Курс лекций по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция

Описание

Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.

Содержание

Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)
ype="1">
  • Линейные – в чистом виде в бизнесе не встречаются, ее можно наблюдать как элемент организационной структуры.
    • Здесь существует только линейные отношения и линейный персонал

      Например:      цех                       Начальник цеха

                      нач. уч.1                                нач. уч. 2                        нач. уч. 3 

        мастер 1       мастер 2             мастер 1           мастер 2     мастер 1      мастер 2 

      бригадиры 

    Достоинства: простота управления.

    Недостатки: инерционность (неподвижность), чрезмерная бюрократизация. 

    1. Функциональные  – характерны для небольших предприятий, они имеют функциональные отношения и функциональный персонал

      Например:                                        Директор

                               менеджер                менеджер                главный бухгалтер

                         по производству    по коммерческим

                                                                вопросам

      Достоинства: простота организации, невысокая степень бюрократизации

      Недостатки: не приемлема для больших предприятий

    1. Линейно-функциональная - самая распространенная. В ней имеются линейные, функциональные, штабные отношения и персонал.

      Например:                                            
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    Достоинства: простота управления персоналом

    Недостатки: её бюрократичность, негибкость, сложность её перестройки, сложность построения эффективных коммуникаций.

    1. Дивизиональная структура – строится по типу линейно-функциональной структуры.

    Например, продуктовая структура. В этой структуре выделяются подсистемы, связанные с производством того или иного продукта. Здесь есть линейные, функциональные и штабные отношения и персонал. Такой вид структур применим для крупных многопрофильных компаний и является переходной от бюрократических к органическим структурам.

       
       
       
       
       
       
       

    Достоинства: гибкость

    Недостатки: дублирование функций, громоздкость структуры управления 

    Органические структуры

    1. проектная и матричная

      Эти виды структур в чистом виде существуют в научных организациях. В сфере  бизнеса их можно исполнить в рамках линейно-функциональной структуры 
       
       
       
       
       
       
       
       

          Создается проект, назначается его руководитель и набирается рабочая группа по исполнению проекта из необходимых служб. После реализации проекта группа распускается.

          Достоинства: гибкость, мобильность, адаптивность, координируют деятельность всей организации, т.к. появляется горизонтальное управление.

          Недостатки: нарушение принципа единоначалия, что требует дополнительных усилий по организации персонала.

          Этот  недостаток может быть устранен с  помощью хорошо составленной должностной  инструкции.

    1. Проблемно – целевая структура.

          Формирование начинается с формировки цели и проблем, возникающих при их реализации начиная с верхнего уровня управления к нижнему. Каждое подразделение в этой структуре имеет свою цель и программу действий

       
       
       
       
       
       
       
       

          При необходимости появляются новые  подразделения, другие которые выполнили свои задачи закрываются.

          Достоинства: экономичность.

          Недостатки: сложность, связанная с открытием или с закрытием каких-либо подразделений.

    1. Бригадная – бригадная форма организации труда.

          Под бригадной формой понимается объединение  рабочих, специалистов, управленцев, обладающих производственной самостоятельностью и независимостью и полностью отвечающих за результат своей деятельности.

    Пример: фирма  Боинг:

          Создано около 200 многофункциональных бригад, состоящих из специалистов технического, производственного, финансового профиля. В этой структуре четыре уровня.

          Верхний представляет управленческая бригада, в которую входит 5-6 менеджеров, каждый из них несет ответственность за определенное крупное направление разработок.

          На 2 уровне 25-30 бригад с 2 руководителями. 1 руководитель отвечает за технические вопросы, а другой за производственные. Эти бригады координируют около 200 бригад 3 уровня, которые занимаются разработкой и производством тех или иных частей самолета.

          Бригады 3 уровня состоят из 5-15 человек специалистов различного профиля.

          Четвертый уровень введен для координации деятельности по горизонтали. Они представляют собой 5 интеграционных бригад, в каждой из которых входят около 15 представителей из рабочих групп.

       
       
       
       
       

    4. Структуры будущего – это органические структуры, основанные на информационных системах управления

      Виды:

          - Эдхократические – предназначается для использования в наукоемких отраслях с высокой и сложной технологией. Работники предприятия – высоко квалифицированные специалисты. Линейные и функциональные отношения носят неформальный характер.

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

         

          - Многомерная организация – является дальнейшим развитием матричной организации. Имеет три измерения:

        • Производство
        • Ресурсное обеспечение
        • Распределение

          Графически  можно представить в виде кубика-рубика.

          Основной  многомерной организацией является автономная рабочая группа, направленная на определенный сегмент рынка, обладающая хозяйственной самостоятельностью.

          - Партисипативная организация – изобретение японской школы менеджмента. Привлечение работников к управлению через делигирование полномочий.

          - Предпринимательская организация – организация, ориентированная на рост и рассчитывающая на имеющиеся возможности, чем на контролирующие ресурсы. Её деятельность осуждается на краткосрочной и поэтапной основе на условиях аренды, привлечений инвестиций и использование консультантов. 
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     

          - Организация, ориентированная на рынок. Эта организация                   ориентированна на процессы взаимоотношения с потребителями и является комбинацией перечисленных структур будущего. 

       
       
       
       
       
       
       
       
       

      2.5 Параметры организационной структуры 

            1) Норма управляемости (диапазон управления) – количество подчиненных одному руководителю.

      Таблица

      Нормы управляемости. 

      уровень управления Тип производства
      особо сложная сложная и  простая
      массовое и крупносерийное серийное единичное и мелкосерийное Массовое и крупносерийное Серийное единичное и мелкосерийное
      высший 5 4 3 6 5 4
      низкий 11 9 7 15 13 11
     

          2) Иерархичность – количество уровней управления, рекомендуется до 5. Диапазон управления и иерархичность между собой находятся в обратной зависимости. Появление нового уровня управления снижает диапазон управления.

          3) Степень централизации и децентрализации принятия решений. Определяется по количеству решений, принимаемых на верхних уровнях управления. Каждый предприниматель определяет свою степень централизации.

          Достоинства централизации: улучшает контроль и организацию, улучшает количество и масштабы ошибок, децентрализация: право на принятие решений дается тому, кто ближе всех стоит к проблеме, появляется вероятность эффективного решения.

          Децентрализация достигается путем делигирования полномочий, т.е. процесс передачи полномочий на нижестоящие уровни.

          4) Департаментализация – количество подразделений на предприятии. Определяется первым и вторым партнерами.  

      2.6 Факторы, определяющие сложность организации структуры:

      • Объем продаж – усложняет
      • Номенклатура продукции – усложняет
      • Показатель унификации – упрощает
      • Сложность продукции – усложняет
      • Масштаб производства – упрощает
      • Специализация – упрощает
      • Концентрация – усложняет
      • Комбинированное производство – усложняет
      • Развитие инфраструктуры региона – упрощает
     

          2.7 Требование к построению организационной структуры:

          - Организационная структура должна соответствовать производственному процессу и производственной структуре предприятия.

          - Должны соблюдение параметров организационной структуры.

          - Наличие эффективной системы коммуникаций.

          - Структура должна быть мобильной, т.е. способной быстро реагировать, гибкой и адаптивной. 

          2.8 Организационно-правовые  формы предприятий

    1. Коммерческие: Цель: получение прибыли
    2. Не коммерческие: Цель: социальная
    3. Физические (индивидуальный предприниматель) и юридические лица:
      1. – товарищества – полное товарищество и товарищество на вере;
      2. общества – закрытое (ЗАО), открытое (ОАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО);
      3. государственные унитарные предприятия (ГУП);
      4. производственные кооперативы (ПК).

      Таблица

      Организационно-правовые формы предприятий

    Организ-провавая форма Учредители Ответственность Источники образования имущества Дополнительные  сведения
    Индивидуальный предприниматель любой гражданин России отвечает своим  имуществом собственные средства подлежит государственной регистрации
    Полное  товар-во граждане, индивидуальные предприниматели, государственные органы солидарная, субсидиарная вклады участников учредительный договор, передача вкладов осуществляемых с согласия участников
    Товар-во на вере полные товарищества, командисты солидарная, по вкладу вклады участников учредительный договор, командисты могут все
    ООО граждане и юридические  лица солидарная, субсидиарная вклады участников учредительный договор, устав
    ОДО граждане и юридические  лица субсидиарная вклады участников учредительный договор, устав
    ОАО граждане и юридические  лица в пределах пакета акций продажа акций устав для создателей предприятия, свободная продажа  акций
    ЗАО граждане и юридические  лица в пределах пакета акций продажа акций определенному кругу лиц устав для создателей предприятия, продажа акций с  согласия акционеров
    ГУП федеральные и муниципальные имущество предприятия бюджет и вклады предпринимателей устав деятельности осуществляется на основе хозяйственного введения и оперативного управления
    ПК физические и  юридические лица не больше 5 солидарная по вкладу вклады наличие устава, участие  в деятельности кооператива

    Информация о работе Курс лекций по "Основы менеджмента"