Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:32, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель и поставлены задачи работы, определены предмет и объект исследования, отражены научная новизна и значимость полученных результатов.
Первая глава «Теоретические положения и практика формирования и развития организационной структуры управления предприятием» посвящена исследованию современных подходов к определению и классификации организационных структур и анализу механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Проведенные автором исследования теоретических положений трудов отечественных и зарубежных специалистов в области организации управления позволили установить сложность и полиаспектность содержания организационной структуры управления предприятием (ОСУП), что определило необходимость его уточнения. С этой целью автор рассматривает предприятие как систему, использует принцип многоструктурности предприятия и маркетинговый подход к управлению (рис. 1).
Рис. 1. Уточнение содержания ОСУП и определение ее места
в организационной структуре предприятия
Рассмотрение предприятия как системы позволяет выделить две взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы - управления производством и производства, которые имеют соответствующие структуры, характеризующиеся целями, объектами и функциями. Для достижения целей принятия решений и производства продукции необходимо выполнение определенных функций – основных и обеспечивающих.
Существование большого числа объектов организационной структуры объясняет использование принципа многоструктурности предприятия, который заключается в том, что предприятие может иметь большое количество структур в зависимости от объекта структуризации. Следовательно, каждый выделенный объект в организационной структуре системы управления предприятием предполагает наличие собственной структуры, в рамках которой происходит осуществление целевых и управленческих функций для достижения целей предприятия.
Необходимость применения маркетингового подхода к уточнению содержания организационной структуры управления предприятием обусловлена изменениями принципов работы хозяйствующих субъектов, вызванных, главным образом, переходом на рыночные условия функционирования, характеризующиеся высокой степенью неопределенности, сложности и динамизма внешней среды предприятия. Адаптация внутренней среды предприятия к постоянно меняющимся внешним условиям определяется формированием и развитием организационной структуры управления, обеспечивающей эффективность функционирования предприятия в целом за счет маркетинговой ориентации предприятия.
Организационная структура системы управления предприятием рассматривается автором как один из элементов организационной структуры предприятия в целом и определяется составом и взаимосвязью элементов системы управления, каждый из которых выполняет соответствующую функцию для достижения целей предприятия на основе удовлетворения потребностей реальных и потенциальных потребностей рынка товаров и услуг.
Проведенный в диссертации анализ тенденций развития организационных структур управления предприятием позволил автору разработать классификацию организационных структур, отличительной особенностью которой является деление организаций по типам на иерархические, органические и нового типа. При этом новый структурный тип предприятий автор предлагает рассматривать как следующий логический этап эволюции предприятий и соответствующих им структур, что связано с изменениями внешних условий и внутренних принципов функционирования, определяющих адаптивность, гибкость и самообучаемость в качестве основных характеристик предприятий и структур нового типа. Согласно разработанной классификации, сетевые и виртуальные структуры управления предприятием рассматриваются как приоритетные виды организационных структур в рамках структур и организаций нового типа, поскольку в наибольшей степени отражают специфику организации управления на предприятиях в условиях информационной экономики, позволяют максимально быстро приспосабливаться к меняющейся внешней обстановке, обеспечивать конкурентные преимущества.
Обобщение теоретических положений в области подходов к содержанию и классификации организационных структур, а также исследование практического опыта их формирования и развития позволили автору заключить, что в настоящее время этот процесс имеет фрагментарный и разобщенный характер, что определяет необходимость разработки соответствующего механизма.
Под механизмом формирования и развития организационной структуры управления предприятием автор предлагает понимать систему как совокупность элементов – подходов, принципов, методов, рычагов и инструментов – обеспечивающих формирование и развитие организационной структуры управления предприятием и позволяющих предприятию наиболее эффективно достигать поставленных целей в рамках стратегии своего развития. При этом основными его элементами (подсистемами) являются подсистема формирования и подсистема развития организационной структуры управления предприятием, что представлено на рис. 2.
Рис. 2. Механизм формирования и развития организационной
структуры управления предприятием
Исследование механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием осуществлялось на основе анализа материалов по результатам структурных преобразований предприятий (табл. 1). Результаты анализа структурных преобразований предприятий свидетельствуют о наличии отдельных элементов рассматриваемого механизма на каждом предприятии и не позволяют говорить о нем как о целостной системе. Выявленное в результате анализа отсутствие комплексности и упорядоченности указанных элементов механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием определило необходимость его разработки, что представлено автором во второй и третьей главах настоящего исследования.
Вторая глава «Методические основы формирования организационной структуры управления предприятием» включает систему формирования организационной структуры управления предприятием, методический подход к ее формированию, а также обоснование и выбор оптимальной организационной структуры управления предприятием.
Маркетинговый подход, использованный автором для уточнения содержания понятия организационной структуры в части ее соответствия требованиям рынка, составляет основу системы формирования организационной структуры управления предприятием. В соответствии с маркетинговым подходом определяющим элементом системы формирования организационной структуры является изучение воздействия факторов внешней среды. Результатом маркетинговых исследований является принятие решения о выборе наиболее перспективного направления деятельности. Далее проводится детальный анализ организационных структур предприятий, выпускающих аналогичную продукцию с целью разработки стратегического плана предприятия, включающего стратегическое видение, миссию, цели и стратегию достижения целей. Результатом разработки стратегического плана предприятия является декомпозиция целей, построение дерева целей и определение видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей, для разработки концепции предприятия нового типа, основанной на функционально-процессном подходе к формированию организационной структуры управления предприятием, исходя из условий функционирования.
Таблица 1
Результаты структурных преобразований предприятий
Название предприятия |
Причины структурных преобразований |
Результаты структурных преобразований |
Элементы МФРОСУП |
ОАО «Электросигнал» |
Осознание ведущей роли маркетинга при осуществлении изменений структуры производства и управления в условиях неопределенности внешней среды |
Усиление роли заместителя генерального директора по коммерции |
Рыночные принципы работы |
ОАО «Рудгормаш» |
Изменение внешней обстановки и усиление конкуренции |
Выделение в качестве самостоятельных структурных подразделений службы контроля качества продукции и перспективного развития. Создание новых предприятий ЗАО «УГМ-Рудгормаш» ООО «Гортехкомплект» | |
ОАО «НПО Корпорация «РИФ» ЗАО «Октант», ОАО «СЭЗ» |
Необходимость соответствия организационной структуры стратегии развития предприятия |
Внедрение стратегической линии в деятельность предприятия |
Разработка стратегии развития предприятия |
ОАО «Муромский радиозавод» |
Разработка рыночной философии предприятия и новой организационной структуры с выделением четырех приоритетных направлений (производство, маркетинг, финансы и персонал) |
Внедрение стратегического центра в организационную структуру |
Выделение приоритетных направлений деятельности предприятия |
ОАО «Лен» |
Необходимость соответствия организационной структуры управления предприятием требованиям внешней среды |
Программа исследования организационной структуры, включающей определение целей, описание объекта исследования, формулировку основной концепции и методов исследования структуры. |
Программа исследования и развития ОСУП |
ОАО «Завод электроники и механики» |
Переход на горизонтальную систему управления, которая отражает систему ценностей, цели и задачи бизнеса |
Создание адаптивной организационной структуры |
Учет человеческого фактора |
Функционально-процессный подход к формированию организационной структуры управления предприятием нового типа предполагает, что все составляющие функциональные направления деятельности рассматриваются как процессы, реализуемые различными участниками, имеющими специфические задачи для достижения целей предприятия. Функционально-процессная организация управления предприятия составляет основу методического подхода к формированию организационной структуры управления предприятием (рис 3).
Рис. 3. Методический подход к формированию
организационной структуры управления предприятием
Предлагаемый автором методический подход основан на синтезе отдельных элементов процесса формирования организационной структуры - принципов, этапов, методов и параметров.
Предложенные в
C п