Курс лекций по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция

Описание

Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.

Содержание

Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)
 

Тема 3. Планирование

      Планирование – форма общественной практики людей, являющаяся одной из функций управления – приоритетной, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности и проверки выполнения. 

      3.1 Виды планов 

      Формы планирования многообразны. Они определяются многоаспектностью управления. В  частности, различают:

      а) отраслевой, региональный, социальный, научно-технический, экологический, финансовый и другие аспекты планирования;

      б) в зависимости от уровней планирования, такие его уровни, как: межстрановый, общегосударственный, региональный (субъектов Федерации), уровень хозяйствующих субъектов (коммерческих и других рыночных организаций);

      в) в зависимости от горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное, текущее;

      г) в зависимости от круга решаемых проблем: стратегическое и тактическое.

         д) по функциональным областям  деятельности предприятия: финансовые, производственные,  снабженческие, сбытовые и т.д. (см. табл.)

      Система планирования должна включать все виды планов и разрабатываться должна сверху вниз. 

Таблица

Основные  типы планирования

Тип планирования Идеалы Цели Задачи Средства Ориентация
Тактическое Заданы Заданы Выбираются Выбираются Инактивизм
Операционное Заданы Заданы Заданы Выбираются Реактивизм
Нормативное Выбираются Выбираются Выбираются Выбираются Интерактивизм
Стратегическое Заданы Выбираются Выбираются Выбираются Преактивизм
 

Таблица

Классификация систем планирования

Классификационный признак Тип системы

планирования

Примечание
Общая ориентация планирования Интерактивное

Преактивное

Инактивное

Реактивное

 
Временной горизонт планирования Долгосрочное (перспективное или стратегическое)

Среднесрочное (тактическое)

Кратковременное

Оперативное

10-20 лет  и выше 
 

до 5 лет 

1 г.;0,5 г.; 3 м-ца, неделя, день, час

Централизация плановых функций Централизованное

Децентрализованное

Характеризуется иерархией функций

Самостоятельность в принятии решений

Целевая направленность планов Нормативное, Стратегическое, Тактическое, Операционное  
Технология  формирования планов Дискретное 

Скользящее (непрерывное)

Планы на определенный период времени

Формируются переходные планы

Характер  функциональных связей Интегрированное 

Локальное

Вертикальная или горизонтальная координация планов

Автономизация планов

Методология разработки планов Функциональное 
 

Ситуационное

Предполагает  традиционное формирование планов в разрезе функций управления

Предусматривает разработку возможных сценариев развития и системы альтернативных планов

Характер  планируемых показателей Директивное 

Индикативное

Планы носят  обязательный характер, выполнение контролируется

Планы содержат важнейшие позиции и показатели, которые носят в основном рекомендательный характер

Объект  планирования Макроэкономическое 

Микроэкономическое

Объектом планирования является национальная экономика в целом и ее структурные подразделения

Объектом  планирования является деятельность хозяйствующего субъекта

 

      Реактивизм  – ориентация на прошлое. При использовании реактивного планирования формирование плана осуществляется на основе достигнутых в прошлом результатов. Процедура планирования реализуется по схеме "снизу вверх", а руководство и управление этим процессом осуществляется "сверху вниз".

      Достоинством  реактивного подхода к планированию является учет прошлого опыта, преемственность плановых решений. К недостаткам реактивного планирования можно отнести следующее:

      - отсутствие взаимодействия между  структурными элементами систем  планирования;

      - снижение общей эффективности  хозяйственной деятельности организаций;

      - бюрократизация систем управления.

      Инактивизм – ориентация на настоящее. При инактивном планировании наблюдается стремление сохранить существующее положение хозяйственных структур.

      Основным недостатком инактивного подхода к планированию является отсутствие инноваций, неспособность приспосабливаться к изменениям среды, ограничение самостоятельности и творческого потенциала персонала.

      Преактивизм – ориентация на будущее. Планирование заключается в прогнозировании будущих изменений внешней среды и внутренней деятельности субъектов планирования. При этом процедура планирования осуществляется "сверху вниз". Недостатки преактивного подхода к планированию - слабое использование накопленного опыта, чрезмерное увлечение методами исследования будущего.

      Интерактивизм - ориентация на взаимодействие. Методология планирования основана на "проектировании" желаемого будущего и изменении путей его построения. При этом интерактивное планирование ближе к идеальной, чем к практической модели управления и планирования, поскольку более вероятностным способом планирования будущего является не проектирование его, а адаптация, эффективное приспособление хозяйственных субъектов к условиям будущего. 

      Термин  «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. 

3.2 Стратегическое планирование

      Определение

      Для того чтобы дать развернутое определение  стратегического управления, сравним  это управление с преимущественно  оперативным (назовем его обычным управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией.

      Таблица

      Сравнение оперативного и стратегического  управления

Характеристика Оперативное управление Стратегическое  управление
Миссия, предназначение Производство  товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации Выживание организации  в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц
Объект  концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне  организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Учет  фактора времени Ориентация  на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация  на долгосрочную перспективу
Основа  построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы  информационного обеспечения, рынок
Подход  к управлению персоналом Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия
Критерий  эффективности управления Прибыльность  и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения
 

      Обобщая рассмотренные особенности стратегического  управления и приведенные определения, будем понимать стратегическое управление следующим образом.

      Стратегическое  управление – это  такое управление организацией, которое  опирается на человеческий потенциал как  основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

      Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

      Согласно  Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

      Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение – ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

      Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

      Внутренняя  координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

      Осознание организационных  стратегий. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.

Информация о работе Курс лекций по "Основы менеджмента"