Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:10, курс лекций

Описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

мнджмнт.doc

— 473.00 Кб (Скачать документ)

 - нанимать работников на основе контракта или договора;

 - открывать на  своё имя или имя фирмы счета  в банке;

 - получать неограниченные доходы от своей индивидуальной деятельности.

 Предприниматель обязан:

 - заключить договоры  по найму работников, оплачивать их труд;

 - обеспечивать надлежащее качество товаров и услуг;

 - соблюдать законные  требования и права потребителей;

 - обеспечивать  надлежащие условия труда (санитарные и т.п.);

 - вносить в  пенсионные и страховые фонды лиц, работающих по найму;

 - осуществлять меры по экономической безопасности.

 Предпринимательство – индивидуальная ответственность  за результаты.

 Бизнес – деловая  активность, направленная на решение  задач, связанных с осуществлением на рынке операций обмена товара и услуг между экономическими субъектами.

 Бизнес – ради получения прибыли от результатов  деятельности в различных сферах: производстве, банковском и страховом деле.

 Бизнес - совершение любых сделок (единичных, разовых, коммерческих) в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода.

 Системы:

 - закрытые (имеют жёсткие фиксированные границы, деятельность относительно независима от среды окружающей системы; источник энергии и существования – внутри системы);

 - открытые (имеют способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжить своё функционирование (существование), обмениваются с внешней средой информацией, продуктами; питается извне энергией и ресурсами).

 
 
Функции менеджмента.

 Функции менеджмента:

 Принятие решений - способ, помощью которого менеджмент выполняет весь комплекс  мер или функций.

 Функция (действие) применительно к управлению характеризует  виды управленческой деятельности. В  любом виде управления можно выделить задачи управления и входящие в них  процессы и операции. 

 Принятие управленческих решений - первичная функция менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.

  1. Прогнозирование и планирование - предполагает определение целей деятельности фирмы, основных направлений деятельности и средств их достижения (составление бизнес плана – основного документа, по которому работает любая организация, составляется на время от года до 5 лет).
  2. Организация (от слова «организовывать») - создание и совершенствование структуры фирмы, обеспечение рационального взаимодействия и координации её подразделений для достижения поставленных целей.
  3. Мотивация (важнейшая функция) - личное побуждение работника к труду. Мотивировать – значит заинтересовать работников, знать потребности, ради которых работник пойдёт работать в фирму. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работника к эффективной  деятельности в соответствии с их обязанностями с учётом  экономических и психологических аспектов.
  4. Контроль, учёт и анализ - определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректив в деятельность фирмы.

     (Бухучёт, анализ  и аудит  - это функция контроля в менеджменте).

 
 
Структура менеджмента.

  1. Производственный менеджмент – управляющая система, обеспечивающая производство товара в определённом количестве, должного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах. Объектом управления являются:

     – запасы (сырье и материалы)

     - качество  продукции

     - упаковка  продукции

     - отгрузка продукции.

  1. Рыночный менеджмент (маркетинг) - управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок и подчинённой требованиям рынка. Менеджер пор маркетингу отвечает за реализацию стратегии фирмы в области деловой активности. Деловая активность включает:
    1. изучение запросов рынка;
    2. выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них;
    3. формирование рынка (спроса);
    4. выдачу заданий научно-техническим подразделениям, производственным и сбытовым подразделениям;
    5. Организация сбыта и послепродажное обслуживание потребителей;
  2. Финансовый менеджмент - обеспечивает формирование и поддержание оптимальной структуры финансовых средств фирмы. Финансовый менеджер отвечает за реализацию стратегии фирмы в области привлечения и эффективного использования  финансовых ресурсов с целью достижения устойчивого высокого дивиденда и роста курса акций.

    В структуре финансового  менеджмента выделяют:

 - анализ инвестиций  риска;

 - управление  долгосрочными и краткосрочными  финансовыми ресурсами;

 - политику в области дивиденда;

  1. Социальный менеджмент - управление человеческими ресурсами, т.е. персоналом (все работники любой организации, включая производственный и управленческий персонал. Управленческий персонал - руководители и специалисты–менеджеры).
  2. Административный менеджмент

 
 
Управление  человеческими ресурсами  и персоналом.

     Управление  человеческими ресурсами (УЧР) рассматривает людей как достояние организации, как ресурс, который надо эффективно использовать для достижения целей. Цель менеджмента человеческих ресурсов – принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, повышение уровня их подготовки.

     УЧР включает в себя понятия:

     -Подход к человеку, как к главному фактору реализации целей организации;

     -Подход к человеку, как к источнику доходов при статье инвестиций;

     -Анализ потребностей организации в человеческих ресурсах;

     -Анализ ситуации с человеческими ресурсами во внешней среде;

     -Формирование человеческих ресурсов организации;

     -Создание системы взаимодействия работников и их взаимоотношений;

     УЧР включает ряд ключевых моментов, которые вместе образуют цикл менеджмента УЧР (социальный менеджмент):

     -отбор

     -оценка профессиональных  качеств;

     -вознаграждение;

     -повышение  квалификации;

     УЧР включает в себя:

     -анализ рынка труда и управление деятельностью фирмы;

     -отбор, приём и адаптация работников в организации;

     -планирование карьеры кадров, организация их административного и профессионального роста;

     -анализ результатов и затрат труда;

     -обеспечение рациональных условий труда,  создание социально-психологического климата;

     -разработка системы мотивации работника,  участие в переговорах с профсоюзами;

     -разработка социальной политики организации (пенсионная политика);

     -разрешение  конфликтов;

 
 
Административный  менеджмент.

Административный  менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль над их выполнением. Администратор – лицо, которое организует достижение цели организации (в фирме это директор). Административное управление – на уровне государства, политики и т.п. Административный менеджмент – в организации.

    Основные функции администратора:

    1. установление целей управления бизнесом на данном этапе выявления проблем.
    2. обоснование лучших средств решения этих проблем.
    3. распределение заданий между исполнителями с учётом их возможностей.
    4. контроль выполнения заданий.
    5. координация работы подчинённых, их обучение в процессе работы.
    6. создание благоприятного климата в коллективе, оценка работы сотрудников, их стимулирование или замена.
    7. совершенствование структуры управление, его информационной и технической базы.

 
 
Организация, виды организаций.

 Организация – это группа лиц (больше 2х человек), взаимодействующая друг с другом ради достижения их целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий.

 Организация –  это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения значимой для всех членов группы общей цели или целей.

Виды организаций:

 1. По происхождению

 - естественные, которые возникают сами собой;

 - искусственные,  создаются по определённому плану  .

 2. По узаконенности  государством:

 - официальные

 - неофициальные (т.е. не зарегистрированные в установленном порядке)

 3. По механизму  функционирования

 - формальные (деятельность  которых регламентирована правилами)

 - неформальные (включают  совокупность незапрограммированных  контактов между людьми).

 
 
Признаки  организации.

  1. Наличие цели – конкретная направленность деятельности всех участников.
  2. Обособленность – отличие от других фирм, наличие границ.
  3. Разделение труда на составляющие компоненты – каждый работник выполняет свои функции.
  4. Наличие связей между отдельными элементами (подразделениями, цехами, отделами), обеспечивающих их взаимную поддержку и дополнение. Связи могут быть экономические, технологические, управленческие, информационные и социальные.
  5. Признак саморегулирования - самостоятельное решение любых проблем внутри организации.
  6. Организационная культура (корпоративная культура)- совокупность ценностей, традиций, норм поведения и символов.

 Организация –  это всегда система, всегда имеет структуру (она придает устойчивость организации, способность функционирования и развития в условиях внешних и внутренних воздействий).

 Техническая структура  организации - здания, сооружения, технические средства, оборудования.

 Социальная структура  - человеческие ресурсы и человеческий потенциал.

 Социотехническая структура - наличие рабочих мест, соотношение между технической и социальной структурой, соблюдение санитарных норм.

 
 
Жизненный цикл организации.

 Жизненный цикл – период существования организации.

  1. Зарождение – принятие решения о создании организации.
  2. Рост и занятие определённого места в соответствующей сфере.
  3. Поиск новых направлений и форм деятельность одновременно с развитием и совершенством существующих.
  4. Зрелость.
  5. Завершение деятельности.

 
 
Законы  организации.

  1. Закон синергии (возможности организации, как единого целого, превышают сумму возможностей отдельных её частей).
  2. Закон дополнения организационных процессов и функций противоположно направленными.
  3. Закон поддержания пропорциональности между всеми элементами и процессами организации.
  4. Закон композиции. Требует, чтобы деятельность всех участников была подчинена общей цели (основная цель – миссия организации)
  5. Закон информированности (каждый работник должен знать, что происходит в организации).
  6. Закон необходимого разнообразия элементов и процессов, протекающих в организации.
  7. Закон самосохранения. Организация всегда стремиться сохранить себя как единое целое.
  8. Закон онтогенеза. Жизнь любой организации имеет 5 фаз (от зарождения до завершения).

 
 
Внешняя и внутренняя среда  организации.  Разделение труда в управлении.

 Внутренняя среда  организации – совокупность присущих ей конкретных характеристик, которые придают ей определённое лицо. Характеристики:

 А) Разделение труда  – это обособление различных  видов деятельности и закрепление  их за субъектами, справляющимися с ними наиболее успешно.

 -вертикальное разделение труда (между руководителями и исполнителями)

 -горизонтальное разделение труда (по видам деятельности).

 Б) Технологии - связь между отдельными видами работ.

 В) Дифференциация – распределение работ между участниками трудового процесса.

 Г) Интеграция – сотрудничество исполнителей.

 Д) Организационный  порядок – совокупность автоматически  действующих норм и правил поведения  внутри организации.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"