Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является анализ маркетинга как специфической функции управления на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный комбинат».

Целью данной курсовой работы является анализ маркетинга как специфической функции управления и пути совершенствования маркетинговой деятельности.

Содержание

Введение.....................................................................................................................4
1. Маркетинг как системообразующая функция управления ..............................6

1.1. Содержание маркетинговой деятельности …..…………………………...6

1.2. Маркетинг как специфическая функция управления ………….….........11

1.3. Организационные структуры служб маркетинга ...………………..…..14

2. Общая характеристика промышленного предприятия Вилейский

филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………..…17

2.1. Организационно-экономическая характеристика Вилейского

филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……………….…..17

2.2. Организация службы маркетинга на Вилейском филиале

ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………………………..…26

2.3. Анализ деятельности службы маркетинга и других

организационных структур предприятия Вилейского филиала

ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………….……..................31

3. Пути повышения эффективности маркетинга как специфической

функции управления на Вилейском филиале ОАО«Молодечненский молочный комбинат» ………………………………………………..…….……..41

3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности за счет

рекламных мероприятий на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский

молочный комбинат» ……………………..……………………………..….…41

3.2. Совершенствование маркетинговой деятельности за счет материального стимулирования на Вилейском филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……… …………..………………….44

Выводы и предложения …..…………………………………………………….49

Список использованной литературы …………………………………………....51

Работа состоит из  1 файл

КР МЕНЕДЖМЕНТ испр..doc

— 435.50 Кб (Скачать документ)

      - ОАО «Брестский  молочный  комбинат»

      - ОАО «Гродненский  молочный  завод»;

      - ОАО «Борисовский  молочный  комбинат»;

      - ОАО «Слуцкий  сыродельный   комбинат»;

      - ОАО «Копыльский  маслосырзавод»;

      - ОАО «Клецкий  маслодельный  комбинат»;

      - Молочные  заводы  г.Минска.

      Продукция  этих  предприятий  присутствует в  торговой  сети  г.Вилейки.       

      Продукция Вилейского филиала по объемам производства, ценам, качеству  продукции сопоставима  с продукцией конкурентов. 

      Для Вилейского филиала, как и для  других белорусских предприятий, наиболее сильными конкурентами являются российские производители, которые инвестируют значительные средства в модернизацию производства, объединяют в своей структуре все элементы производственной сети, обладают значительными финансовыми ресурсами. По мере развития сырьевой базы и снижения зависимости от импортного сырья эти заводы будут наращивать свои экспортные усилия, и выходить на рынки смежных стран, в том числе и на белорусский рынок.

      На  предприятии  цех  производства  молочной  продукции  состоит  из  следующих  участков:

      1.Приемно  – моечный  участок.

      2.Аппаратный  участок.

      3.Розливочный   участок.

      4.Участок   выработки  творога.

      5.Участок   производства  масла.

      6.Участок   по  производству  творога.

      7.Участок   по  производству  творожно – десертной  продукции.

      8.Участок   по  производству  казеина   технического.

      9.Участок   по  производству  заменителя  цельного  молока.

      На  предприятии  имеются  вспомогательные  участки:   ремонтно - механический,  энергетический,  строительный,  котельная,  компрессорная,  транспортный.  Завод обеспечивается  теплоэнергией от  собственной котельной.  Доставка  молока  производится  собственными  молоковозами.

      Производственные  мощности предприятия на 01.01.2009 г. представлены следующим образом: масло – 3 тонны в смену, цельномолочная продукция – 25,9 тонн в смену, кисломолочная продукция – 1,3 тонны в смену, сметана – 1,9 тонны в смену, творог – 1,4 тонны в смену, йогурт – 1,5 тонны в смену,  казеин технический – 0,8 тонны в смену.

      Производственные мощности предприятия характеризуются следующими показателями, приведенными в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2 - Характеристика проектных производственных мощностей

    Наименование  продукции Среднегодовая мощность, тн
Масло животное     1 800
Цельномолочная  продукция     15 540
Сметана     1 254
Творог (всех видов)     840
Йогурт     900
Творожные батончики в шоколадной глазури     240
Казеин  технический      594
Заменитель  цельного молока     240
 

    Показатели  использования среднегодовых производственных мощностей предприятия в 2007-2009гг. представлены в таблице 2.1.3. 

Таблица 2.1.3 - Динамика использования производственных мощностей, %

    Наименование  продукции 2007 2008 2009
Цельномолочная  продукция 84,3 88,7 85,8
Масло животное 92,9 97,8 88,0
Казеин  технический 99,4 97,8 98,7
 

      Показатели  использования мощностей отдельных  видов молочной продукции в 2009г.  представлены ниже:

      - сметана – 95,9%;

      - творог (всех видов) – 64,4%;

      - йогурт – 33,8%;

      - творожные батончики в шоколадной глазури – 19,6%;

      - заменитель цельного молока –  68,3%.

      Таким образом, практически полностью  загружены производственные мощности по казеину техническому, что говорит  об эффективном их использовании. Казеин пользуется повышенным спросом на внешних рынках, его производство и реализация выгодны для предприятия.

      Значительно недозагружены мощности по отдельным  видам ЦМП – йогуртам, творожным батончикам, творогу.

      Однако  стопроцентная загрузка мощностей  по отдельным видам молочной продукции нецелесообразна для предприятия из-за возникающей проблемы накопления остатков готовой продукции. Поэтому первостепенным является вопрос об организации сбыта готовой продукции.

     Списочная  численность работающих на Вилейском  филиале  по состоянию на 01.01.2010г.  составила  274  человека, из них 132  женщины.

      Структура кадров Вилейского филиала, характеризующая соотношение различных категорий, приведена в таблице 2.1.4. 

Таблица 2.1.4 - Структура кадров

Категория работников Количество, человек % от общего  числа работников
всего из них женщины категорий работников женщин
1 2 3 4 5
Руководители 16 9 5,8 3,3
Специалисты 22 16 8,0 5,8
Другие  служащие - - - -
Рабочие 236 107 86,1 39,1
Итого: 274 132 100,0 48,2
 

      Из  данных таблицы 2.1.4 можно сделать  вывод, что на предприятии управленческий аппарат имеет небольшой удельный вес в общей численности (5,8% от общего числа работников), основная доля приходится на рабочих (86,1%). Доля женщин в коллективе составляет 48,2% от общего числа работающих. В 2009г. существенных изменений в структуре кадров не ожидается.

      В целом, анализ структуры трудовых ресурсов показывает, что предприятие обеспечено необходимой рабочей силой в активном возрасте, с большим опытом работы, соответствующим уровнем образования и квалификацией для выполнения поставленных задач.

      Организационная  структура  предприятия  включает  в  себя  функциональные  блоки:

      - производственный  цех,  служба  главного  технолога,  служба  главного  механика,  служба  главного  энергетика,  инженер  по  качеству.  Руководит блоком главный  инженер;

      - транспортный  участок,  участок  по  ремонту  холодильного  оборудования  и  доильных  установок.  Руководит  блоком  заместитель  директора  по  транспорту;

      - материально-технический  склад.  Руководит  блоком  начальник   коммерческого  отдела;

     Все  вышеназванные  блоки  через  непосредственных  руководителей,  а  также  планово – экономический  отдел,  производственная  лаборатория,  бухгалтерия,  инспектор  по  кадрам,  юрисконсульт,  секретарь,  инженер по ОТ  подчиняются  директору  филиала. 

      Управление  Вилейским  филиалом осуществляется в соответствии с действующим  законодательством и Уставом  Общества на основе сочетания прав и интересов коллектива и собственника имущества.

      Органами  управления являются:

      - общее собрание акционеров общества;

      - наблюдательный совет;

      - дирекция и директор предприятия  (исполнительные органы).

      Контрольным органом Общества является ревизионная  комиссия.

      Полномочия  органов управления определены Уставом  комбината.

      Высшим  органом управления является общее  собрание акционеров, которое проводится не реже одного раза в год. Общее руководство деятельностью Общества в период между общими собраниями акционеров осуществляет наблюдательный совет. Члены наблюдательного совета для организации своей деятельности избирают председателя. Дирекция (коллегиальный исполнительный орган) и  директор (единоличный исполнительный орган) осуществляют текущее руководство деятельностью Общества.  Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях. Директор имеет право принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы общества, нанимает и увольняет работников и представляет общество в отношениях с государственными органами Республики Беларусь и других государств. 
 
 
 
 
 

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ВилейскоМ филиалЕ ОАО «Молодечненский молочный комбинат» 
 

     Отдел маркетинга является самостоятельным  подразделением Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» и подчиняется директору филиала и заместителю директора по коммерческим вопросам комбината. Отдел маркетинга был создан в 2003 году, при этом существовавший ранее отдел сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга. Уже один этот факт говорит о том, что произошло простое разделение функций снабжения и сбыта, а не организация отдела маркетинга как основополагающего подразделения предприятия.

     Служба  маркетинга создана с целью:

     -максимальной адаптации производства к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования предприятия;

     -воздействия  на рынок и потребительский  спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;

     -развития и поощрения на предприятии творческого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, и в первую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг;

     -обеспечение  целевого управления процессом производства:

     разработка – производство - реализация. 

     В отделе маркетинга работают 5 человек, структура отдела представлена на рисунке 2.2.1. 

     

       

           
 
 
 
 

     Рисунок 2.2.1 - Структура отдела маркетинга. 

     Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям. В отделе действуют пять должностных инструкций: 
- начальника отдела;

- ведущего экономиста  по сбыту;

- экономиста по сбыту;

- брокера торгового;

- товароведа.

     Данные  должностные инструкции были составлены несколько лет назад. В основном права, обязанности и ответственность  работников, оговариваемые в действующих инструкциях, соответствуют действительности и выполняются.

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат»