Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:02, дипломная работа
Концепция человеческих ресурсов признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из их экономической целесообразности, для привлечения более качественного в профессиональном плане работника, его обучения и поддержания в высоком трудоспособном состоянии, создания условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника.
Целью ВКР является разработка предложений по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов Барнаульского почтамта УФПС Алтайского края ФГУП «Почта России».
Введение………………………………………………………...……………………4
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмент человеческих ресурсов организации………………………………………………..…………………………6
1.1. Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов………………….6
1.2. Процесс формирования менеджмента человеческих ресурсов современной организации……………………………………………………………………..…..10
1.3. Направления развития менеджмента человеческих ресурсов организации................................................................................................................20
Глава 2. Характеристика менеджмента человеческих ресурсов ФГУП «Почта России»……………………………………………………………………………...25
2.1. Общая характеристика предприятия……………………….……………...…25
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ФГУП «Почта России».…………….31
2.3. Анализ элементов менеджмента человеческих ресурсов ФГУП «Почта России»……………………………………………………………………………...46
Глава 3. Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов организации……………………………………………..…………………………..57
3.1 Направления совершенствования менеджмента человеческих ресурсов…..57
3.2. Стоимостная оценка мероприятий по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов организации………………………………………….…..61
3.3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий……….……..62
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованной литературы ……………….…………………………….67
Экономический фактор: он характеризуется, прежде всего, уровнем развития и состоянием экономики. Состояние экономики оказывает влияние на стоимость ресурсов и спрос товаров и услуг. В условиях инфляции фирмы заинтересованы в увеличении запасов материальных ресурсов, задержках платежей, в том числе и заработной платы, увеличении займов. Спад экономики заставляет организации уменьшать запасы готовой продукции, сокращать число работников и существенно ограничивать или даже отказываться от расширения производства. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая среда.
В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.
Первым этапом изучения конкурентной среды является оценка характеристики рынка, на котором работает или предполагает действовать фирма. Далее следует изучить, кто является реальным или потенциальным конкурентом. Конкурент - важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию фирмы в отношении товара, поставщиков, посредников, покупателей. Исследование позиций конкурентов охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объема информации. Она может быть получена из различных источников: общеэкономических, отраслевых, рекламных проспектов, буклетов, каталогов. Нередко важной информацией о конкурентах располагают сбытовики, посредники. Всестороннее и постоянное изучение конкурентов приносит заметные результаты. Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, поможет фирме лучше уяснить стратегию конкурентов, методы их производственно - сбытовой, торговой, ценовой, рекламной деятельности.
Поиск собственного отличительного преимущества может в конечном счете обернуться увеличением прибыли и продаж, овладением новым сегментом рынка.
На предприятии Барнаульского почтамта существуют конкуренты такие, например, как: «Книжный мир», «Лига-Пресс», «Роспечать Алтай» - по изданиям, сувенирам, открыткам, канцтоварам и др. Их преимущество состоит в том, что они расположены ближе к пешеходным дорогам, к местам скопления людей, например, около остановок городского транспорта, режим работы - утром раньше на час, что позволяет потребителям, идущим на работу, учебу раньше приобрести товар.
Чтобы приобрести необходимый товар в киосках «Лига-Пресс», «Роспечать Алтай» не требуется много времени для того, чтобы ознакомиться с товаром предложенным данным конкурентом и сделать выбор, так как весь товар расположен на одной обозримой витрине.
По оплате за коммунальные услуги конкурентом является Сбербанки, которые оказывают следующие услуги: переводы денежных средств, прием платежей, обмен валюты, обслуживание физических лиц и другое. По отношению к ФГУП «Барнаульский почтамт» наиболее близко находящийся Сбербанк по ул. Ленина 56, его режим работы - с 9 до 16 часов без обеда, выходные дни – суббота и воскресенье. Сбербанк в данном случае является незначительным конкурентом в области оказания услуг, в основном по приему платежей.
По доставке посылок, бандеролей почтовых отправлений конкурентом является компания «DHL». Преимущества этой компании
- возможность пересылки габаритных грузов по предварительной договоренности;
- сроки доставки: примерно 4-5 рабочих дней;
- e-mail и смс-оповещения о приходе посылки.
Недостатки DHL
1. Дорогие
тарифы;
2. Невозможность
доставки в отдаленные районы. Доставка
возможна только в города, где есть офис
DHL;
3. При отказе от получения посылки ее содержимое, как правило конфискуется из-за сложности процедуры возврата отправителю.
Чтобы обеспечить достойное положение предприятия на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров/услуг, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.
Деятельность предприятия
и его предпринимательской
ООО "Пищеснаб" - на поставку масла "Солнышко";
В.А. Хрычев - на поставку полотенец, текстиля, платков;
ЧП Рахматуллина - на поставку промышленных товаров, канцтоваров;
ООО "Пастерель" - на поставку макаронных изделий;
"Мир пакетов" - на поставку пакетов канцтоваров, туалетной бумаги;
"Альянс Русский текстиль" - на поставку трикотажа, галантереи, пряжи, молний, бижутерии, чулочно-носочных изделий;
"Арт и Дизайн", "Русский Дизайн" - открытки, приглашения, календари;
Поставщики на своем транспорте доставляют товар на склад предприятия. Заявки на необходимый товар поступают на склад со всех районов отделений почтовой связи. Выбор поставщиков - задача сложная и ответственная, поскольку от них зависит ритмичность производства, а в конечном счете, рентабельность и репутация, фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции.
Почта России занимает первое место в репетиционном рейтинге российских компаний. Таким образом, очень важным конкурентным преимуществом предприятия является высокий уровень доверия клиентов. В настоящее время наблюдается тенденция возвращения потребителей к надежным брендам, услугам и товарам. Вследствие этого для Почты открываются новые возможности перспективы. На рынке услуг экспресс-доставки, где наблюдается смещение интереса потребителей в сторону более доступных продуктов, ключевым преимуществом «EMS – Почта России» становится качество по доступной цене. Растет популярность дистанционной торговли, в том числе торговли по каталогам. Таким образом, основной задачей Почты России на этом рынке в ближайшей перспективе является сохранение и расширение клиентской базы, для чего будет проводиться планомерная работа по повышению качества оказания почтовых услуг и пересмотру тарифов в интересах клиентов. Почта России занимает устойчивое положение на рынке товаров широкого потребления. Розничный бизнес Почты для многих из поставщиков в условиях кризиса оказался оплотом надежности и стабильности.
Предприятие продолжает обеспечивать пусть несколько сокращающийся, но положительный и прогнозируемый рост объема продаж. Наблюдается позитивная тенденция на рынке традиционных для Почты внутренних денежных переводов. На сегодняшний день хорошая репутация федерального почтового оператора позволяет сохранить лояльность населения к услуге почтового перевода на фоне падения объемов у конкурентных переводных систем.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Проведем SWOT - анализ предприятия.
Таблица 2.7.
SWOT-анализ
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
6. Внедрение во все ОПС Единой Сети Программного Обеспечения. 7. Широкие возможности по доставке переводов в любую точку РФ. |
| |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
1. Сильные позиции на рынке по погашению кредитов, оказанию почтовых услуг, доставке пенсий. 2. Высокий уровень
защиты передаваемой 3. Отсутствие конкуренции в некоторых районах. 4.Близость ОПС к дому, чего не имеют конкуренты. 5. Удобный график работы пунктов. |
1.Наличие очередей и долгое обслуживание. 2.Несоответствие цены и качества услуги. 3.Низкая заработная
плата работников почтовой 4.Большая загруженность операторов разными функциями. 5.Не выделены отдельные
окна по приёму денежных |
SWOT-анализ показал, что существуют проблемы в области менеджмента человеческих ресурсов:
- неучастие персонала
в принятии управленческих
- не эффективное использования фонда заработной платы;
- низкий темп роста производительности труда;
- не эффективное использование основных производственных фондов.
2.3. Анализ элементов менеджмента человеческих ресурсов ФГУП «Почта России»
Отдел по управлению персоналом
(ОУП) является структурным подразделением
и подчиняется непосредственно
Главной целью деятельности ОУП является создание эффективного трудового коллектива, ориентированного на профессиональное развитие и обеспечивающего высокий уровень производительности и качества труда, посредством формирования корпоративной культуры, высокого уровня мотивации, качественной организации труда и ориентации на достижение стратегических целей.
Основные цели ОУП:
- организация работы по формированию кадровой политики и определение ее основных направлений;
- организация учета личного состава и ведение кадрового делопроизводства;
- совершенствование форм
и систем оплаты труда,
- методологическое
ОУП взаимодействует
с руководителями и персоналом структурных
подразделений в целях
ОУП контролирует и оказывает корректирующее влияние на процесс решения задач по развитию, мотивации и оплате труда персонала и представляет уполномоченному персоналу справки, отчеты и иные документы в пределах своей компетенции.
Анализ численности и состава работающих должен быть дополнен изучением движения рабочей силы. Частые увольнения и прием на работу отрицательно влияют на выполнение плановых заданий и качество работы и, наоборот, стабильность кадров способствует росту производительности труда и улучшению качества работы. Показатели численности работников ФГУП «Почта России» представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Показатели численности работников
Наименование показателей |
2012 г. |
2011 г. |
Абсолютное изменение +,- |
1.Численность на начало года, чел. |
1315 |
1340 |
+25 |
2. Количество принятых работников, чел. |
77 |
89 |
+12 |
3. Количество выбывших, чел. |
52 |
54 |
+2 |
4. В т.ч. по собственному желанию и нарушению трудовой дисциплины |
37 |
39 |
+2 |
5. Численность на конец года |
1340 |
1375 |
+35 |
6. Среднеспи-сочная численность работников |
1325 |
1350 |
+25 |
При анализе движения рабочей силы необходимо определить оборот работников по приему, по выбытию и общий оборот, а также текучесть рабочей силы.
Необходимо провести социологическое изучение причин движения рабочей силы. Особое внимание следует обратить на причину ухода работников по собственному желанию: из-за отсутствия жилья, детских учреждений, низкой заработной платы, тяжелых условий работы и др.
Чрезмерное движение рабочей силы оказывает негативное влияние на основные экономические показатели: снижается производительность труда, увеличиваются затраты (на обучение, поиск), увеличивается себестоимость и снижается прибыль.
По результатам анализа разрабатываются мероприятия по: улучшению условий труда, повышению квалификации работников, развитию форм материального и морального поощрения и др.
Расчет показателей движения рабочей силы:
КОБ приема = (Твв / Т) * 100%, (2.1)
где, Т – среднесписочная численность
КОБ приема 2010 = (77 / 1325) * 100 = 5,8 %
КОБ приема 2011 = (89 / 1350) * 100 = 6,6 %
КОБ выбытия = ( Твыб / Т ) * 100%, (2.2)
где, Т выб – выбывшие по всем причинам
КОБ выбытия баз = (52 / 1325) * 100 = 3,9 %
КОБ выбытия отч = (54 / 1350) * 100 = 4 %