Культура и этика современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:36, курсовая работа

Описание

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава1. Теоретическая основы формирования и функционирования культуры и этики в организации
1.1. Основные понятия, типы и функции организационной культуры…….6
1.2. Этика менеджмента: понятие и сущность……………………………….18
1.3.Этика и управленческие решения………………………………………26
Глава2. Организационно-экономическая характеристика организации.
2.1.Краткая природно-экономическая характеристика СПК «Медяна»... 38
2.2. Оценка обеспеченности и эффективности использования производственного потенциала……………………………………………..46
2.3. Анализ среды функционирования организации…………………….52
2.4.Анализ систем управления…………………………………………….62
Глава 3. Анализ уровня культуры и этики на предприятии.
3.1. Профессиональная этика руководителя………………………………65
3.2. Анализ сложившейся корпоративной культуры в СПК «Медяна»…70
3.3. Разработка по совершенствованию культуры и этики в СПК «Медяна»………………………………………………………………………..75
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Насти.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

    Сфера деятельности менеджера — организация, трудовой коллектив. Но организация  — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.

    Нормы этики выражаются в общих фиксированных  представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.

    Даже  закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку  наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

    Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и  зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.

    Именно  поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие  человеку самому контролировать, внутренне  мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

    1.3.  Этика и управленческие решения

    Идеальных управленческих решений, абсолютно  приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить  свое решение заинтересованным сторонам, а последним - оценить качество моральных аргументов.8

    Большинство этических дилемм представляет собой  конфликт между целым и его  частью.

    Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной  точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход концепция справедливости.

    Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского подхода гласят, что соответствующее  нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей.

    Индивидуалистический  подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то не соответствующие общественным нормам.

    Морально  правовой подход . Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:

    · Право на свободу согласия

    · Право на частную жизнь 

    · Право на свободу совести 

    · Право на надлежащее обращение 

    · Право на жизнь и безопасность.

    Концепция справедливости. Существует распределительная справедливость (равным - равное), процедурная справедливость (соответствие правилам), компенсационная справедливость (возмещение ущерба).

    Современная этика бизнеса отдает приоритет  тем локальным нормам, которые  четко формулируются, поскольку в противном случае их трудно использовать для принятия решений.

    Неоднозначен, в частности, вопрос о занятости  женщин на физически трудных работах. В некоторых странах это широко практикуется, в то время как на Западе считается недопустимым. Конфликт норм, таким образом, налицо. Если даже приходится решать подобный вопрос на основе местных обычаев, моральные соображения не должны полностью игнорироваться. Можно ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно по мере возможности обеспечить “пригонку” норм и их логическую взаимосвязь.

    При разработке управленческих решений  приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если учитываются все или большинство из них, решение оказывается наиболее обоснованным. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для выработки альтернатив, либо отвергаются.

    Моральный аспект имеют многие решения, задевающие интересы других людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит в области этики.

    Например, для репутации фирмы важно  выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки, возникающие  вследствие сокращения штатов, или, напротив, компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, а, быть может, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.

    Можно, скажем, подкрепить технологическое  решение, ясное только специалистам, моральными аргументами, понятными  сотрудникам фирмы и принятыми в ее организационной культуре. Решение выделить ассигнования для спонсорской деятельности или на новые очистные фильтры невозможно аргументировать экономическими соображениями, но тут “сработает” этика, учитывающая социальные приоритеты. Продажа спиртного несовершеннолетним увеличивает прибыль, но не допустима с этической, правовой, социальной точек зрения, и их совокупность перевешивает экономические доводы. Если по экономическим или технологическим причинам нельзя повысить качество продукции, этические требования к ней не исчезают, а сводятся к минимально приемлемому уровню (безвредность товара, небольшое число рекламаций).

    Необходимость этического обоснования принимаемого решения появляется в тех случаях, когда у руководства возникает  ощущение, что могут быть нарушены стандарты деловой морали. При этом принимаются во внимание корпоративные этические кодексы, а при возникновении нестандартной ситуации главную роль играют этические взгляды руководства или группы менеджеров равного служебного статуса.

    Сама острота этического аспекта, т.е. явная необходимость с ним считаться, определяется рядом прогнозируемых факторов. Речь идет о масштабе моральных последствий, как положительных, так и отрицательных; социальном консенсусе - степени морального одобрения или осуждения обществом, клиентами и (или) коллективом организации решения или действия; вероятности ущерба или пользы от принимаемого решения для заинтересованных групп; быстроте проявления последствий; величине дистанции (психологической, культурной, служебной) между лицами, принимающими решение, и теми, кого эти решения затрагивают (если дистанция мала, то последствия проявятся быстро, а если велика, то они дойдут медленно, в ослабленном виде или не проявятся вообще); концентрации последствий, т.е. проценте лиц, на которых распространяются последствия принятого решения.

    Определение остроты этического аспекта - сложный  процесс, зависящий от морали принимающих  решение менеджеров и их положения  в иерархии.

    Обычно  решения принимаются тогда, когда  их эффективность выше минимально приемлемого уровня, и отвергаются в противном случае.

    Например, экономическое решение отвергается, если норма прибыли на инвестиции будет ниже заданной величины. С  точки зрения этики решение неприемлемо, если оно создает конфликт интересов. Минимально приемлемая инициатива одобряется, если другие решения подкрепляют ее и в совокупности дают выигрыш (метод совокупной выгоды).

    Как считает профессор Пенсильванского  университета Д.П. Фритцше, экономические  и этические аспекты решения  способны усиливать или ослаблять друг друга. Он условно поделил их на три уровня - желательный, минимально приемлемый и неприемлемый, т.е. ниже минимальной эффективности, в соответствии с таблицей №1.

    По  мнению Фритцше, желательный моральный  эффект тесно связан с желательной нормой прибыли, поскольку справедливое трудоустройство расширяет возможности найма высококвалифицированных работников и не требует дополнительных затрат. Предоставление социальных благ дает экономическую отдачу (рост производительности труда, лояльность потребителей), а объективная информация о продукте может немного понизить прибыль, но сохранить покупательский спрос

    Этика - совокупность универсальных и специфических  нравственных требований и правил поведения  индивида, реализуемых в общественной жизни. Традиционная трактовка этики носит индивидуальный характер. Наши представления о нравственности и моральных ценностях, о том, что достойно похвалы и что заслуживает осуждения, сложились, главным образом, на основе восприятия человека как существа нравственного. Мы знаем, что значит назвать человека нравственным.

    В глоссарии Европейского фонда управления качеством (EFQM) этика организации определена как нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками данной организации . Базируясь на общечеловеческих ценностях, этические нормы деловых отношений выступают одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

    Мораль  и этика составляют основу деловой  культуры организации (называемой также организационной или корпоративной культурой), под которой понимаются принятые руководством организации и поддерживаемые персоналом духовные ценности. И хотя многие считают, что деловая культура касается только внутренней жизни коллектива, фактически она формирует и внешнюю жизнь организации (внешние отношения). Деловая культура организации проявляется в поведении сотрудников, в их восприятии себя, организации в целом и окружающей среды. Центральное место в организационной культуре занимают базисные ценности, т. е. официально принятый в организации набор наиболее значимых и неизменных принципов, на которых основывается поведение сотрудников.

    Совершенно  очевидно, что базисные ценности - это, прежде всего, ценности этического характера. Их следует отличать от ценностей конкретной личности (например, религиозные убеждения, политические взгляды) или общечеловеческих ценностей (например, свобода, терпимость). В организациях формирование базисных ценностей проходит долгий путь трансформации, в результате чего они, как правило, становятся их потребностями или обязательствами перед обществом. В этом смысле базисные ценности носят прагматичный, рациональный характер, и их выбор определяется спецификой каждой организации.

    Отрадно, что сегодня все больше руководителей российских организаций признают необходимость формулирования своих базисных ценностей. Для таких руководителей очевидно, что образ организации формируется не только тем, что она производит, но и ее культурой, составляющими которой наряду с базисными ценностями выступают миссия и видение организации, стиль руководства. Как утверждает Луис Герстнер, знаменитый генеральный менеджер корпорации IBM, "преуспевающие компании почти всегда создают влиятельную культуру, которая укрепляет элементы, делающие ее великой".

    Связь морали, этики и организационной  культуры образно можно представить  в виде трех расположенных друг в  друге сфер. При этом мораль составляет сердцевинную сферу, являющуюся основой  для сферы этики, которая, в свою очередь, является основой для сферы организационной культуры.

Информация о работе Культура и этика современного менеджмента