Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:10, курс лекций

Описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

мнджмнт.doc

— 473.00 Кб (Скачать документ)

 
 
Понятие управления.

 Управление – процесс/действие, направленный на упорядочение каких - либо процессов/действий.

 3 вида управления:

 - естественное  управление (не зависит от человека; явления природы, дождь, солнце)

 - техническое  управление (включаем чайник)

 - социальное (общение)

 
 
Понятие менеджмента.

 Менеджмент –  наука об управлении в организации.

 Менеджмент –  процесс изготовления и распределения  товаров и услуг, создаваемых  трудом многих людей.

 Менеджмент –  часть науки управления, охватывающее методологию построения, анализа и реализации управляющих, управляемых и информационных систем.

 
 
Менеджмент  как наука и  практика управления. Менеджмент как система.  Основополагающие принципы и основные черты, достоинства и  недостатки, взаимосвязь  и взаимное дополнение различных школ.

 Считается, что  менеджмент возник в США, 1881 г. Джозеф Ван Ден написал первый научный курс для управления в организации. Он стал преподаваться через 35 лет в университете.

 Фредерик Вислоу Тейлор (1856-1915) – основоположник менеджмента, первооткрыватель научной школы управления. В 1991 году он выпустил работу «Принципы научного управления». Основная идея:  при научной системе управления точные методы и научное знание должны сменить традиционные навыки управления. На смену расплывчатым, противоречивым принципам управления, Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рационального использования труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная оплата труда, метод изучения времени и движения (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приёмов, инструктивные карточки. Предпосылки – промышленный прогресс.

 Расцвет школы соответствовал расцвету экономики.

 Объектом исследования школ научного управления является производственный процесс, а основным его элементом – работник и его производственные характеристики.

 Ученик Тейлора, Генри Лоуренс Гант (1876-1919 гг.) интересовался не отдельными операциями и движениями, а производственным процессом в целом. Он объяснял низкую производительность труда тем, что задачи и методы их решения формулируются на основе того, что сделано ранее, или мнения кого-либо относительно того, как выполнять работу. Гант – первооткрыватель в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия.  Он разработал целую систему планов-графиков, которые позволяют благодаря высокой информированности осуществлять запланированное, составлять календарные планы на будущее.

 Управленческое  решение – решение, принятое в  определённый момент.

 Менеджмент в  Россию пришёл в 30-е гг., но с названием  «управление».

 Мы изучаем:

 -Рыночный менеджмент

 -Производственный менеджмент

 -Финансовый менеджмент

 -Административный менеджмент (административное управление -это управление на высшем уровне – на уровне государства, политики; адмиистративный менеджмент – в организации)

 -Социальный менеджмент

 Гант придумал систему заработной платы (повремённая и сдельная оплата труда). Он подчёркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности.  Считал, что проблема человеческого фактора – одна из проблем менеджмента. Труд – источник не только существования, но и удовлетворения.

 Последователи, супруги Фрэнк и Лилиан Гилберт  в 20 гг. искали оптимальные способы  при выполнении любой работы с  использованием элементарных движений. Ф.Гилберт первый снимал на камеру и фотоаппарат движения рабочих. Следовательно, самокарты (цикл одновременно выполняемых движений) использовались для исследования движений. Л. Гилберт стала первой заниматься управлением кадров, их научным подбором и расстановкой.

 Гаррисон Эмерсон (1853-1931) написал книгу «Производительность как основание для управления и оплаты труда». Позже написал «12 принципов производительности труда». Считал, что: «Работать напряжённо = прилагать к делу максимальные  усилия. Работать производительно – прилагать внимание». Важен подбор персонала, необходимость управления им.

 Генри Форд (1863-1947). Он первым запустил конвейер, основатель «Форд». Цель: сделать автомашины доступным  для среднего класса. Разработал теорию «Фордизм». Книги: «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра».

 Тейлор разработал определённую организационную механику. Форд разрешил вопрос тейлоризма так, что вместо людей поставил технику. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Форд – последнее слово в тейлоризме. + Форд придумал конвейер, следовательно, появилась безработица.

 Принципы школы  научного управления:

  1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач.
  2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач, и их обучение.
  3. Обеспечение работников ресурсами для выполнения задач.
  4. Систематическое правильное материальное стимулирование для повышения производительности.
  5. Выделение планирования и анализа в отдельный процесс.
  6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной науки.
  7. Формирование функции менеджмента.

     продолжение в  след. вопросе.

 
 
Принципы  управления Анри Файоля.

     Классическая  и административная школа.

     Появилась, когда  на смену эпохи производства пришла эпоха сбыта. Спрос на основные товары стал близок к насыщению, для деятельности фирм стало необходимым изучать рынки. Ориентация на рынок в организации управления фирмами потребовала разделения труда в самой системе управления. 

     Анри Файоль – основоположник административной школы управления. Он попытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать некоторые принципы администрирования.

     Функции администрации:

     - предвидение;

     - планирование;

     - организация;

     - координация;

     - контроль;

     + его концепция  организационного планирования.

     Вклад данной школы заключается в том, что  она рассматривает управление как  универсальный процесс, состоящий  из нескольких взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

     В 30-50 гг. 20 века на Западе получила распространение неоклассическая школа, возникшая потому, что классическая школа не в достаточной степени учитывала человеческий фактор. Возникновение классической школы связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863-1919). Исследования неоклассической школы приводят к тому, что в 60-е гг. 20 века возникла особая управленческая функция  - управление персоналом.

     В развитие неоклассической  школы внес вклад Маслоу, который придумал «пирамиду потребностей», которую разделил на 5 ступеней (биологические, безопасности, социальные, уважения, самореализации).

 Управлять –  значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать.

 Принципы управления.

 Принципы – основополагающие начала, идеи, руководящие правила, которым следует руководствоваться в деятельности для решения задач, стоящих перед предприятием.

 Принципы управления А. Файоля:

  1. Разделение труда (вертикальное – по должности, иерархия; горизонтальное – по функциям)
  2. Полномочия и ответственность. Где есть полномочия, есть и ответственность
  3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение, достигнутые соглашением между фирмой и её работником.
  4. Единое начало. Работник получает приказы от одного руководителя.
  5. Единство направления. Каждая группа внутри организации должна иметь одну цель, одного руководителя, работать по единому плану.
  6. Подчинённость личных интересов общим.
  7. Вознаграждение персонала.
  8. Централизация.
  9. Скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение.
  10. Порядок – место для всего и на своём месте.
  11. Справедливость – сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучка кадров снижает производительность труда.
  13. Инициатива (придает организации сил и энергию).
  14. Корпоративный дух. Союз – это сила.

 
 
Методы  управления в менеджменте.

 Если принципы управления можно считать как законы, на которые опирается структура управления, то методы – это технология управления, представляющая собой совокупность действий и приёмов воздействия на объект управления.

 Методы:

 1. Прямое воздействие. Оно воспринимается подчинёнными сразу, немедленно и он на него реагирует. Руководитель воздействует властью и волью на подчинённого и тот сразу реагирует. Совокупность таких действий – административные методы управления.

 2. Косвенное воздействие. Воспринимается и вызывает ответную реакцию не сразу. Подчинённому требуется время, чтобы понять смысл, целевое назначение требования.

 2 группы косвенного  воздействия:

 а)через экономические интересы (материальные потребности), например, премии - экономические методы.

 б) через социальные интересы (психологическое влияние) например, отпуск, повышение по службе - социально-психологические методы воздействия.

 
 
Менеджмент  в системе рыночной экономики.

 Чтобы получить представление о принципиальной структуре менеджмента, необходимо рассматривать основные параметры предпринимательской деятельности  в условиях рыночной экономики.

 3 аспекта:

  1. Конкуренция - процесс открытия фактов, который без неё или останутся неизвестными, или не будут использованы.Сущность конкуренции - в поиске максимально быстрого решения, быстро приводящего к успеху. В конкуренции нет необходимости, если заранее известен результат.

 Через конкуренцию  менеджмент связан со всеми элементами системы общества: экономический, политический, технологический, правовой

  1. Сложность системы. Система – целостное образование, состоящее из отдельных взаимосвязанных элементов, имеет новое свойство, которым не обладает ни один из её элементов. Сложность системы – способность систем порождать в заданные отрезки времени большое количество различных состояний и процессов.
  2. Менеджерская этика - придаёт менеджменту дополнительное общественное измерение. В условиях рыночного хозяйства предпринимательская деятельность ориентируется на достижение успеха.

 
 
Понятие системы.  Виды систем.

 Система – целостное  образование, состоящее из отдельных  взаимосвязанных элементов, имеет  новое свойство, которым не обладает ни один из её элементов.

 - закрытые (имеют  жёсткие фиксированные границы, деятельность относительно независима от среды окружающей системы; источник энергии и существования – внутри системы);

 - открытые (имеют  способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде,  чтобы продолжить своё функционирование (существование), обмениваются с внешней средой информацией, продуктами; питается извне энергией и ресурсами).

 
 
Предпринимательство, бизнес, коммерция.

 Предпринимательство – основный вид самостоятельной хозяйственной деятельности, осуществляемый физическими и юридическими лицами – предпринимателями.

 Предпринимательство направлено на получение прибыли путём наилучшего использования капитала и дохода. Предпринимательство предполагает свободу и самостоятельность субъектов в различных направлениях.

  1. Выбор вида и сферы предпринимательской деятельности.
  2. Выбор направления и методов деятельности.
  3. Принятие хозяйственных решений и выбор средств их реализации.
  4. Формирование финансовых программ, выбор источников финансирования, поставщиков продукции и услуг, источников получения трудовых ресурсов.
  5. Выбор каналов и методов сбыта.
  6. Установление системы и размеров оплаты труда.
  7. Установление уровня цен и тарифов.
  8. Распоряжение прибылью и доходами.

 Юр. лицо – носитель имущественных, правовых обязанностей, выступает от своего имени и существует независимо от лиц, в него входящих – коллективное предпринимательство.

 Физ. лицо – инд. предприниматель – может быть собственником капитала, вложенного в имущество; может не иметь собственного имущества и капитала, а привлечь заемные. Может нанять управляющего или управлять сам.

 Предприниматель (человек) – лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию  дела и принимает на себя личный риск, связанный с получением результата. Он выступает стороной договора (сделки) с другими участниками рыночных отношений.

 Предприниматель имеет право:

 - создавать любые  виды фирм;

 - приобретать  имущественные права у других  фирм;

 - сдавать имущество  в аренду;

 - использовать  по соглашению сторон имущество  других физ. и юр. лиц  на условиях аренды и подряда;

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"