Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:10, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Менеджмент".
Е) Взаимоотношения участников организации.
Внешняя среда организации – совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих влияния на её деятельность. Организация полностью зависит от внешней среды: получает ресурсы и отправляет отходы (отходы и продукция).
Цель – конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив в результате своей деятельности.
Миссия организации - основная общая цель организации, чётко сформулированная причина её существования. Миссия определяется руководством и реализуется через её стратегию. Миссия формируется годами и очень редко меняется.
На формирование миссии влияют:
Миссия это не конкретное указание, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с учётом её внешних и внутренних условий. Миссия влияет на прогноз действия фирмы или организации, которая определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования фирмы.
Цели, стоящие перед фирмой, бывают:
- качественные
- количественные
А также:
- долгосрочные
- краткосрочные.
Разработка долгосрочных целей фирмы – это стратегическое планирование.
Любая организация состоит из отделов, цехов, подразделений. Независимо от правовой формы у организации есть организационная структура.
Организационная
структура – упорядоченная
Подразделения объединяют официальные группы работников, ответственных за выполнение конкретного набора финансовых, производственных, управленческих и иных функций.
Организационные структуры –
-постоянный состав подразделений и их частей,
-неизменность границ и связей).
Такие организационные структуры являются преобладающими.
Это самый распространённый вид орг. структуры иерархического типа.
За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель организации.
Преимущества:
Вертикальное разделение труда. Используется только в малых организациях.
Достоинства:
Недостатки:
Штаб – отдел специалистов, высококвалифицированных менеджеров. Занимается сбором, обработкой информации. Вспомогательный отдел. Занимается предложением информации, с научной точки зрении помогает директора. Штаб в управлении участия не принимает.
Предполагает образование в помощь линейным руководителям, специализированных функциональных подразделений – штабов, для решения тез или иных задач.
Штабы не наделяются распорядительной функцией, а готовят рекомендации, предложения, проекты для руководителя.
Линейно-штабная
структура сохраняет
Достоинства:
Дивизионы могут строиться:
- по продукту
- по региону
- по потребителю
- по рынку сбыта
Недостатки:
- рост иерархии вследствие формирования промежуточных структур, что усложняет координацию работ
- рост затрат на содержание аппарата управления
- снижение контроля за принимаемыми управленческими решениями.
РП – руководитель проекта
ИП – исполнитель проекта
ИпоПр – исполнитель по проектам
ФП – функциональное подразделение
Это современный,
эффективный тип
Такая структура помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры (каждодневная деятельность) и временных групп (проекты).
Матричная структура сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структуры. Она нацелена на взаимную согласованность всех подразделений организации для достижения целей различных проектов.
Недостаток: двойное подчинение, т.е. можно запутаться, кто кому подчиняется.
Мотивация - одна из функции менеджмента.
Мотивация – процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Мотив – побуждение человеческого поведения, базирующегося на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов.
4 ступени мотивации:
Чтобы всесторонне рассмотреть понятие мотивации, следует рассмотреть 3 аспекта этого явления:
Потребность – нужда в чём-либо, то, что возникает и находится внутри человека.
Мотив – то, что вызывает определённые действия человека с того момента, как появляется потребность. Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено действие.
Поведение человека определяется обычно не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определённом отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.
Побуждение поведения человека в организации.
Мотивация – процесс, который состоит из нескольких стадий:
-Что я должен получить, чтобы устранить потребность.
-Что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю.
-В какой мере я могу добиться того, что желаю.
-Насколько то, что я могу получить, устранить потребность.
4. Осуществление действий. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которое должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.
5. Получение вознаграждения за совершенное действие.
6. Устранение потребности.
Потребность в самовыражении
Потребность в уважении
Социальные (потребности в общении)
Потребность в безопасности.
Физиологические.
Маслоу считал, что:
Существует 5 групп потребностей: физиологические, безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении.
Основная задача этой теории показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности.
Недостатки теории Маслоу:
-Потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, пол, возраст, положение в организации, и т.п.)