Менеджмент человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:02, дипломная работа

Описание

Концепция человеческих ресурсов признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из их экономической целесообразности, для привлечения более качественного в профессиональном плане работника, его обучения и поддержания в высоком трудоспособном состоянии, создания условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника.
Целью ВКР является разработка предложений по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов Барнаульского почтамта УФПС Алтайского края ФГУП «Почта России».

Содержание

Введение………………………………………………………...……………………4
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмент человеческих ресурсов организации………………………………………………..…………………………6
1.1. Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов………………….6
1.2. Процесс формирования менеджмента человеческих ресурсов современной организации……………………………………………………………………..…..10
1.3. Направления развития менеджмента человеческих ресурсов организации................................................................................................................20
Глава 2. Характеристика менеджмента человеческих ресурсов ФГУП «Почта России»……………………………………………………………………………...25
2.1. Общая характеристика предприятия……………………….……………...…25
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ФГУП «Почта России».…………….31
2.3. Анализ элементов менеджмента человеческих ресурсов ФГУП «Почта России»……………………………………………………………………………...46
Глава 3. Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов организации……………………………………………..…………………………..57
3.1 Направления совершенствования менеджмента человеческих ресурсов…..57
3.2. Стоимостная оценка мероприятий по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов организации………………………………………….…..61
3.3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий……….……..62
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованной литературы ……………….…………………………….67

Работа состоит из  1 файл

Диплом12.doc

— 603.50 Кб (Скачать документ)

 

Состояние персонала предприятия, уровень его квалификации и профессионализма, способность наемных сотрудников оптимально решать стоящие перед ними производственные задачи и приносить прибыль предприятию напрямую зависят от тех теоретических подходов и практических методов работы с людьми, которые используют в своей повседневной работе менеджеры компании. Иными словами, они сопряжены с реализуемой предприятием кадровой стратегией.

Стратегия - это генеральная  линия развития предприятия, которая  формируется в ответ на изменения во внешней среде с учетом характеристик внутренней среды организации и является, по сути, замыслом организации своего будущего [4, c. 97].

В основе стратегии менеджмента человеческих ресурсов лежит общая стратегия развития организации. Стратегия управления персоналом разрабатывается с учетом внутренних ресурсов, традиций фирмы и возможностей, предоставляемых внешней средой. Разработка стратегии управления персоналом состоит в определении курса действий, ресурсов, времени реализации, комплекса мероприятий по реализации.

Основные черты стратегии менеджмента человеческих ресурсов:

- долгосрочный характер;

- должна учитывать влияние многих факторов и быть связана со стратегией развития фирмы в целом

Формирование стратегии менеджмента человеческих ресурсов:

1. Стратегия развития организации

2. Потребности развития персонала

3. Приоритеты развития персонала

4. Стратегия управления персоналом

5. Политика управления персоналом.

Виды стратегий в  области человеческих ресурсов (см. рис. 1.1.):

1. Стратегия персонала ориентированная на инвестиции – ЧР становятся предметом или элементом инвестиций для будущего развития фирмы.

2. Стратегия персонала ориентированная на стоимость – основным требованием является соблюдение интересов, ценностей, желаний персонала совместно с использованием его потенциала.

3. Стратегия персонала ориентированная на ресурсы – ЧР или возможности обеспечением персоналом существенно влияют на стратегию фирмы, а функция персонала активно способствует ее разработке и реализации.

 


 

 

 

 

 

Рис.1.1. Виды стратегий в области человеческих ресурсов

 

Реализация кадровой стратегии - важная стадия процесса стратегического  управления. Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом. Инструментами реализации кадровой стратегии являются кадровое планирование, планы развития персонала, в том числе его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение. Реализация кадровой стратегии включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.

Этап внедрения стратегии включает:

- разработку плана внедрения стратегии управления персоналом;

- разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом;

- активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.

Цель этапа стратегического  контроля - определить соответствие (или  отличие) реализуемой стратегии  управления персоналом состоянию внешней  и внутренней среды; наметить направления  изменений в стратегическом планировании, в выборе альтернативных стратегий.

Этапы менеджмента человеческих ресурсов делятся на (см. рис. 1.2.):

1. Планирование

          2. Развитие 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.2. Этапы менеджмента человеческих ресурсов

 

Этап планирования в  свою очередь включает следующие  этапы:

1. Планирование необходимости в ЧР – осуществляется исходя из оценки наличных ресурсов, оценки будущих потребностей, разработки плана удовлетворения будущих потребностей.

         2. Найм (вербовка) – создание резерва кандидатов на рабочие места за счет внешних или внутренних источников. Наем работника является заключительной фазой набора и отбора персонала.

         3. Отбор – руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора.

         4. Определение заработной платы и льгот – помимо заработной платы организация представляет своим работникам различные льготы: оплаченные отпуска, больничные, страхование.

Этап развития, в свою очередь, включает следующие этапы:

1. Профориентация и адаптация в коллективе -  развитие работника необходимо начинать с момента его вступления в организацию путем официального представления коллективу.

2. Обучение – для эффективного обучения важно чтобы люди были заинтересованы в нем, необходимо создать благоприятную для обучения атмосферу.

3. Оценка трудовой деятельности – руководители собирают информацию о том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему обязанности.

4. Повышение, понижение, перевод, увольнение – как следствие оценки трудовой деятельности.

5. Управление карьерой и продвижением по службе – программы управления продвижением по службе помогают организации использовать способности своих работников в полной мере, а самим работникам дают возможность наиболее полно применять свои способности.

Планирование персонала  – это система комплексных  решений позволяющая:

- обеспечить организацию необходимым персоналом;

- подобрать людей способных решать поставленные задачи;

- обеспечивать необходимый уровень квалификации работников;

- обеспечивать максимально возможное активное участие работников в деятельности предприятия.

Определяя потребность  в персонале, служба управления персоналом должна учитывать:

- потребность в замещении персонала по годам, в связи с уходом на пенсию, увольнением и т.д.

- потребность в снижении численности персонала вследствие рационализации или сокращения объемов производства

- потребность в расширении численности персонала в связи с расширением производства.

Цель планирования – обеспечить фирму необходимой рабочей силой и определить при этом издержки (на содержание, обучение) (см. рис. 1.3.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.3. Цели кадрового планирования.

 

Независимо от вида планирования, периода времени, большинство моделей  планирования ЧР содержат следующие  основные этапы:

1. Прогнозирование спроса ЧР.

2. Прогнозирование предложения ЧР.

3. Прогнозирование чистого спроса ЧР.

4. Разработка планов.

Прогнозирование спроса ЧР – количественная и качественная оценка будущих потребностей в ЧР.

Прогнозирование предложения  ЧР – включает 2 аспекта: анализ внутреннего предложения или существующего персонала и анализ внешнего предложения или потенциального персонала.

Прогнозирование чистого  спроса ЧР – разница между спросом и предложением ЧР определяет излишек или дефицит ЧР [12, c. 53].

Составление плана – указывается необходимость в ЧР по категориям персонала, по профессиям, по периоду времени.

Этапы планирования человеческих ресурсов:

1. Определяем среднесписочную численность персонала на конец года

2. Определяем необходимость замены работников с связи с выходом на пенсию, декретным отпуском, среднестатистической текучестью, учебными отпусками.

3. Определяем потребность в кадрах с связи с расширением или совершенствованием деятельности (открытие нового цеха/отдела, изменения в организационной структуре предприятия)

4. Определяем высвобождение кадров в связи с сокращением должностей

5. Определяем общую потребность или высвобождение в кадрах

6. Определяем плановую численность персонала.

Успех и выживание  организаций обеспечивается качеством  рабочей силы. Поэтому организации  должны сконцентрироваться, в первую очередь, на выявлении и привлечении  самых конкурентоспособных кандидатов, проблема, которая может быть решена в процессе профессионального найма.

Профессиональный найм это процесс идентификации и  привлечения потенциальных кандидатов на определенные должности. Найм может быть внутренний и внешний.

Внутренний найм – продвижение сотрудников внутри организации. Позволяет обеспечить карьерный рост каждого сотрудника.

Внешний найм – подбор людей, не связанных ранее с деятельностью  данного торгового объекта. Приглашаются известные специалисты или проводится обычный поиск по информационным базам. Набор людей «со стороны» дает возможность широкого выбора и привлечения «свежих» ресурсов в компанию.

Независимо от размера  каждая организация должна иметь  собственный план по найму персонала. План найма составляется на основе плана необходимости в персонале.

Проблема отбора персонал появляется тогда когда есть необходимость  выбрать подходящего кандидата  для определенной должности. Необходимо провести объективный анализ между  профессиональными характеристиками должности и физическими и психологическими возможностями претендента на эту должность.

Отбор ЧР должен осуществляться исходя из нескольких точек зрения:

1. Экономической – отбор создает предпосылки для роста качества рабочей силы, сокращается число несчастных случаев на производстве

          2. Психологической – интересы работников, личные качества, мотивация

          3. Социологической – правильное распределение по рабочим местам и отношения в коллективе

          4. Медицинской – противопоказания для кандидатов занимать определенные должности

Оценка найма и отбора персонала включают:

1. Показатель найма персонала – это отношение между численностью потенциальных кандидатов и численностью принятых на работу кандидатов;

2. Показатель отбора  - показатель обратно пропорциональный показателю найма.

Отбор завершается отклонением  несоответствующих кандидатов, их регистрацией в базе данных (как резерв) и принятии на работу тех кандидатов, которые  успешно прошли отбор. Чтобы получить наиболее достоверную информацию о кандидате можно, оценив его качества по десятибалльной системе (см. таблицу 1.1).

              Таблица 1.1

Оценка персонала

№ п/п

Качества работника

Баллы

1.

Внешние впечатление

1 2 3 ………………….8 9 10

2.

Способность выражать мысли

1 2 3 ………………….8 9 10

3.

Уверенность в себе

1 2 3 ………………….8 9 10

4.

Целеустремленность

1 2 3 ………………….8 9 10

5.

Готовность учиться

1 2 3 ………………….8 9 10

6.

Коммуникабельность и  т.д.

1 2 3 ………………….8 9 10


Предложение о работе подтверждается подписанием письменного  трудового контракта, который является обязательным. Человек, принятый на работу, становится работником организации и имеет все права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором и индивидуальным трудовым договором.

Новый работник принимается  на работу на основе следующих документов:

- индивидуальный трудовой договор;

- трудовая книжка;

- приказ о принятии на работу.

Адаптация персонала  проходит через следующие этапы:

1. Физиологическая адаптация  - адаптация нового работника к условиям труда, режиму работы и т.д.

2. Социальная адаптация – адаптация к коллективу

3. Профессиональная адаптация – адаптация к выполнению основных обязанностей.

Факторы, влияющие на адаптацию  персонала: образование, возраст, социальное положение, пол, темперамент.

Оценка компетентности является основной деятельностью МЧР, осуществляемая в целях определения  уровня  в соответствии, с которым  работники организации эффективно выполняют свои задачи и обязанности.

Измерение результатов  труда человека может быть объективным и субъективным. Объективное измерение выражается в физических единицах, субъективное – в количественной оценке.

Исходя из оценки результатов  труда работников, может последовать  продвижение, увольнение, отставка, а  также подготовка руководящих кадров и планирование их карьеры.

Одной из целей оценки результатов труда является идентификация  потребностей в обучении и развитии персонала.

Существует большое  количество методов развития профессиональных знаний и навыков:

1. Методы обучения на рабочем месте – подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. Включает прикрепление новых сотрудников к опытным работникам,  которые и проводят обучение. Преимущества: недорогой метод, стажеры обучаются в процессе работы. Недостатки: возрастание нагрузки на руководителей и специалистов, участвующих в процессе обучения, необходимость создания учебно-материальной базы, недостаточная методическая подготовка. Существует несколько видов: инструктаж, ротация, дублирование, делегирование.

2. Методы обучения вне рабочего места – для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций более эффективны программы обучения вне рабочего места. Методы: лекция, ситуационный анализ, деловые игры, обучение в университете (организация различных курсов), самостоятельное обучение. [24, c. 137].

Также очень важно  оценить результаты обучения, то есть практическое применение полученных в  процессе обучения навыков и знаний.

Оценка обучения возвращает нас к началу цикла обучения, таким образом, мы имеем возможность совершенствовать учебные планы и выявить дальнейшие потребности в обучении.

Менеджер по персоналу  обязан вести учет обучения каждого  работника предприятия. Полная оценка обучения должна помочь ответить на вопросы связанные с расчетом эффективности затраченных средств на обучение.

Информация о работе Менеджмент человеческих ресурсов