Механизм формирования и развития Организационной структуры Управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Работа состоит из  1 файл

автореферат .doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель и поставлены задачи работы, определены предмет и объект исследования, отражены научная новизна и значимость полученных результатов.

Первая глава «Теоретические положения и практика формирования и развития организационной структуры управления предприятием» посвящена исследованию современных подходов к определению и классификации организационных структур и анализу механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Проведенные автором исследования теоретических положений трудов отечественных и зарубежных специалистов в области организации управления позволили установить сложность и полиаспектность содержания организационной структуры управления предприятием (ОСУП), что определило необходимость его уточнения. С этой целью автор рассматривает предприятие как систему, использует принцип многоструктурности предприятия и маркетинговый подход к управлению (рис. 1).

     



 





 

























 



 

 

Рис. 1. Уточнение содержания ОСУП и определение ее места

в организационной структуре предприятия

Рассмотрение предприятия  как системы позволяет выделить две взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы  - управления производством и производства, которые имеют соответствующие структуры, характеризующиеся целями, объектами и функциями. Для достижения целей принятия решений и производства продукции необходимо выполнение определенных функций – основных и обеспечивающих.

Существование большого числа объектов организационной  структуры объясняет использование принципа многоструктурности предприятия, который заключается в том, что предприятие может иметь большое количество структур в зависимости от объекта структуризации. Следовательно, каждый выделенный объект в организационной структуре системы управления предприятием предполагает наличие собственной структуры, в рамках которой происходит осуществление целевых и управленческих функций для достижения целей предприятия.

Необходимость применения маркетингового подхода к уточнению содержания организационной структуры управления предприятием обусловлена изменениями принципов работы хозяйствующих субъектов, вызванных, главным образом, переходом на рыночные условия функционирования, характеризующиеся высокой степенью неопределенности, сложности и динамизма внешней среды предприятия. Адаптация внутренней среды предприятия к постоянно меняющимся внешним условиям определяется формированием и развитием организационной структуры управления, обеспечивающей эффективность функционирования предприятия в целом за счет маркетинговой ориентации предприятия.

Организационная структура  системы управления предприятием рассматривается автором как один из элементов организационной структуры предприятия в целом и определяется составом и взаимосвязью элементов системы управления, каждый из которых выполняет соответствующую функцию для достижения целей предприятия на основе удовлетворения потребностей реальных и потенциальных потребностей рынка товаров и услуг.  

Проведенный в диссертации  анализ тенденций развития организационных структур управления предприятием позволил автору разработать классификацию организационных структур, отличительной особенностью которой является деление организаций по типам на иерархические, органические и нового типа. При этом новый структурный тип предприятий автор предлагает рассматривать как следующий логический этап эволюции предприятий и соответствующих им структур, что связано с изменениями внешних условий и внутренних принципов функционирования, определяющих адаптивность, гибкость и самообучаемость в качестве основных характеристик предприятий и структур нового типа. Согласно разработанной классификации, сетевые и виртуальные структуры управления предприятием рассматриваются как приоритетные виды организационных структур в рамках структур и организаций нового типа, поскольку в наибольшей степени отражают специфику организации управления на предприятиях в условиях информационной экономики, позволяют максимально быстро приспосабливаться к меняющейся внешней обстановке, обеспечивать конкурентные преимущества.

Обобщение теоретических  положений в области подходов к содержанию и классификации  организационных структур, а также  исследование практического опыта  их формирования и развития позволили автору заключить, что в настоящее время этот процесс имеет фрагментарный и разобщенный характер, что определяет необходимость разработки соответствующего механизма.

Под механизмом формирования и развития организационной структуры  управления предприятием автор предлагает понимать систему как совокупность элементов – подходов, принципов, методов, рычагов и инструментов – обеспечивающих формирование и развитие организационной структуры управления предприятием и позволяющих предприятию наиболее эффективно достигать поставленных целей в рамках стратегии своего развития. При этом основными его элементами (подсистемами) являются подсистема формирования и подсистема развития организационной структуры управления предприятием, что представлено на рис. 2.

   





 

 





 





 


 










 



 


 

 

 

Рис. 2. Механизм формирования и развития организационной 

структуры управления предприятием

 

Исследование механизма  формирования и развития организационной структуры управления предприятием осуществлялось на основе анализа материалов по результатам структурных преобразований предприятий (табл. 1). Результаты анализа структурных преобразований предприятий свидетельствуют о наличии отдельных элементов рассматриваемого механизма на каждом предприятии и не позволяют говорить о нем как о целостной системе. Выявленное в результате анализа отсутствие комплексности и упорядоченности указанных элементов механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием определило необходимость его разработки, что представлено автором во второй и третьей главах настоящего исследования.  

Вторая глава «Методические основы формирования организационной структуры управления предприятием» включает систему формирования организационной структуры управления предприятием, методический подход к ее формированию, а также  обоснование и выбор оптимальной организационной структуры управления предприятием.

Маркетинговый подход, использованный автором для уточнения содержания понятия организационной структуры в части ее соответствия требованиям рынка, составляет основу системы формирования организационной структуры управления предприятием. В соответствии с маркетинговым подходом определяющим элементом системы формирования организационной структуры является изучение воздействия факторов внешней среды. Результатом маркетинговых исследований является принятие решения о выборе наиболее перспективного направления деятельности. Далее проводится детальный анализ организационных структур предприятий, выпускающих аналогичную продукцию с целью разработки стратегического плана предприятия, включающего стратегическое видение, миссию, цели и стратегию достижения целей. Результатом разработки стратегического плана предприятия является декомпозиция целей, построение дерева целей и определение видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей, для разработки концепции предприятия нового типа, основанной на функционально-процессном подходе к формированию организационной структуры управления предприятием, исходя из условий функционирования.

Таблица 1

Результаты структурных  преобразований предприятий 

Название 

предприятия

Причины структурных 

преобразований

Результаты 

структурных

преобразований

Элементы МФРОСУП

ОАО «Электросигнал»

Осознание ведущей роли маркетинга при осуществлении изменений структуры производства и управления в условиях неопределенности внешней среды

Усиление роли заместителя генерального директора по коммерции

Рыночные принципы работы

ОАО «Рудгормаш»

Изменение внешней обстановки и усиление конкуренции

Выделение в качестве самостоятельных структурных подразделений службы контроля качества продукции и перспективного развития. Создание новых предприятий  ЗАО «УГМ-Рудгормаш» ООО «Гортехкомплект»

ОАО «НПО Корпорация «РИФ»

ЗАО «Октант»,

ОАО «СЭЗ» 

Необходимость соответствия организационной структуры стратегии развития предприятия

Внедрение стратегической линии  в деятельность предприятия

Разработка стратегии развития предприятия

ОАО «Муромский радиозавод»

Разработка рыночной философии предприятия и новой организационной структуры с выделением четырех приоритетных направлений (производство, маркетинг, финансы и персонал)

Внедрение стратегического центра в организационную структуру

Выделение приоритетных направлений деятельности предприятия

ОАО «Лен»

Необходимость соответствия организационной структуры управления предприятием требованиям внешней среды

Программа исследования организационной структуры, включающей определение целей, описание объекта исследования, формулировку основной концепции и методов исследования структуры.

Программа исследования и развития ОСУП

ОАО «Завод электроники и механики»

Переход на горизонтальную систему управления, которая отражает систему ценностей, цели и задачи бизнеса

Создание адаптивной организационной структуры

Учет человеческого фактора


 

Функционально-процессный подход к формированию организационной структуры управления предприятием нового типа предполагает, что все составляющие функциональные направления деятельности рассматриваются как процессы, реализуемые различными участниками, имеющими специфические задачи для достижения целей предприятия. Функционально-процессная организация управления предприятия составляет основу методического подхода к формированию организационной структуры управления предприятием (рис 3).

 







 





 







 

 



 

 

Рис. 3. Методический подход к формированию

организационной структуры управления предприятием

 

Предлагаемый автором  методический подход основан на синтезе отдельных элементов процесса формирования организационной структуры - принципов, этапов, методов и параметров.

Предложенные в диссертационном  исследовании рекомендации по формированию оптимальной организационной структуры основываются на ситуационном подходе, основу которого составляет маркетинговая ориентация, человеческий фактор и концепция развития предприятия, что в совокупности  будет способствовать обеспечению конкурентоспособности предприятия в новых условиях. Недооценка роли персонала в осуществлении поиска оптимальной организационной структуры может быть существенным недостатком управления, и это можно рассматривать как результат отсутствия соответствия  между мерой развития совокупной рабочей силы (Р) и мерой развития средств производства (Cn). В данном контексте критерий оптимальности организационной структуры может быть выражен целевой функцией, направленной на минимизацию затрат и потерь. Проблема управления трудовыми ресурсами в условиях поиска оптимального варианта организационной структуры сводится к минимизации величины сложившейся несбалансированности, с одной стороны, и времени (t) возвращения системы в состояние равновесия – с другой. Задачу оптимизации управления трудовыми ресурсами можно решать графоаналитическим методом и интерпретировать графически (рис. 4).  


 

         C  п

Информация о работе Механизм формирования и развития Организационной структуры Управления предприятием