Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является анализ маркетинга как специфической функции управления на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный комбинат».

Целью данной курсовой работы является анализ маркетинга как специфической функции управления и пути совершенствования маркетинговой деятельности.

Содержание

Введение.....................................................................................................................4
1. Маркетинг как системообразующая функция управления ..............................6

1.1. Содержание маркетинговой деятельности …..…………………………...6

1.2. Маркетинг как специфическая функция управления ………….….........11

1.3. Организационные структуры служб маркетинга ...………………..…..14

2. Общая характеристика промышленного предприятия Вилейский

филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………..…17

2.1. Организационно-экономическая характеристика Вилейского

филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……………….…..17

2.2. Организация службы маркетинга на Вилейском филиале

ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………………………..…26

2.3. Анализ деятельности службы маркетинга и других

организационных структур предприятия Вилейского филиала

ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………….……..................31

3. Пути повышения эффективности маркетинга как специфической

функции управления на Вилейском филиале ОАО«Молодечненский молочный комбинат» ………………………………………………..…….……..41

3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности за счет

рекламных мероприятий на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский

молочный комбинат» ……………………..……………………………..….…41

3.2. Совершенствование маркетинговой деятельности за счет материального стимулирования на Вилейском филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……… …………..………………….44

Выводы и предложения …..…………………………………………………….49

Список использованной литературы …………………………………………....51

Работа состоит из  1 файл

КР МЕНЕДЖМЕНТ испр..doc

— 435.50 Кб (Скачать документ)

     - о целесообразности проведения определенных коммерческих операций, направленных на обеспечение сбыта конкретного продукта.

     Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов сбыта по каждому конкретному виду продукта и определенному рынку; исчисление возможных затрат на организацию сбыта, расходов на рекламу, транспортировку и доставку товара. Однако сама организация сбыта и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности предприятия, на повышение эффективности которой направлены все функции управления, в том числе и маркетинг.

     Такая совокупность видов деятельности в  рамках маркетинга по существу означает качественно новый подход к управлению производством. Суть этого подхода состоит в том, что исходным пунктом глубокого и всестороннего выявления возможностей конкретного производства, путей его интенсификации и повышения эффективности становится анализ платежеспособного рыночного спроса на соответствующие товары, потребностей потребителя.

     Главное в маркетинговой деятельности - разработка программ. В рамках маркетинговых программ находит оптимальный вариант сочетание в производстве следующих направлений:

     - разработка принципиально новых видов продукции, обладающих качественно новыми технико-экономическими и эстетическими характеристиками;

     - модификация старых видов изделий применительно к требованиям и запросам конкретных покупателей;

     - усовершенствование выпускаемой продукции на базе новейших научно-технических разработок своего предприятия;

     создание  новых видов продуктов с применением  приобретенных патентов и лицензий.

     В условиях, когда рынок насыщен  товарами и происходит сокращение их жизненного цикла, чтобы поддержать свою высокую эффективность, предприятие прибегает к поиску новаторских идей. На это нацелены технические отделы предприятия. Они организуют выдвижение, оценку и отвечают за поощрение и применение нововведений.

     На  основе выработанной ассортиментной политики, приоритетной номенклатуры определяются количество, качество выпускаемых изделий и общий объем производства в стоимостном выражении. Принимаются решения, какие из указанных направлений должны получать предпочтение, а также какая устаревшая продукция подлежит снятию с производства.

     На  маркетинговые программы возлагается  главная задача - дать возможность определить оптимальную структуру (номенклатуру, ассортимент намечаемой к выпуску продукции) производства, ориентируемого на получение желаемого уровня прибыли.

     В этой связи выработка структурной  политики неотделима от рассмотрения возможных альтернативных путей достижения намеченной прибыли. Оценка затрат-результатов, являющихся основой для формирования прибыли, производится путем сравнения альтернатив для выбора наиболее предпочтительного варианта, т.е. исходя из намеченных вариантов структуры производства и возможных затрат ресурсов, включая капиталовложения, с учетом основных внешних факторов.

     Важно четко представлять границы, охватываемые маркетинговой деятельностью. В реальной жизни все функции управления тесно связаны, и маркетинг выступает как исходный момент, или предпосылка планирования.

     В деятельности предприятий, где внешнеэкономическая сфера занимает значительную часть, маркетинг играет определяющую роль. Именно на основе результатов маркетинговой деятельности заключаются международные коммерческие сделки, проводятся коммерческие операции на мировом рынке.

     Осуществление коммерческих сделок и операций предусматривает  выработку определенных принципов  и правил применения новых методов  работы на рынке. Производителю необходимо заранее определить возможности рынка по номенклатуре конкретных видов продукции. При этом производитель не может ограничиваться исследованиями и разработками сегодняшнего дня. Он должен видеть перспективу и ориентировать исследования и разработки на наиболее перспективные направления развития науки и техники и сам диктовать (предлагать) потребителям наиболее перспективные виды продукции. Практика свидетельствует о том, что если маркетинговая деятельность замыкается на задачах решения текущего рыночного спроса, то она по существу теряет свои преимущества. Ее главное назначение - изучать тенденции и возможности развития потребностей потребителей и оказывать определяющую роль на формирование этих потребностей, конкретного рыночного спроса.

     Поэтому маркетинговая деятельность - это  деятельность, прежде всего ориентированная на перспективу. В этом заинтересован как потребитель, так и производитель. На предприятиях используются специфические методы в области осуществления текущей и перспективной маркетинговой деятельности.

     Таким образом, все функции управления пронизывает целенаправленный подход к решению главной задачи: создание и производство качественной, конкурентоспособной продукции с минимальными издержками в целях получения заранее определенного уровня прибыли (устойчивой сверхприбыли, максимальной прибыли и т.д.).[6,94]

     Исключительное  значение в современных условиях, в особенности при выходе на внешние  рынки, имеет осуществление строжайшего  контроля за качеством выпускаемой продукции, реализацией мероприятий по организации сбыта, послепродажному техническому обслуживанию, предоставлению технических и других услуг, проведению рекламных кампаний. Цель всех этих мероприятий, относящихся к организации и технике коммерческих операций, - доведение маркетинговой деятельности до логического конца - получения конечного результата. В то же время это свидетельствует о том, насколько правильно были составлены программа маркетинга и план-бюджет на текущий год и насколько успешно они были реализованы. Главный критерий оценки - достижение поставленных целей: получение максимальной и устойчивой прибыли, прочное закрепление на рынке или проникновение на новые рынки.

     Такой анализ проводится самим предприятием и независимыми аудиторами, его результаты отражаются в ежегодно публикуемых годовых отчетах предприятия, представляемых к обсуждению на собрании акционеров. В годовых отчетах приводятся данные об итогах деятельности каждого хозяйственного подразделения предприятия независимо от того, в какой юридической форме оно существует. Публикуются и баланс предприятия, отчет прибылей и убытков.  
 
 

1.3. Организационные структуры службы маркетинга 

     Экономический смысл использования маркетинга состоит в ускорении отдачи от производственных фондов предприятий, повышении мобильности производства, уровня конкурентоспособности создаваемых  технологий и товаров, обеспечении продвижения на рынки.

     Сердцевиной всей деятельности предприятия является товар. Если он не в состоянии удовлетворить потребности покупателя, то маркетинг не сможет улучшить его позиции на рынке. Сегодня специфика товародвижения вынуждает большинство предприятий прилагать значительные усилия для сбыта произведенной за предшествующий период продукции. То есть, по сути, - к поиску платежеспособного покупателя и продажи ему не нашедшего сбыта товара.

     Очевидно, что уже в обозримом будущем, они столкнутся с необходимостью переориентации со сбытовой деятельности на маркетинговую. При этом на первый план выдвинутся такие проблемы, как оценка производственно-ресурсных и сбытовых возможностей предприятия; анализ его финансово-экономического положения; развитие товарного ассортимента; диагностика и учет производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала.

     Отдача  от маркетинга на предприятии в полном объеме невозможна без функционирования соответствующей службы. Поскольку  в состав этой службы входят подразделения  предприятия, занимающиеся качеством и сервисом продукции, то конкурентоспособность товара, а, в конечном итоге, - и конкурентоспособность предприятия, находится в прямой зависимости от степени ее развитости и полномочий.

     Служба  маркетинга должна иметь статус координирующего, планирующего и контролирующего органа, а ее деятельность - удовлетворять следующим основным требованиям: компетентность, инициатива, мобильность, контактность, адаптивность, относительная простота, соответствие масштабам реализации и ассортименту, числу и характеру рынков сбыта. Эта служба должна решать, когда следует модернизировать изделия, чтобы не нести возросшие расходы по рекламе и реализации устаревшего товара и не снижать цену на него (т.е. определять оптимальную "рыночную новизну" товара); планировать товародвижение, в т.ч. сбытовых операций, и постоянно наблюдать за состоянием и перспективами развития рынка в области интересов своего предприятия, а также управлять соотношением "спрос-предложение" на товарных рынках.

     Девиз службы маркетинга должен быть таким: "Оптимальная энергия - минимальные затраты - максимальная эффективность"

     Для успешной деятельности службе маркетинга должны быть делегированы в рамках ее компетенции определенные права (полномочия):

     - составлять проект программы деятельности предприятия;

     - координировать и корректировать производственно-сбытовую деятельность и систему товародвижения, исходя из требований рынка;

     - требовать согласования со службой маркетинга всех решений, которые могут привести к изменению положения предприятия на рынке, поколебать его престиж или изменить имидж;

     - контролировать выполнение маркетинговых мероприятий.

     Организация маркетинговой деятельности или  маркетинга включает:

     - построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации;

     - распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;

     - создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.), организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.

     Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами- это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью. Следует также отметить, что небольшие организации, разрабатывающие новые продукты в быстро меняющихся условиях используют гибкие децентрализованные структуры. Крупные организации, действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграции часто используют более централизованные структуры. При этом одним из основных принципов организации управления маркетингом в крупных организациях является максимальное приближение мест принятия маркетинговых решений к подразделениям, где занимаются практическим маркетингом (где что-то производят и сбывают). Поэтому для крупной организации в высших эшелонах управления вообще какие-либо маркетинговые подразделения могут отсутствовать.

     Любая оргструктура управления маркетингом  должна строится на основе следующих размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты (товары) и потребительские рынки.

     Исходя  из изложенного, выделяют следующие  принципы организации подразделений  маркетинга: функциональная организация, географическая организация продуктовая организация, рыночная организация и другие.[9,61]

     Единых  рецептов по использованию четко определенных оргструктур управления маркетингом не существует. Нужно отметить, что оптимальная структура и форма организации маркетинга зависят от различных факторов и условий ситуации, в которых находится предприятие. Определяющими факторами являются:

<

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат»