Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:02, дипломная работа
Концепция человеческих ресурсов признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из их экономической целесообразности, для привлечения более качественного в профессиональном плане работника, его обучения и поддержания в высоком трудоспособном состоянии, создания условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника.
Целью ВКР является разработка предложений по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов Барнаульского почтамта УФПС Алтайского края ФГУП «Почта России».
Введение………………………………………………………...……………………4
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмент человеческих ресурсов организации………………………………………………..…………………………6
1.1. Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов………………….6
1.2. Процесс формирования менеджмента человеческих ресурсов современной организации……………………………………………………………………..…..10
1.3. Направления развития менеджмента человеческих ресурсов организации................................................................................................................20
Глава 2. Характеристика менеджмента человеческих ресурсов ФГУП «Почта России»……………………………………………………………………………...25
2.1. Общая характеристика предприятия……………………….……………...…25
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ФГУП «Почта России».…………….31
2.3. Анализ элементов менеджмента человеческих ресурсов ФГУП «Почта России»……………………………………………………………………………...46
Глава 3. Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов организации……………………………………………..…………………………..57
3.1 Направления совершенствования менеджмента человеческих ресурсов…..57
3.2. Стоимостная оценка мероприятий по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов организации………………………………………….…..61
3.3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий……….……..62
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованной литературы ……………….…………………………….67
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмент человеческих
ресурсов организации……………………………………………….
1.1. Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов………………….6
1.2. Процесс формирования менеджмента человеческих
ресурсов современной организации…………………………………………………
1.3. Направления развития менеджмента
человеческих ресурсов организации...................
Глава 2. Характеристика менеджмента человеческих ресурсов ФГУП
«Почта России»……………………………………………………………
2.1. Общая характеристика
предприятия……………………….……………...…
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ФГУП «Почта России».…………….31
2.3. Анализ элементов менеджмента человеческих
ресурсов ФГУП «Почта России»……………………………………………………………
Глава 3. Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов организации……………………………………………..
3.1 Направления совершенствования
3.2. Стоимостная оценка
3.3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий……….……..62
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………….…………………………….67
ВВЕДЕНИЕ
Концепция человеческих
ресурсов признает необходимость капиталовложений
в формирование, использование и
развитие людских ресурсов, исходя
из их экономической целесообразности
Развитие теории и практики в области МЧР требует знания и понимания роли и особенностей человеческих ресурсов в организации.
Актуальность исследования менеджмента человеческих ресурсов, заключается в совершенствовании природных и приобретенных способностей человека к труду при любой экономической системе является мощным фактором повышения его эффективности, улучшения качества выпускаемой продукции, а также расширения объемов общественного производства в целом.
Целью ВКР является разработка предложений по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов Барнаульского почтамта УФПС Алтайского края ФГУП «Почта России».
Для достижения цели были
1. Дать определения понятию «менеджмент человеческих ресурсов», изучить этапы и направления развития;
2. Провести анализ элементов менеджмента человеческих ресурсов ФГУП "Почта России" и выявить проблемы;
3. Дать стоимостную оценку мероприятиям по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов организации.
Объект исследования – Барнаульский почтамт УФПС Алтайского края ФГУП "Почта России"
Предмет исследования – менеджмент человеческих ресурсов на предприятии
В процессе написания работы были использованы литература различных авторов, учебники для вузов, а также периодические издания под авторством Базаров Т.Ю., Веснин В.Р., Беляцкий Н. Л., Дятлов В.А., Маслов Е.В., Мордовин С.К. Цыпкин Ю.А и др. [3,5,6,9,16,19,25]. В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы методы простого анализа, синтеза, сравнения.
Цель и задачи исследования определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников из 35 наименований, приложений. В первой главе выполнен теоретико-методологический менеджмента человеческих ресурсов. Во второй главе проведен анализ внутренней и внешней среды организации и выявлены проблемные зоны. В третьей главе предложена направления совершенствования менеджмента человеческих ресурсов. В заключении приведены выводы по работе, обоснованные в ее предшествующих разделах.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут послужить источником знаний для людей, интересующихся вопросами менеджмента человеческих ресурсов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность
менеджмента человеческих
Концепция человеческих
ресурсов признает необходимость капиталовложений
в формирование, использование и
развитие людских ресурсов, исходя
из их экономической
Развитие теории и практики в области менеджмента человеческих ресурсов требует знания и понимания роли и особенностей человеческих ресурсов (ЧР) в организации.
1. ЧР представляют организацию. Люди это ключевой и жизненно важный ресурс всех организаций, они обеспечивают выживание, развитие и успех фирмы.
2. ЧР представляют собой одни из самых важных инвестиций, которые быстро приносят отдачу. Организации тратят большие суммы на персонал, не только оплата труда, но и принятие на работу, развитие персонала тоже являются инвестициями. Инвестиции в людей это самый надежный путь для гарантирования выживания организации и обеспечения ее конкурентоспособности.
3. ЧР являются единственными, что касается потенциала их роста и развития, а также способности преодолевать собственные недостатки, в целях соответствия актуальным требованиям.
4. ЧР относительно незаменимы, редки и ценны.
5. ЧР представляют особенный человеческий потенциал, который нужно понять и мотивировать с целью более полного вовлечения работников в реализацию целей организации.
6. Люди инертны по отношению к изменениям и быстро адаптируются к различным ситуациям.
7. ЧР сильно зависят от фактора времени необходимого для изменения менталитета, обычаев, поведения и т.д.
8. Отношения между менеджерами и подчиненными должны быть основаны на принципе человеческого достоинства. Достижение целей организации очень важно, но средства для их достижения не должны влиять отрицательно на человеческое достоинство, к людям нужно относиться с уважением [5, c. 67].
В настоящее время в специальной литературе существует много определений менеджмента человеческих ресурсов (МЧР).
Менеджмент человеческих ресурсов - это ведущая часть менеджмента связанная с людьми и их отношениями внутри организации, представляющая собой совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций.
Таким образом, менеджмент человеческих ресурсов – это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации.
Главное отличие концепции ЧР от концепции управления персоналом состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением лучшей по качеству рабочей силы, ее непрерывным обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии и даже с созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности, с последующим их развитием.
Среди многообразия
объективных предпосылок
1. Ускорение
научно – технического
2. В результате
влияния макроэкономических
В наше время в мировой управленческой практике существует большое количество разнообразных моделей, подходов к управлению человеческими ресурсами. Одной из причин их появления является стремление менеджеров получить наивысшую отдачу от человеческих ресурсов для достижения устойчивых конкурентных преимуществ.
В современной науке и практике менеджмента, происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами как ключевым и стратегическим ресурсом деловых организаций. На выбор той или иной управленческой модели влияют тип бизнеса, корпоративная стратегия и культура, организационная среда. Модель, успешно функционирующая в одной организации, может оказаться совсем не эффективной для другой, так как не удалось ее интегрировать в организационную систему управления.
Существует большое многообразие подходов к управлению людьми в организации. Главное — это признание человеческих ресурсов как решающего фактора эффективности и конкурентоспособности организации, как ключевого ее ресурса, имеющего экономическую полезность и социальную ценность.
Основополагающими принципами современной концепции управления человеческими ресурсами являются:
1. Принцип стратегического подхода: ориентация на стратегический подход к управлению человеческими ресурсами, в основе которого лежит интеграция кадровой стратегии в корпоративную с учетом долгосрочных перспектив развития человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации в рыночной среде.
2. Принцип инвестиционности, заключающийся в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением, использованием и развитием человеческих ресурсов организации. Принцип соотнесения денежных затрат на формирование и развитие человеческих ресурсов с практическими результатами (в виде прибыли) должен стать главенствующим в хозяйственной деятельности предприятия.
3. Принцип самоуправления и демократизации можно определить как активное привлечение работников к управлению на всех уровнях, делегирование полномочий в рамках их компетентности, развитие партнерства и сотрудничества в организации.
4. Принцип развития: современные организации создают условия для непрерывного обучения и развития работников, стремясь раскрыть их интеллектуальные, творческие и предпринимательские способности, способствуя росту их компетенции и мотивации для достижения, как общих организационных целей, так и для удовлетворения личных потребностей.
5. Принцип качества трудовой жизни: в условиях перехода от технократического подхода к гуманистическому в управлении человеческими ресурсами организации должны обеспечивать обогащение содержания труда, справедливое вознаграждение за личный вклад в конечный результат организации, создание комфортных условий и благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, формирование позитивной организационной культуры, предоставление возможностей для профессионального и служебного роста.
6. Принцип профессионализации управления основан на необходимости повышения организационного статуса, уровня профессиональной компетентности специалистов служб управления человеческими ресурсами, способных выполнять сложные аналитические, управленческие, социальные, образовательные функции, грамотно регулировать трудовые отношения и формировать «социальный мир» в организации.
7. Принцип инновационности состоит в постоянном совершенствовании форм организации труда, обновлении методов воздействия и побуждения работников к производительной и творческой деятельности, разработке и внедрении прогрессивных персонал-технологий развития человеческих ресурсов.
Данные принципы
следует рассматривать в
Современная концепция управления человеческими ресурсами – это система теоретико-методологических положений (принципов), раскрывающих возрастающую роль человеческих ресурсов не только как экономического ресурса, приносящего прибыль, но и как социальной ценности организации и общества в целом.
Таким образом, управление человеческими ресурсами взаимосвязано и согласовано со стратегией организации, а, следовательно, должно быть определено и должно реализовываться как стратегическое.
1.2. Процесс формирования
менеджмента человеческих