятии.

    3.1. Профессиональная этика руководителя………………………………65

    3.2. Анализ сложившейся корпоративной культуры в СПК «Медяна»…70

   3.3.  Разработка по совершенствованию культуры и этики в СПК «Медяна»………………………………………………………………………..75

Выводы  и предложения

Список  использованной литературы

Приложения 
 
 

Введение

    Современный менеджмент представляет  собой  систему идей и  приемов эффективного  построения и управления организациями.

    Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя. 1

    Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь  серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

    Есть  комплекс причин, вызвавших появление  интереса к деловой этике и  этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный  вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

    Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

    В сфере экономических отношений  говорить о роли этики труднее  всего, ибо сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие, к понижению уровня жизни.

    Экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней  людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров.

    Но  сегодня фирмы, стремящиеся к  развитию, все чаще используют предпринимательский  стиль управления, который принимает  форму предпринимательского менеджмента, или философии предпринимательства. Философия предпринимательства находит отражение в его культуре. Одна из характерных черт менеджмента предпринимательского стиля, вырастающая из мелкого бизнеса, - это создание и поддержание определенной культурной среды фирмы, дающей всем занятым на ней чувство единства и причастности к важному и полезному делу.

    Предпринимательская культура - это не только культура совершения взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, это и инновационная  культура.

    Это, прежде всего, честность и вытекающее из нее доверие друг к другу  участников предпринимательских операций; это обязательность, ответственность, уважительное отношение к другим людям, понимание их интересов, соблюдение этики деловых отношений, способствование успеху других. Это правопослушность, сдержанность и умеренность, умение справиться с необузданными желаниями и устремлениями, видеть и соблюдать разумные пределы; и наконец, культура поведения в самом непосредственном смысле этого слова, знание и соблюдение основных правил служебной, деловой этики.

    Конечно, трудно надеяться, что каждый предприниматель будет в полной мере обладать всеми указанными качествами. Идеальных людей не бывает и какие-то отступления, отклонения, упущения неизбежны. Главное состоит в том, чтобы меры отклонений была невелика, чтобы отход от принципов этики предпринимательства носил характер исключений. Все это объясняет необходимость и актуальность изучения данной проблемы, рассмотрения соответствующих теоретических основ деловой этики и ее структура, а так же изучение роли ответственности в процессе управления.

    Таким образом, этика бизнеса является быстро развивающейся областью науки  и практики управления и предпринимательства, возникшей в ответ на возрастание  динамизма внешней среды бизнеса.

     Цель  данного курсового проекта –  проанализировать процесс содержания и  управления культурой и этикой на примере конкретной организации СПК «Медяна»  Пильненского района.

       В качестве источников для  написания  курсового проекта  использовались учебники, пособия,  издания периодической печати, а  также различные нормативные, плановые и отчетные материалы, данные годовых отчетов хозяйства за последние три года. 
 
 
 

    Глава 1. Теоретическая  основы формирования и функционирования культуры и этики  в организации

    1.1.Основные  понятия культуры  и этики на современном  этапе

    Организации, как и люди, обладают своей культурой, Если она высока, с такой организацией все хотят сотрудничать или даже в нее войти. Низкая же культура отпугивает партнеров, не позволяет получать нужных результатов, затрудняет управление. В главе рас сказывается, что собой представляет организационная культура и из каких элементов она состоит; какие основные задачи решает; в каких формах, по мнению современных специалистов, существует. 2

    Со  словом «культура» мы сталкиваемся буквально  на каждом шагу. Оно произошло от латинского cultura, что означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие». Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных благах.

    Особой  разновидностью культуры является организационная. Под ней понимается совокупность коллективно-разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации. Она проявляется в манере их действий и внешней атрибутике, например, интерьерах, одежде и пр.

    Культура  организации в целом формируется как в результате взаимодействия культуры каждого из ее участников, так и под влиянием внешних условий (исторических и национальных традиций, религии, культуры других стран и народов. Считается, что сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.

    Механизм  формирования управленческой культуры может быть представлен следующим  образом:

    формирование  знаний, управленческих концепций, проектов, программ и т.д.;

    развитие  управленческих отношений;

    мотивация творческой деятельности в сфере  управления;

    утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;

    разработка  и внедрение управленческих технологий, которые оптимизируют сам процесс  управления и объединяют в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

    Подчеркнем, что в управленческой культуре особое значение имеют рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии. Совершенно очевидно, что особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, установок, что характеризует, прежде всего, содержание управления, уровень управленческого мышления. Без умения выдвинуть инновационные цели и задачи управления, а затем найти адекватные методы их решения, не может быть эффективного управления.

    Культура  организации - явление сложное. 3

    Во-первых, она состоит из культур отдельных  подразделении или направлений  и форм деятельности (субкультур). Они могут подчиняться общей культуре; могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (так называемые контр культуры). Правомерно, например, говорить о культуре предпринимательства, культуре управления и пр.

    Во-вторых, культуры различаются по своей силе.

    Сила  культуры определяется глубиной ее проникновения, широтой распространения и степенью охвата членов организации, ясностью провозглашаемых  ценностей и норм. С этой точки  зрения выделяются: 4

    Бесспорная  культура, обладающая небольшим количеством основных ценностей и норм, которых требуется неукоснительно придерживаться. Она не допускает неконтролируемого внешнего влияния на них (но позволяет ими манипулировать изнутри) и характеризуется закрытостью. Закрытость проявляется в нежелании видеть собственные недостатки, «выносить сор из избы», в стремлении сохранить показное единство. Бесспорная культура подавляет членов организации, препятствует их инициативе, творчеству.

    Слабая  культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм; у каждого элемента организации они свои, причем, зачастую, противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменению. Такая культура разъединяет людей, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ослаблению организации.

    Сильная культура открыта влиянию как изнутри, так и извне. Открытость предполагает гласность, свободу диалога между всеми участниками организации и посторонними лицами. Она содержит разумное количество ценностей и норм, активно впитывает все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только становится сильнее.

    По  отношению к организации  культура выполняет  ряд важных функций.

    Охранная состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы. Люди и организации, неукоснительно их придерживающиеся, могут в самых трудных условиях сохранить свою репутацию, а порой и жизнь, например, отказываясь от употребления спиртного в служебной обстановке.

    Интегрирующая (объединяющая) функция культуры заключается в формировании у людей чувства единства, принадлежности к организации, гордости за нее. В организации с высоким уровнем культуры многие стремятся попасть на работу, что облегчает решение кадровых вопросов.

Информация о работе Культура и этика современного менеджмента