Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:10, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Менеджмент".
-Необязательно жёсткое следование одной группы потребностей за другой.
-Удовлетворение верхней группы потребностей необязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Исключением является потребность в самовыражении (две верхних группы).
Теория приобретённых потребностей. (Концепция Мак-Клелланда)
Мак-Клелланд делит потребности на 3 группы:
Мак-Клелланд считает, что для достижения успеха менеджера, наибольшее значение имеет потребность властвования второго типа – власти ради достижения цели. Поэтому важно, чтобы с одной стороны работа руководителя давала менеджеру удовлетворять потребности, а с другой стороны способствовала развитию этих потребностей.
Теория Альдерфера.
Он тоже делит потребности на 3 группы:
Организационная культура (корпоративная культура).
Это один из 6 признаков организации.
Культура организации – сложный набор важных предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами организации.
Включает 3 момента:
1.Базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях.
2.Ценности, которых могут придерживаться члены организации в принятии решения. Ценности помогают ориентироваться в том, какое поведение следует считать допустимым (не допустимым).
3.Символика. Через неё ценностные ориентиры передаются всем членам организации.
Организационная культура – образ жизни и деятельности группы лиц, который осознанно или неосознанно воспринимается ею и передается из поколения в поколение.
Организационная культура – совокупность обычаев и способов поведения.
Впервые термин «организационная культура» стал употреблять немецкий философ и истореограф Пуффендорф (17 в.) Специально орг. культурой занялись в 1980 г. в США, когда изучали теорию организации
Культура организации системна. Охватывает все стороны жизни организации и имеет несколько уровней:
По отношению к организации, культура выполняет следующие функции:
По степени влияния на организацию, выделяют несколько типов орг. культур:
Сила культуры определяется тремя моментами:
1. Глубиной её проникновения в организационные отношения;
2. Широтой распространения и степенью охвата членов организации;
3. Ясностью провозглашаемых приоритетов.
Культура состоит из отдельных элементов. Элементы бывают субъективные и объективные.
Субъективные:
Объективные:
Имидж – одна их важнейших характеристик организации и одна из форм проявления организации.
Функции имиджа:
- Адаптивная (облегчает фирме адаптацию в той или иной среде)
- Демонстративная (облегчает показ достоинств)
- Рекламная (привлекает внимание к организации)
Имидж:
- внутренний (неосязаем, ощущения и впечатления)
- внешний (отражает восприятие организации окружением: качество продукции, политика цен, реклама, стиль деловых и личных отношений с партнёрами)
К имиджу нужно бережно относиться и нельзя жертвовать им ради достижения краткосрочных целей.
Признаки организационной культуры:
Решение – выбор, который делает человек из нескольких осознанно.
Решение (управленческое) принципиально отличается от решения человека в повседневной жизни:
- управленческое решение диктуется производственной необходимостью организации; неуправленческое решение диктуется личными желаниями и интересами;
- управленческое решение должно быть обязательно принято, иначе руководитель не выполнит своих служебных обязанностей; неуправленческое – не должно;
- управленческое решение – лучшее из возможных; неуправленческое – диктуется личными соображениями;
Виды управленческих решений.
- стратегические (принимаются на высшем уровне управления организации, вплоть до собрания акционеров)
- тактические (направлены на реализацию принятой стратегии). При неизменной стратегии, фирма часто меняет тактику. Поэтому тактика - краткосрочная стратегия. Например, решения в области управления запасами: качество, сервис, ремонт и т.д.
- оперативные (в процессе повседневной жизни)
2. По степени самостоятельности:
- инициативные (принимаются руководителем под воздействием обстоятельств)
- предписанные (конкретизируют решения сверху: указания, приказы)
3. По масштабам:
- глобальные (затрагивают всю организацию)
- локальные
4. В соответствии со временем:
- перспективные (последствия ощущаются длительное время)
- текущие (в конкретный момент времени)
5. В зависимости от продолжительности периода реализации:
- долгосрочные (имеют прогнозный характер, на период свыше 5 лет)
- среднесрочные (от года до 5 лет, обязательный для исполнителя план)
- краткосрочные (оперативные распоряжения, до года)
6. В зависимости от степени предопределённости результата:
- вероятностные (принимаются в условия неопределённости)
- детерминированные (однозначные)
7. По степени регламентированности:
- контурные (предоставляют широкую свободу исполнителю)
- структурированные
(допускают инициативу во
- алгоритмизированные (инициатива исключена).
8. По направленности воздействия.
- внешние (связаны с внешней средой)
- внутренние (внутри организации)
9.
-декретные решения
-ориентирующие решения.
11. По функциональному предназначению.
- организационные
- координирующие
- регулирующие
- оптимиирующие
- контролирующие
12. По степени охвата проблемы.
- выборочные (касаются 1 или нескольких аспектов)
- сплошные (вся проблема).
13. По степени сложности.
- простые
- сложные
- уникальные
14. В зависимости от числа работников.
- индивидуальные
- коллективные
15. По широте охвата.
- общие
- специальные (относятся к узким проблемам, присущим одному субъекту).
Прежде чем приступить к подготовке управленческого решению, то есть поиску альтернатив, руководитель должен отчётливо представлять требования к управленческому решению.
К основным требованиям относятся: