Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 09:10, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Менеджмент".
Принятие управленческого решения связано с затратами (силы, время, деньги). Т.о., в ходе подготовки управленческого решения необходимо точно определить величину затрат, величину конкретных ресурсов (особенно, время) и источники их покрытия.
Для качественной оценки используются показатели экономической эффективности – частные и общие.
Частные характеризуют эффективность решений с одной стороны (эффективность использования живого труда, оборотного и основного капитала. Такие показатели используются для анализа).
Выбор показателей экономической эффективности требует применения показателей сравнительной экономической эффективности (коэффициент годовой экономической эффективности при использовании 1 альтернативы)
Метод Дельфи.
Это многоуровневое анкетирование, где руководитель объявляет проблему и позволяет подчиненным формулировать альтернативы. Одна группа - без аргументов, другие группы, остальные 6 групп - с аргументами. Проверяет группа экспертов.
И выбирается одна альтернатива. Выбор происходит в условиях определённости / риска / неопределённости. Для принятия управленческого решения необходимо знание этих условий.
Метод номинальной
групповой техники. Построен на принципе
ограничений межличностных
Метод мозгового штурма (Алекс Осборн, 1938 г.) - используется при необходимости принятия экстренного решения. При мозговом штурме - неограниченная дискуссия в группах 5-15 человек, либо в одиночестве.
Менеджер – человек, который принимает решения и несёт ответственность за их выполнения. Кто производит, тот не управляет. А кто управляет, тот не производит. Основное качество менеджера – умение чётко определять цели и возможность их достигать. Все функции управления предполагают принятие решений, важнейшая - постановка цели. Для подготовки решений необходим сбор и обработка информации.
Делегирование полномочий – это всегда постановка целей перед кем-то, и одновременно предоставление ему средств ее достижения при ответственности за получение качественных результатов. Цель указывает тот, кто её знает и умеет формулировать.
Решётка Роберта Блейка - столкновение двух силовых линий.
1.9 | 9.9 | |||||||
5.5 | ||||||||
1.1 | 9.1 |
↑Внимание к коллективу*
→Внимание к результату производства**
** ведёт к максимальному объёму. Цели – максимальный объём прибыли и снижении издержек производства.
* нацелена на человека. Нацелена на то, чтобы условия труда отвечали его потребностям и желаниям.
Между этими двумя линиями есть противоречие и образуется минимальное поле, которое может быть разграфлено.
Роберт Блейк выделил 9 градаций на каждой линии. Что позволило определить 5 характерных типов управленческого поведения.
Стиль руководства условно обозначен цифрами: 1.1, 1.9. 5.5, 9.1, 9.9.
Руководитель каждого типа обладает определенным набором качеств.
1.1 - минимальное внимание к результатам производства и к коллективу.
1.9 - заинтересованное внимание к человеческим нуждам и создаёт дружественную атмосферу в коллективе.
9.1 – достигается
крупный производственный
9.9 – высокие
результаты получают
5.5 – середина, склонность к компромиссам, тормозит стремление к оптимистическим взглядам.
Власть – право, которым обладает человек вследствие такого служебного положения в организационной структуре, не имеет определённого лица, носит межличностных характер. Связана с такими факторами как сила и влияние. Она необходима как средство осуществления миссии организации.
Авторитет – умение человека добиться выполнения задач не только с использованием имеющейся у него власти, а также путём оказания влияния на других людей. Авторитет – это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчинённых, вышестоящего руководства и коллег по работе.
Лидер (формальный и неформальный).
5 основных форм власти:
-Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что руководитель имеет возможность наказать таким образом, который помешает удовлетворению личных потребностей.
-Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что руководитель имеет возможность удовлетворять насущные потребности или доставить удовольствие.
-Экспертная власть. Исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые помогают удовлетворить потребности.
-Эталонная власть (власть – пример). Руководитель служит примером для других.
Исполнитель верит, что руководитель дает распоряжения, которые обязан выполнять.
Этапы развития российского менеджмента:
1. Ранний период
(1984-1992) - появление менеджеров-
2. 1992-1998. Производственно-хозяйственные
связи на территории бывшего
СССР разрушены, требовались
3. С 1998. Возникают профессиональные менеджеры в таких сферах, как: консалтинговые и инвестиционные услуги, фондовый рынок и тд.
4. Будущее. Увеличение
доли профессиональных
В настоящее время
развитие менеджмента подвержено значительному
влиянию 2х тенденций –
Процесс интернационализации
сопровождается возрастанием количества
и емкости географических рынков,
на которых действуют
Процесс глобализации проявляется в преобладании международных трансакций хозяйствующего субъекта над внутренними национальными. Глобализация - более высокий уровень развития интернационализации, которая предполагает функциональную интеграцию экономической деятельности.
Признаки глобализации:
-рост иностранных инвестиций
-увеличение
внутрихозяйственных уровней
-горизонтальная и вертикальная интеграция
Все это
создает однородную систему
Однако у менеджеров разных стран свои стили менеджмента - подход к принятию управленческих решений.
1. Культурные различия
А. Уровень контекстов культуры.
-культура высокого
контекста (часть информации
-культура низкого контекста (есть дистанция между индивидами, поэтому вся информация должна быть вербальной).
Б. Отношение к конфликту
-возможность
перехода на новую стадию
-угроза социальной гармонии
В. Отношения
к изменениям и позиция
- положительное
- отрицательное
Г. Отношение к времени
- ценный дефицитный ресурс
- неиссякаемый потенциал
2. Институциональные различия
А. Государственная структура и политика
-доля гос. сектора
-степень гос. поддержки
-степень гос. регулирования экономических отношений
-уровень разделения экономического риска
Б. Финансово-экономическая система
В. Система трудовых отношений
Цели менеджмента направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления и стратегии развития:
-более глубокое
проникновение на освоенные
-проникновение на новые географические и демографические рынки со старыми товарами
-разработка и производство новых товаров для старых и новых рынков.
Таким образом,
цели менеджмента вторичны по
сравнению с целями
Деятельность
хозяйствующего субъекта
Эффективность
управления в первую очередь
определяется эффективностью
В настоящее
время существует целый ряд
в той или иной степени
Под эффективностью
функционирования органа