Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:10, курс лекций

Описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

мнджмнт.doc

— 473.00 Кб (Скачать документ)
  1. Осуществимость
  2. Результативность
  3. Своевременность
  4. Экономическая эффективность

Принятие управленческого  решения связано с затратами (силы, время, деньги). Т.о., в ходе подготовки управленческого решения необходимо точно определить величину затрат, величину конкретных ресурсов (особенно, время) и источники их покрытия.

 Для качественной оценки используются показатели экономической  эффективности – частные и  общие.

 Частные характеризуют эффективность решений с одной стороны (эффективность использования живого труда, оборотного и основного капитала. Такие показатели используются для анализа).

 Выбор показателей экономической эффективности требует применения показателей сравнительной экономической эффективности (коэффициент годовой экономической эффективности при использовании 1 альтернативы)

 
 
Методы  принятия управленческих решений.

 Метод Дельфи.

 Это многоуровневое анкетирование, где руководитель объявляет проблему и позволяет подчиненным формулировать альтернативы. Одна группа - без аргументов, другие группы, остальные 6 групп - с аргументами. Проверяет группа экспертов.

 И выбирается одна альтернатива. Выбор происходит в  условиях определённости / риска / неопределённости. Для принятия управленческого решения необходимо знание этих условий.

 Метод номинальной  групповой техники. Построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций. Все члены группы, собравшиеся для принятия решений, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются всеми членами группы без обсуждения и критики. После этого, каждый член группы в письменном виде проставляет друг другу ранги. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинства метода: не ограничивает индивидуальные решения и предоставляет возможность каждому участнику обосновать решения.

 Метод мозгового штурма (Алекс Осборн, 1938 г.) - используется при необходимости принятия экстренного решения. При мозговом штурме - неограниченная дискуссия в группах 5-15 человек, либо в одиночестве.

 
 
Личность  и качества менеджера.

 Менеджер –  человек, который принимает решения и несёт ответственность за их выполнения. Кто производит, тот не управляет. А кто управляет, тот не производит. Основное качество менеджера – умение чётко определять цели и возможность их достигать. Все функции управления предполагают принятие решений, важнейшая - постановка цели. Для подготовки решений необходим сбор и обработка информации.

 
 
Делегирование полномочий и ответственности.

 Делегирование полномочий – это всегда постановка целей  перед кем-то, и одновременно предоставление ему средств ее достижения при ответственности за получение качественных результатов. Цель указывает тот, кто её знает и умеет формулировать.

 
 
Решетка Р. Блейка.

 Решётка Роберта  Блейка - столкновение двух силовых линий.  

    1.9               9.9
                     
                     
                     
            5.5        
                     
                     
                     
    1.1               9.1

 ↑Внимание к коллективу*

 →Внимание к результату производства**

 ** ведёт к максимальному объёму. Цели – максимальный объём прибыли и снижении издержек производства.

 * нацелена на человека. Нацелена на то, чтобы условия труда отвечали его потребностям и желаниям.

 Между этими двумя  линиями есть противоречие и образуется минимальное поле, которое может  быть разграфлено.

 Роберт Блейк  выделил 9 градаций на каждой линии. Что  позволило определить 5 характерных типов управленческого поведения.

 Стиль руководства  условно обозначен цифрами: 1.1, 1.9. 5.5, 9.1, 9.9.

 Руководитель  каждого типа обладает определенным набором качеств.

 1.1 - минимальное внимание к результатам производства и к коллективу.

 1.9 - заинтересованное внимание к человеческим нуждам и создаёт дружественную атмосферу в коллективе.

 9.1 – достигается  крупный производственный результат  без внимания к коллективу.

 9.9 – высокие  результаты получают заинтересованные  сотрудники, которые преследую совместную цель.

 5.5 – середина, склонность к компромиссам, тормозит стремление к оптимистическим взглядам.

 
 
Понятие власти.

 Власть – право, которым обладает человек вследствие такого служебного положения в организационной структуре, не имеет определённого лица, носит межличностных характер.  Связана с такими факторами как сила и влияние. Она необходима как средство осуществления миссии организации.

 
 
Понятие авторитета.

 Авторитет –  умение человека добиться выполнения задач не только с использованием имеющейся у него власти, а также путём оказания влияния на других людей. Авторитет – это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчинённых, вышестоящего руководства и коллег по работе.

 Лидер (формальный и неформальный).

 
 
Классификация Френча и Рейвена.

 5 основных форм  власти:

 -Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что руководитель имеет возможность наказать таким образом, который помешает удовлетворению личных потребностей.

 -Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что руководитель имеет возможность удовлетворять насущные потребности или доставить удовольствие.

 -Экспертная власть. Исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые помогают удовлетворить потребности.

 -Эталонная власть (власть – пример). Руководитель служит примером для других.

 Исполнитель верит, что руководитель дает распоряжения, которые обязан выполнять.

 
 
Эволюция  развития современного менеджмента. (см Россию и за рубежом).

 
 
Проблемы  и перспективы  развития менеджмента  в России.

 Этапы развития российского менеджмента:

  1. Ранний период (1984-1992) - появление менеджеров-антрепренеров,  которые обучали управлению коллективами.

  2. 1992-1998. Производственно-хозяйственные  связи на территории бывшего  СССР разрушены, требовались новые источники сырья, комплектующих, новые рынки сбыта. Для новых условий нужен новый тип управленцев. Четкое разделение менеджеров на три типа: хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.

  3. С 1998. Возникают  профессиональные менеджеры в  таких сферах, как: консалтинговые и инвестиционные услуги, фондовый рынок и тд.

  4. Будущее. Увеличение  доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически  во всех отраслях и сферах  производства и обслуживания. Замена  старых управленцев-хозяйственников  на менеджеров нового поколения, умеющих создавать систему из отдельных сфер управленческой деятельности.

 
 
Проблемы  и перспективы  развития менеджмента  за рубежом.

 В настоящее время  развитие менеджмента подвержено значительному  влиянию 2х тенденций – интернационализации и глобализации.

 Процесс интернационализации  сопровождается возрастанием количества и емкости географических рынков, на которых действуют хозяйствующие  субъекты. Интернационализация охватывает все мировое пространство.

  Процесс глобализации  проявляется в преобладании международных трансакций хозяйствующего субъекта над внутренними национальными. Глобализация - более высокий уровень развития интернационализации, которая предполагает функциональную интеграцию экономической деятельности.

  Признаки  глобализации:

  -рост иностранных  инвестиций

  -увеличение  внутрихозяйственных уровней специализации  и кооперирования

  -горизонтальная  и вертикальная интеграция

  Все это  создает однородную систему менеджмента,  расширяет контакты между менеджерами  разных стран.

  Однако у менеджеров разных стран свои стили менеджмента - подход к принятию управленческих решений.

  1. Культурные  различия

  А. Уровень  контекстов культуры.

  -культура высокого  контекста (часть информации невербальна,  неявна, закрыта от непосвященных)

  -культура низкого контекста (есть дистанция между индивидами, поэтому вся информация должна быть вербальной).

  Б. Отношение  к конфликту

  -возможность  перехода на новую стадию развития

  -угроза социальной  гармонии

  В. Отношения  к изменениям и позиция индивида

  - положительное

  - отрицательное

  Г. Отношение  к времени

  - ценный дефицитный  ресурс

  - неиссякаемый  потенциал

  2. Институциональные  различия

  А. Государственная  структура и политика

  -доля гос.  сектора

  -степень гос.  поддержки

  -степень гос.  регулирования экономических отношений

  -уровень разделения  экономического риска

  Б. Финансово-экономическая  система

  В. Система  трудовых отношений

 
 
Цели  менеджмента и  критерии оценки его  эффективности.

      Цели менеджмента направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления и стратегии развития:

  -более глубокое  проникновение на освоенные демографический  и географические рынки со  старой продукцией и услугами

  -проникновение  на новые географические и демографические рынки со старыми товарами

  -разработка  и производство новых товаров  для старых и новых рынков.

  Таким образом,  цели менеджмента вторичны по  сравнению с целями хозяйствующего  субъекта. Однако формулировка и  тех и других отличается незначительно.

  Деятельность  хозяйствующего субъекта должна  быть целесообразной.

  Эффективность  управления в первую очередь  определяется эффективностью функционирования  управляющей подсистемы, где главная  роль отводится кадрам управления. От того, как эффективно используются кадры управления, как эффективно ими принимаются и реализуются управленческие решения, будет зависеть эффективность всей системы управления.

  В настоящее  время существует целый ряд  в той или иной степени обоснованных  методик по определению эффективности управленческого труда, в основе большинства соотношение общего результата деятельности предприятия (объем товарной продукции/рентабельность/прибыль) к численности той или иной части работников управления. Но такой подход не очень хорошо отражает эффективность. Экономические показатели и процессы всеми трактуются по-разному, влияние управленцев на прибыль косвенное и тд.

  Под эффективностью  функционирования органа управления  необходимо понимать соотношение  между результатами его деятельности, направленной на достижение разнообразных целей объекта управления и затратами ресурсов, связанных с осуществлением этой деятельности, учитывая степень достижения поставленных целей.  

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"