Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:10, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Менеджмент".
- нанимать работников на основе контракта или договора;
- открывать на своё имя или имя фирмы счета в банке;
- получать неограниченные доходы от своей индивидуальной деятельности.
Предприниматель обязан:
- заключить договоры по найму работников, оплачивать их труд;
- обеспечивать надлежащее качество товаров и услуг;
- соблюдать законные требования и права потребителей;
- обеспечивать надлежащие условия труда (санитарные и т.п.);
- вносить в пенсионные и страховые фонды лиц, работающих по найму;
- осуществлять меры по экономической безопасности.
Предпринимательство – индивидуальная ответственность за результаты.
Бизнес – деловая активность, направленная на решение задач, связанных с осуществлением на рынке операций обмена товара и услуг между экономическими субъектами.
Бизнес – ради получения прибыли от результатов деятельности в различных сферах: производстве, банковском и страховом деле.
Бизнес - совершение любых сделок (единичных, разовых, коммерческих) в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода.
Системы:
- закрытые (имеют жёсткие фиксированные границы, деятельность относительно независима от среды окружающей системы; источник энергии и существования – внутри системы);
- открытые (имеют способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжить своё функционирование (существование), обмениваются с внешней средой информацией, продуктами; питается извне энергией и ресурсами).
Функции менеджмента:
Принятие решений - способ, помощью которого менеджмент выполняет весь комплекс мер или функций.
Функция (действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности. В любом виде управления можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции.
Принятие управленческих решений - первичная функция менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.
(Бухучёт, анализ и аудит - это функция контроля в менеджменте).
– запасы (сырье и материалы)
- качество продукции
- упаковка продукции
- отгрузка продукции.
В структуре финансового менеджмента выделяют:
- анализ инвестиций риска;
- управление
долгосрочными и
- политику в области дивиденда;
Управление человеческими ресурсами (УЧР) рассматривает людей как достояние организации, как ресурс, который надо эффективно использовать для достижения целей. Цель менеджмента человеческих ресурсов – принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, повышение уровня их подготовки.
УЧР включает в себя понятия:
-Подход к человеку, как к главному фактору реализации целей организации;
-Подход к человеку, как к источнику доходов при статье инвестиций;
-Анализ потребностей организации в человеческих ресурсах;
-Анализ ситуации с человеческими ресурсами во внешней среде;
-Формирование человеческих ресурсов организации;
-Создание системы взаимодействия работников и их взаимоотношений;
УЧР включает ряд ключевых моментов, которые вместе образуют цикл менеджмента УЧР (социальный менеджмент):
-отбор
-оценка профессиональных качеств;
-вознаграждение;
-повышение квалификации;
УЧР включает в себя:
-анализ рынка труда и управление деятельностью фирмы;
-отбор, приём и адаптация работников в организации;
-планирование карьеры кадров, организация их административного и профессионального роста;
-анализ результатов и затрат труда;
-обеспечение рациональных условий труда, создание социально-психологического климата;
-разработка системы мотивации работника, участие в переговорах с профсоюзами;
-разработка социальной политики организации (пенсионная политика);
-разрешение конфликтов;
Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль над их выполнением. Администратор – лицо, которое организует достижение цели организации (в фирме это директор). Административное управление – на уровне государства, политики и т.п. Административный менеджмент – в организации.
Основные функции администратора:
Организация – это группа лиц (больше 2х человек), взаимодействующая друг с другом ради достижения их целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения значимой для всех членов группы общей цели или целей.
Виды организаций:
1. По происхождению
- естественные, которые возникают сами собой;
- искусственные,
создаются по определённому
2. По узаконенности государством:
- официальные
- неофициальные (т.е. не зарегистрированные в установленном порядке)
3. По механизму функционирования
- формальные (деятельность
которых регламентирована
- неформальные (включают
совокупность
Организация – это всегда система, всегда имеет структуру (она придает устойчивость организации, способность функционирования и развития в условиях внешних и внутренних воздействий).
Техническая структура организации - здания, сооружения, технические средства, оборудования.
Социальная структура - человеческие ресурсы и человеческий потенциал.
Социотехническая структура - наличие рабочих мест, соотношение между технической и социальной структурой, соблюдение санитарных норм.
Жизненный цикл – период существования организации.
Внутренняя среда организации – совокупность присущих ей конкретных характеристик, которые придают ей определённое лицо. Характеристики:
А) Разделение труда – это обособление различных видов деятельности и закрепление их за субъектами, справляющимися с ними наиболее успешно.
-вертикальное разделение труда (между руководителями и исполнителями)
-горизонтальное разделение труда (по видам деятельности).
Б) Технологии - связь между отдельными видами работ.
В) Дифференциация – распределение работ между участниками трудового процесса.
Г) Интеграция – сотрудничество исполнителей.
Д) Организационный порядок – совокупность автоматически действующих норм и правил поведения внутри организации.