Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:10, курс лекций

Описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

мнджмнт.doc

— 473.00 Кб (Скачать документ)

 Е) Взаимоотношения участников организации.

 Внешняя среда  организации – совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих влияния на её деятельность. Организация полностью зависит от внешней среды: получает ресурсы и отправляет отходы (отходы и продукция).

 Цель – конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив в результате своей деятельности.

 
 
Миссия  организации как  её основное предназначение.

 Миссия организации - основная общая цель организации, чётко сформулированная причина  её существования. Миссия определяется руководством и реализуется через её стратегию. Миссия формируется годами и очень редко меняется.

 На формирование миссии влияют:

  1. Собственники фирмы
  2. Сотрудники фирмы
  3. Покупатели продукции фирмы
  4. Деловые партнёры
  5. Внешняя среда организации

 Миссия это  не конкретное указание, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с учётом её внешних и внутренних условий. Миссия влияет на прогноз действия фирмы или организации, которая определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования фирмы.

 Цели, стоящие  перед фирмой, бывают:

 - качественные 

 - количественные 

 А также:

 - долгосрочные

 - краткосрочные.

 Разработка долгосрочных целей фирмы – это стратегическое планирование.

 
 
Понятие организационной  структуры.

 Любая организация  состоит из отделов, цехов, подразделений. Независимо от правовой формы у организации есть организационная структура.

 Организационная структура – упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений  организации, обособившихся в результате внутреннего разделения труда.

 Подразделения объединяют официальные группы работников, ответственных  за выполнение конкретного набора финансовых, производственных, управленческих и  иных функций.

 Организационные структуры –

  1. жёсткие (в течение длительного времени в их рамках имеет место быть:

    -постоянный состав  подразделений и их частей,

    -неизменность  границ и связей).

  1. гибкие (легко видоизменяются и приспосабливаются к новым условиям и задачам.
    1. Размытость внешних и внутренних границ
    2. Неопределённость состава подразделений и обязанностей работников
    3. Незначительная регламентация деятельности
    4. Хорошо развитые горизонтальные коммуникации)

      Такие организационные  структуры являются преобладающими.

 
 
Виды  организационных  структур.

  1. Линейная организационная  структура.

 

 Это самый распространённый вид орг. структуры иерархического типа.

 За конечный результат  в целом отвечает линейный руководитель организации.

 Преимущества:

  • Простота построения
  • Единство и чёткость распорядительства
  • Согласованность действий исполнителей
  • Полная персональная ответственность за результаты работы
  • Быстрота реакций на прямые указания

Вертикальное разделение труда. Используется только в малых  организациях.

  1. Линейно-функциональная структура.

  

 Достоинства:

  • Привлечение к руководству более компетентных специалистов
  • Оперативность в решении нестандартных ситуаций
  • Быстрый рост профессионализма функциональных руководителей
  • Получение непротиворечивых заданий
  • Полная персональная ответственность за результаты работы

 Недостатки:

  • Трудность координации действий всех подразделений
  • Большая нагрузка на общего руководителя и его аппарат по оперативным вопросам производства и управления.
  1. Линейно-штабная организационная структура.

 Штаб – отдел  специалистов, высококвалифицированных  менеджеров. Занимается сбором, обработкой информации. Вспомогательный отдел. Занимается предложением информации, с научной точки зрении помогает директора. Штаб в управлении участия не принимает.

 Предполагает  образование в помощь линейным руководителям, специализированных функциональных подразделений  – штабов, для решения тез или иных задач.

 Штабы не наделяются распорядительной функцией, а готовят  рекомендации, предложения, проекты  для руководителя.

 Линейно-штабная  структура сохраняет достоинства линейно-функциональной, но дополнена более высоким качеством решений, подаваемых линейными руководителями на основе разработок штабных подразделений.

  1. Дивизиональная организационная структура.

     

 Достоинства:

  • Обеспечение более тесной связи с потребителем
  • Существенно ускоряется реакция на изменения во внешней среде

 Дивизионы могут строиться:

 - по продукту

 - по региону

 - по потребителю

 - по рынку  сбыта

 Недостатки:

 - рост иерархии вследствие формирования промежуточных структур, что усложняет координацию работ

 - рост затрат на содержание аппарата управления

 - снижение контроля за принимаемыми управленческими решениями.

  1. Матричная организационная структура.

РП – руководитель проекта

ИП – исполнитель  проекта

ИпоПр – исполнитель  по проектам

ФП – функциональное подразделение

 Это современный, эффективный тип организационной  структуры управления, который создаётся путём совмещения структур двух типов – линейной и программно-целевой.

 Такая структура помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры (каждодневная деятельность) и временных групп (проекты).

 Матричная структура  сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структуры. Она  нацелена на взаимную согласованность  всех подразделений организации для достижения целей различных проектов.

 Недостаток:  двойное подчинение, т.е. можно запутаться, кто кому подчиняется.

 
 
Понятие мотивации и её значение для обеспечения  эффективной деятельности в достижении целей  организации.

 Мотивация - одна из функции менеджмента.

 Мотивация –  процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

 Мотив – побуждение человеческого поведения, базирующегося  на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов.

 4 ступени мотивации:

  1. 14-15 % когда работа важна и интересна, независимо от оплаты.
  2. 12 % - работа признаётся делом важным, но не настолько, чтобы заслонить другие стороны жизни.
  3. 65 % - работа как источник средств к существованию.
  4. 4-5 % - работа, как неприятная обязанность.

 Чтобы всесторонне рассмотреть понятие мотивации, следует рассмотреть 3 аспекта этого явления:

  1. что в деятельности человека находятся в зависимости от мотивационного воздействия
  2. соотношение внешних и внутренних сил, воздействующих на человека.
  3. как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

 Потребность –  нужда в чём-либо, то, что возникает  и находится внутри человека.

 Мотив – то, что  вызывает определённые действия человека с того момента, как появляется потребность. Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

 Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено действие.

 Поведение человека определяется обычно не одним мотивом, а их совокупностью, в которой  мотивы могут находиться в определённом отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.

 Побуждение поведения  человека в организации.

  1. Материальные(деньги, вещи, физические условия труда)
  2. Личные нематериальные возможности  для престижа и личной власти.
  3. Желаемые физические условия работы.
  4. Духовные (гордость мастерства, чувство ответственности).
  5. Общие стимулы (привлекательность работы, условия труда, навыки работы)

 Мотивация –  процесс, который состоит из нескольких стадий:

  1. Возникновение потребностей. Потребность появляется в конкретное время и требует от человека, чтобы он предпринял шаги для её удовлетворения.
  2. Поиск пути устранения потребностей.
  3. Определение целей (направления) действий. Увязка 4х моментов:

-Что я должен получить, чтобы устранить потребность.

 -Что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю.

 -В какой мере я могу добиться того, что желаю.

 -Насколько то, что я могу получить, устранить потребность.

 4. Осуществление действий. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которое должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.

 5. Получение вознаграждения за совершенное действие.

 6. Устранение  потребности.

 
 
Основные  теории мотивации. Пирамида потребностей Маслоу.

Потребность в самовыражении

 Потребность в  уважении

 Социальные (потребности  в общении)

 Потребность в безопасности.

 Физиологические.

 Маслоу считал, что:

  1. Люди постоянно испытывают потребности.
  2. Люди испытывают определённый набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определённые группы (5 групп)
  3. Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
  4. Потребности побуждают человека к действию. Удовлетворённые потребности не мотивируют людей.
  5. Если одна потребность удовлетворяется, то на её месте появляется другая неудовлетворённая потребность.
  6. Обычно человек испытывает несколько неудовлетворённых потребностей одновременно.
  7. Потребности у основания пирамиды требуют первостепенного удовлетворения.
  8. Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека только после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. А потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов.

 Существует 5 групп  потребностей: физиологические, безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении.

 Основная задача этой теории показать, как те или  иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности.

 Недостатки теории Маслоу:

 -Потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, пол, возраст, положение в организации, и т.п.)

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"