Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Развитие местного самоуправления территории входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль местного самоуправления в развитии территории
1.2. Планирование социально-экономического развития территории
1.3. Российский опыт развития местного самоуправления
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1. Характеристика социально-экономической ситуации Медведевского муниципального района
2.2. Оценка системы местного самоуправления Медведевского муниципального района
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1. Краткое содержание программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района
3.2. Оценка эффективности реализации программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района

Работа состоит из  1 файл

курсовая Еремин.docx

— 352.54 Кб (Скачать документ)

     Коэффициент рождаемости в районе за 2009 год выше среднереспубликанского уровня на 9,5%, а коэффициент смертности ниже на 9,4%.

     

     Рис.2.2 Состояние демографической ситуации в Медведевском районе в 2005-2009 гг. (на 1000 населения в целом)

     По  данным статистической отчетности в 2009 году в районе число зарегистрированных браков составило 571 (11,5% от общего числа браков, заключенных в республике), а число разводов -160 (6,9 % от общего числа разводов). На 100 браков пришлось 28 разводов (в среднем по республике 47).

     Число браков в 2009 году увеличилось на 42,0% по сравнению с 2008 годом, а число разводов уменьшилось на 28,3%.

     По  данным ЕГРПО на 1 января 2009 года число учтенных субъектов всех видов экономической деятельности составило в Медведевском районе 564 единицы. При этом прирост числа организаций за 2008 год составил 6%, или 130 единиц.

     По  данным статистической отчетности на 1 января 2009 года 

 

     

       Таблица 2.9

     Распределение субъектов различных  отраслей экономики  в Медведевском районе по формам собственности в 2005-2008 гг.

Отрасль экономики Всего государственная муниципальная частная и смешанная
2005 2006 2007 2008 2008/2007, % 2005 2006 2007 2008 2008/2007, % 2005 2006 2007 2008 2008/2007, % 2005 2006 2007 2008 2008/ 2007, %
Всего, из них: 448 473 534 564 106 34 35 38 35 92,1 86 87 93 96 103 233 254 317 379 119,6
Промышленность 43 47 64 77 120 2 2 2 2 100 2 2 1 2 200 37 41 59 71 120,3
Сельское  хозяйство 76 78 65 64 98,5 9 10 10 10 100 4 3 3 2 66,7 63 65 52 52 100
Строительство 24 27 28 17 60,7 2 2 3 1 33,3 1 1 2 - - 19 21 21 16 76,19
Торговля  и общественное питание 60 69 69 24 34,8 1 1 1 2 200 1 1 1 1 100 57 66 66 19 28,79
Транспорт 12 12 16 82 513 1 1 1 2 200 - - - 1 - 11 11 15 78 520
Жилищно-коммунальное хозяйство 42 44 78 86 110 - - - - - 2 2 2 2 100 28 31 76 84 110,5
Здравоохранение 2 2 3 4 133 1 1 1 1 100 1 1 1 1 100 - - 1 2 200
Народное  образование 48 52 53 54 102 4 4 4 3 75 43 46 47 49 104 1 2 2 2 100
Культура, искусство 2 2 6 8 133 1 - - - - 2 2 6 7 117 - - - 1 -

 

     

в районе сосредоточено 189 хозяйственных товариществ (33,5%), 16-унитарных предприятий (2,8%_ и 102 учреждения (18,1%). При этом за 2008 год число прдеприятий в промышленном секторе увеличилось на 13 единиц, в транспортном секторе – 66 единиц, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 10 единиц (см. таблица 2.9).

     

     Рис.2.3 Распределение организаций по отраслям в 2008 году, число организаций/доля в общем количестве организаций

     

      Рис. 2.4 Распределение организаций по формам собственности в 2008 году, %     

     Из  рис. 2.3 видно, что наибольшая доля предприятий сосредоточена в сельскохозяйственном секторе (28%), в торговле и общепите – 22%, в народном образовании - 18%, ЖКХ – 16%, строительстве – 9%, транспортном хозяйстве – 5%,   культуре и искусстве – 1% всех организаций.

     Данные  рис. 2.4 говорят о том, что в муниципальной собственности сосредоточено лишь 19% организаций. Наибольшая доля организаций (74%) имеет частную и смешенную форму собственности.

     Таким образом, оценка социально-экономической  ситуации в Медведевском муниципальном районе показала целесообразность проведения следующих мероприятий по улучшению социально-экономического положения района:

  • Создание благоприятных условий для развития предпринимательства (совершенствование налогового законодательства);
  • Обеспечение достойного уровня жизни населения (совершенствование социальной политики).

     Можно выделить два основных подхода органов  местного самоуправления Медведевского района к решению проблемы местного экономического роста.

     Во-первых, они активно способствуют созданию благоприятного делового климата, подходящих условий для поддержки уже существующих предприятий, для привлечения и удержания инвестиций, содействуют развитию предпринимательской деятельности, становлению собственников, обеспечивают эффективную работу местного хозяйства, гарантируют работу необходимых для бизнеса отраслей и служб (от образования до противопожарной безопасности). Во-вторых, важнейшая задача органов местного самоуправления — расширение экономического потенциала территории, в первую очередь путем развития элементов хозяйственной инфраструктуры: транспорта, связи, земельных участков, производственных помещений, энерго- и водоснабжения и т.п. Эти два направления стратегического развития, в том числе и на местном уровне, более уместны в условиях устоявшейся, хорошо отлаженной экономической системы, функционирующей на основе частной собственности.

     В современный период одной из главных  функций органов местного самоуправления, особенно в городах, становятся поиск, привлечение и удержание инвестиций. Каждая новая инвестиция означает новые рабочие места, новые деловые возможности для существующих предприятий, а также дополнительные налоги и пошлины, поступающие в казну, в том числе местную. То же самое можно сказать и о тех случаях, когда местным властям удается сохранить то или иное предприятие. Поэтому важнейшая роль принадлежит созданию стимулирующей производство товаров и услуг налогово-правовой среды.

     Следует подчеркнуть, что экономической  основой местного самоуправления являются мелкие и средние предприятия и фирмы, малое предпринимательство. Формированию экономической основы местного самоуправления способствуют такие новые объективные факторы, как переход промышленности от тяжелого производства, выгодного крупным фирмам, к высокотехнологическим энерго- и материалосберегающим и наукоемким отраслям промышленности, где преобладают малые формы организации производства. Этому процессу способствуют также опережающий рост сектора услуг и информации, компьютеризация, новые подходы к проблемам регионального и городского развития.

     Масштабы  и уровень развития малого предпринимательства  являются, пожалуй, самым ярким индикатором зрелости и активности рыночных отношений. С усилением позиций малых предприятий, «малой экономики», как показывает мировая практика, ослабляются стажирующие тенденции, оживляется экономическая активность, нормализуются процессы ценообразования, складывается механизм согласования спроса и предложения на рынке товаров, услуг и рабочей силы. Решающая роль органов самоуправления в развитии малого бизнеса делает необходимым привлечение и удержание на своей территории разнообразных предприятий, беспрецедентно подвижных, легких на подъем, оказывающих самые разнообразные  услуги   населению.

2.2. Оценка системы местного самоуправления Медведевского муниципального района

     Местное самоуправление строится на ряде подсистем (см. рис 2.5).

Территориальная основа

Организационная основа

Правовая  основа

 

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ МЕДВЕДЕВСКОГО  РАЙОНА

       

Компетенции и полномочия МСУ

Финансово-экономическая  основа

 

     Рис. 2.5 Система местного самоуправления Медведевского муниципального района

     Рассмотрим  каждую из подсистем местного самоуправления Медведевского района.

     Правовая  основа

     Правовую  основу функционирования местного самоуправления Медведевского района составляют:

  • Конституция Российской Федерации
  • Конституция Республики Марий Эл
  • Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 №126-ФЗ
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 №154-ФЗ
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 №67-ФЗ
  • Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11. 1996 №138-ФЗ
  • Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 №8-ФЗ
  • Закон Республики Марий Эл от 18 июня 2004 года №  15-3 «О статусе, границах и территориях муниципальных образований Республики Марий Эл»
  • Устав муниципального образования «Медведевский муниципальный район»

     Согласно  ст. 12 Конституции РФ власть в стране организационно разделена на два уровня — систему государственной власти и систему местного самоуправления.

     Местное самоуправление рассматривается Конституцией РФ как одна из основ государственного устройства России. Согласно ст. 12 в «Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Это означает, что без полноценного местного самоуправления Россия не сможет быть демократическим правовым государством, а ограничение его прерогатив должно рассматриваться как посягательство на основы конституционного строя РФ.

     Особого внимания заслуживает  глава VII «Административное и территориальное деление. Местное самоуправление» Конституции РМЭ.

     Согласно  ст. 98 Конституции РМЭ «Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения с учетом исторических и местных традиций».

     Местное самоуправление в городских и  сельских поселениях, муниципальных  районах, городских округах и  на других территориях осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Установление  и изменение границ муниципальных  образований осуществляется законом  республики по инициативе населения, органов  местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации и Республики Марий Эл в порядке, установленном федеральным законом.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения.

     Органы  местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

     Местное самоуправление в Республике Марий  Эл гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных  Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл и законами.

      Необходимым компонентом правовой основы местного самоуправления Медведевского района является Устав муниципального образования «Медведевский муниципальный район», который принимается муниципальным образованиям самостоятельно.

     Устав Медведевского района как муниципального образования, закрепляет:

  1. наименование, правовой статус, состав территории и границы муниципального района;
  2. вопросы ведения органов местного самоуправления муниципального района;
  3. форму, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;
  4. структуру, наименование, полномочия и порядок органов местного самоуправления;
  5. основы муниципальной службы;
  6. виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) вступления в силу муниципальных правовых актов;
  7. экономическую и финансовую основы местного самоуправления;
  8. и другие положения об организации местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление