Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Развитие местного самоуправления территории входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль местного самоуправления в развитии территории
1.2. Планирование социально-экономического развития территории
1.3. Российский опыт развития местного самоуправления
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1. Характеристика социально-экономической ситуации Медведевского муниципального района
2.2. Оценка системы местного самоуправления Медведевского муниципального района
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1. Краткое содержание программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района
3.2. Оценка эффективности реализации программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района

Работа состоит из  1 файл

курсовая Еремин.docx

— 352.54 Кб (Скачать документ)

     Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что  две стороны общественного управления — самоуправленческие и государственнические начала — следуют в общем русле  изменений социально-экономических  и политических процессов, переплетаясь и синтезируясь в единый институционально-нормативный комплекс публичной власти. Но при этом механизм управления страной в целом, ее региональными и местными (территориальными) самоуправляющимися единицами постоянно меняется, склоняясь в сторону то централизации, то децентрализации власти.

     Правовую  основу функционирования местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., № 154-ФЗ (с последующими изменениями), другие федеральные законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; конституции, уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой базы местного самоуправления в РФ можно считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении; ее основные принципы и положения уже нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении. В основе иерархии нормативных актов о местном самоуправлении находятся конституционные предписания, закрепившие общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в РФ. Учитывая, что местное самоуправление в России и в современных условиях устанавливается сверху, необходимы были достаточные конституционные гарантии его утверждения и развития.

     Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ государственного устройства России. Согласно ст. 12 в  «Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Это означает, что без полноценного местного самоуправления Россия не сможет быть демократическим правовым государством, а ограничение его прерогатив должно рассматриваться как посягательство на основы конституционного строя РФ.

     Подходя к местному самоуправлению как к  институту, важному с государственной  точки зрения, государство обосновывает и устанавливает гарантии местного самоуправления.

     Конституция РФ, федеральные законодательные  акты, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ, гарантируя местное самоуправление, обеспечивают правовыми средствами и мерами не только организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, но и защиту прав местного самоуправления.

     Особо следует выделить государственную  поддержку как способ укрепления гарантий и стимулирования местного самоуправления.

     Государственная поддержка местного самоуправления выражается в реальных формах, среди  которых: а) издание законодательных  актов по вопросам организации и  деятельности местного самоуправления; б) рассмотрение предложений и обращений местного самоуправления и принятие мер по их удовлетворению; в) оказание материально-финансовой помощи в виде увеличения размеров отчислений в местные бюджеты, выделения дотаций, предоставления кредитов и т.п.

     Органы  государственной власти регулируют особенности организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях и т.п. Органы государственной власти могут и должны контролировать лишь законность действий местных органов власти, но не их целесообразность. Если местные органы власти приняли законное решение, государственные властные структуры не должны мешать им исполнять эти решения. В частности, органы государственной власти регулируют и устанавливают ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов. Осуществляется прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, т.е. контроль решений, принимаемых органами местного самоуправления, контроль за лицами, нацеленный на наказание за проступки (превышение полномочий, уклонение от обязательств и т.п.), совершенные этими лицами при исполнении служебных обязанностей.

     Нормативной базой в сфере местного самоуправления являются также законы о местном самоуправлении, разделы конституций и уставов отдельных субъектов РФ.

     К важнейшим параметрам экономической  деятельности на уровне местного самоуправления относятся: основные принципы организации  местных финансов; источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами; гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых обязательств.

     Финансово-экономическую  основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы, формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований.

     Состояние финансово-экономической основы местного самоуправления, в свою очередь, во многом обусловлено состоянием экономики государства в целом, его финансов. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что оно, государство, берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.

     Европейская Хартия о местном самоуправлении закрепляет в ст. 9 следующие общие  принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления:

  • органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
  • финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям;
  • по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
  • финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
  • защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

     Эти пять основных положений Европейской  Хартии местного самоуправления можно  рассматривать в качестве общих  принципов, которые должны определять финансово-налоговую политику демократического государства, в том числе и России, применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

     Проблема  формирования финансовой основы органов местного самоуправления, проведения сбалансированной бюджетно-финансовой политики относится к числу наиболее сложных.

     Вопросы местных финансов в настоящее  время регулируются Федеральным  законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г., № 126-ФЗ. Закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

1.2. Планирование социально-экономического развития территории

     Целью управления занятостью населения является содействие занятости населения путем снижения уровня безработицы, смягчения ее социальных последствий, создания и сохранения рабочих мест в перспективных секторах экономики.

     К числу конкретных задач управления занятостью в МО относятся следующие:

  • профилактика массовых высвобождений;
  • снижение темпов роста безработицы;
  • создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан;
  • содействие занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • смягчение социальных последствий безработицы путем оказания целевой социальной и материальной поддержки граждан на период вынужденной безработицы;
  • обеспечение социальных гарантий занятости молодежи, инвалидов, лиц «предпенсионного» возраста и других категорий населения из числа неконкурентоспособных граждан;
  • создание условий для роста качества рабочей силы;
  • совершенствование работы службы занятости.

     Программно-целевой  метод управления занятостью. Программа содействия занятости населения ориентирована на выполнение мероприятий по согласованию задач в сфере трудовых отношений с социально-экономической стратегией МО, рациональному сочетанию территориальных и отраслевых интересов.

     Разработка  целевой программы предполагает формирование ряда взаимоувязанных  блоков или разделов, которые содержат как ряд показателей, так и  комплекс мероприятий. Как правило, составляются целевой, структурный, ресурсный  блоки, блок технико-экономического обоснования и организационный блок.

     Основные  цели разработки Программы ранжируются  следующим образом (рис. 1.2).

     На  основе системы целей формулируется  круг конкретных стратегических задач, решаемых в рамках программы, включающих разработку мер по:

     обеспечению правовых, экономических  и организационных  условий в целях стабилизации занятости населения и повышения качества рабочей силы;

     повышению уровня конкурентоспособности  рабочей силы и  содействию занятости неконкурентоспособных на рынке труда групп населения: разработка предложений по стимулированию работодателей к созданию новых рабочих мест для неконкурентоспособных граждан; осуществление комплекса работ по организации профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, создание профессионально-информационного реестра для женщин, учитывающего конкурентоспособные профессии; содействие занятости молодежи, в том числе временной занятости несовершеннолетних граждан и выпускников учебных заведений, поддержка доходов длительно безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения;

     формированию  эффективной структуры  занятости населения, снижению уровня непродуктивной занятости: меры по развитию новых видов занятости и последовательной ликвидации «неэффективных» рабочих мест; предложения о льготном налогообложении прибыли предприятий; определение порядка предоставления отсрочек и налоговых льгот;

     развитию  территориальной  и профессиональной мобильности рабочей  силы;

     предотвращению  массовой безработицы  и неполной занятости;

     совершенствованию информационной поддержки  развития системы занятости и формирования рынка труда;

     развитию  службы занятости  населения.

     

     Рис. 1.2. Иерархия целей разработки программы содействия занятости в МО

     На  этой основе разрабатываются следующие  блоки:

     обеспечение правовых, экономических  и организационных  условий в целях содействия занятости;

     научно-методическое обеспечение выполнения программных мероприятий;

     обеспечение инвестиционной поддержки  создания рабочих мест в перспективных секторах экономики;

     финансовые  ресурсы, определяющие объем и структуру финансового обеспечения реализации программы;

Информация о работе Местное самоуправление