Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 15:49, курсовая работа
Предметом исследования является анализ маркетинга как специфической функции управления на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный комбинат».
Целью данной курсовой работы является анализ маркетинга как специфической функции управления и пути совершенствования маркетинговой деятельности.
Введение.....................................................................................................................4
1. Маркетинг как системообразующая функция управления ..............................6
1.1. Содержание маркетинговой деятельности …..…………………………...6
1.2. Маркетинг как специфическая функция управления ………….….........11
1.3. Организационные структуры служб маркетинга ...………………..…..14
2. Общая характеристика промышленного предприятия Вилейский
филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………..…17
2.1. Организационно-экономическая характеристика Вилейского
филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……………….…..17
2.2. Организация службы маркетинга на Вилейском филиале
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………………………..…26
2.3. Анализ деятельности службы маркетинга и других
организационных структур предприятия Вилейского филиала
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………….……..................31
3. Пути повышения эффективности маркетинга как специфической
функции управления на Вилейском филиале ОАО«Молодечненский молочный комбинат» ………………………………………………..…….……..41
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности за счет
рекламных мероприятий на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский
молочный комбинат» ……………………..……………………………..….…41
3.2. Совершенствование маркетинговой деятельности за счет материального стимулирования на Вилейском филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……… …………..………………….44
Выводы и предложения …..…………………………………………………….49
Список использованной литературы …………………………………………....51
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
менеджмента и
маркетинга
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Менеджмент»
на тему:
Маркетинг как специфическая
функция управления
на предприятии (на примере
Вилейского филиала
ОАО «Молодечненский
молочный комбинат»
Студентка
Руководитель
курсовой работы
МИНСК
2010
РЕФЕРАТ
Тема
курсовой работы: «Маркетинг как специфическая
функция управления на предприятии (на
примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский
молочный комбинат».
51
с.: Табл. 13. Библиогр. 12 назв.
Ключевые
слова: Маркетинг, маркетинговая деятельность,
потребительский спрос, маркетинговая
программа, изучение рынка, конкурент,
реклама, рынки сбыта.
Объект
исследования: Вилейский филиал ОАО
«Молодечненский молочный комбинат».
В
работе проведен дана оценка маркетингу
как систематизирующей функции управления,
проведен анализ деятельности службы
маркетинга, выявлены пути повышения эффективности
маркетинга как специфической функции
управления.
Область
возможного практического применения
проведенных исследований: Приведенные
практические исследования возможно применять
на всех предприятиях Республики Беларусь,
которые производят продукцию, сами ее
реализовывают.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней цифровой материал правильно
и объективно отражает состояние исследуемой
проблемы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... 1. Маркетинг
как системообразующая функция управления
.............................. 1.1. Содержание маркетинговой деятельности …..…………………………...6 1.2. Маркетинг как специфическая функция управления ………….….........11 1.3. Организационные структуры служб маркетинга ...………………..…..14 2. Общая характеристика промышленного предприятия Вилейский филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………..…17 2.1. Организационно-экономическая характеристика Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……………….…..17 2.2. Организация службы маркетинга на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………………………..…26 2.3. Анализ деятельности службы маркетинга и других организационных структур предприятия Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………….……..................31 3. Пути повышения эффективности маркетинга как специфической функции управления
на Вилейском филиале ОАО« 3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности за счет рекламных мероприятий на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный
комбинат» ……………………..………………………… 3.2. Совершенствование маркетинговой деятельности за счет материального стимулирования на Вилейском филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……… …………..………………….44 Выводы и предложения …..…………………………………………………….49 Список использованной литературы …………………………………………....51 Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
За
последние несколько лет
В настоящее время не одно предприятие
в системе рыночных отношений не может
нормально функционировать без маркетинговой
службы на предприятии. И полезность маркетинга
с каждым моментом все возрастает. Это
происходит потому, что потребности людей,
как известно, безграничны, а ресурсы предприятия
ограничены. Каждый субъект имеет свои
потребности, удовлетворить которые не
всегда качественно удается. К каждому
необходим свой индивидуальный подход.
Поэтому, в новых условиях выживает то
предприятие, которое может наиболее точно
выделять и улавливать разнообразие вкусов.
Этому и способствует маркетинг.
Далеко не все руководители имеют сейчас
четкое представление о рынке и о тех трудностях,
с которыми они могут столкнуться. В условиях
централизованного планирования, осуществляя
поставки выпускаемой продукции, руководители
не задумывались о сбыте: сбытовая сеть,
торговля были обязаны ее принять. Бюджет
покрывал издержки неэффективных производств,
финансировал капитальное строительство.
Главной задачей руководителей предприятий
являлось неукоснительное выполнение
планов, в разработке которых они практически
не принимали участия.
В условиях рынка торговая сеть может
отказаться от продукции, государство
не покрывает убытки, банки диктуют свои
условия при выдаче кредитов, появляется
конкуренция, присущая рынку. Предприятие,
не приспособленное к рыночным отношениям,
может, таким образом, быстро обанкротиться.
Чтобы избежать этого, специалистам в
области хозяйственной деятельности необходимо
осваивать методы и технику управления
в условиях рыночных отношений.
В
современной Республике Беларусь маркетинг
только еще начинает развиваться, поэтому
опыт маркетинговой деятельности отечественных
предприятий весьма ограничен. При
этом часто руководствуются принципом
«продать, что берут, и за любую цену».
Это, безусловно, противоречит самой идее
маркетинга.
Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо разрабатывать больше альтернативных вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга.
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве, нужном потребителю. Именно поэтому маркетинг, как совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний.
Интерес к такой многоаспектной и нынче столь актуальной теме как маркетинг, а надо отметить, что с каждым годом он становится все большим, если не сказать глобальным, растет не только в пределах отдельно взятой страны, но и в мире в целом. Это объясняется тем что, маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
На
данный момент существует масса всевозможной
литературы по маркетингу, в западных
странах накоплен огромный многолетний
опыт по функционированию системы маркетинга.
Но в связи с тем, что маркетинг в
Беларуси функционирует в специфических
условиях, сегодня очень мало монографий
отечественных авторов по маркетингу,
в которых можно было бы найти грамотные,
глубоко продуманные, просчитанные предложения
по созданию именно белорусской маркетинговой
системы, отвечающей нашим реалиям.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный комбинат».
Предметом исследования является анализ маркетинга как специфической функции управления на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный комбинат».
Целью
данной курсовой работы является анализ
маркетинга как специфической функции
управления и пути совершенствования
маркетинговой деятельности.
1.
МАРКЕТИНГ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ
ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить предприятию получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке.
Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю. Потребитель выдвигает свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспособности продукции. Отсюда:
- производитель уже целенаправленно ставит задачи перед научно-техническими разработками, требуя, чтобы их проекты отвечали определенным условиям, рассчитывает ориентировочно издержки производства, уровень цены, определяет наиболее рациональную технологию производства, включая межфирменное и внутрифирменное кооперирование.
Требования к продукту, диктуемые потребителем, обусловливают необходимость использования наиболее оптимальных структур управления, сочетания в управлении принципов централизации и децентрализации, более полного учета требований потребителей в производственной программе, обеспечения ускорения научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности, осуществления программно-целевого подхода к выработке и принятию управленческих решений. При этом остро встает задача обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях управления таких функций, как маркетинг, планирование, контроль, организация, руководство. Особое значение приобретают стимулирование производства новых видов продукции, усиление роли договорных отношений и заключение контрактов, где заранее фиксируются все обязательства поставщика продукции, возлагаемые на него покупателем.
Осуществление маркетинговой деятельности выступает как объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирования предприятия в целом и ее хозяйственных подразделений.
Маркетинговая деятельность предприятия направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.