Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа
Развитие местного самоуправления территории входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль местного самоуправления в развитии территории
1.2. Планирование социально-экономического развития территории
1.3. Российский опыт развития местного самоуправления
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1. Характеристика социально-экономической ситуации Медведевского муниципального района
2.2. Оценка системы местного самоуправления Медведевского муниципального района
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1. Краткое содержание программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района
3.2. Оценка эффективности реализации программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района
4. Территориальная модель местного самоуправления Медведевского муниципального района
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление границ территорий муниципальных образований отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Различные категории муниципальных образований обладают различной степенью готовности исполнять те или иные полномочия. Но действующее бюджетное и налоговое законодательство, а также законодательство о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматривают единый список финансируемых из местных бюджетов расходов, единые для всех муниципальных образований вопросы местного значения.
При имеющейся неопределенности территориальных основ местного самоуправления достаточно сложно обеспечить соответствие материальных (объекты муниципальной собственности) и финансовых (доходные источники местных бюджетов) основ полномочиям, закрепленным за органами местного самоуправления.
Такая же неопределенность наблюдается и в организационных основах местного самоуправления. С одной стороны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, и у органов государственной власти, кажется, нет права и необходимости регулировать данный вопрос. С другой стороны, ничем не установлено, что именно следует понимать под структурой органов местного самоуправления, из каких элементов она состоит, каким образом население определяет эту структуру. Есть разногласия и в вопросах установления численности представительных органов местного самоуправления, допустимости совмещения представительных и исполнительно-распорядительных функций в одном лице или в одном органе.
В настоящее время в России, как и в других странах, существует проблема децентрализации управления и создания эффективной системы взаимно дополняющих друг друга государственных и муниципальных органов власти. На современном этапе развития российской государственности особенно актуальным является установление прав и обязанностей всех уровней власти посредством реализации тех положений Конституции Российской Федерации, которые затрагивают разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В связи с этим важно разграничить полномочия всех уровней публичной власти таким образом, чтобы решение задач осуществлялось на том уровне, который способен сделать это наиболее рационально, прежде всего, с точки зрения доступности для граждан социальных услуг.
Исходя из взаимосвязи территориальной основы и компетенции местного самоуправления Медведевского муниципального района, есть необходимость одновременного решения двух задач - приближения местного самоуправления к населению и обеспечения эффективности деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий.
Определенные изменения необходимо внести в структуру органов местного самоуправления Медведевского муниципального района. Так, представляется целесообразным установить минимальный перечень обязательно создаваемых органов местного самоуправления, запретить совмещение в одном лице функций председателя представительного органа и главы местной администрации, предусмотреть возможность формирования на уровне Медведевского муниципального района представительного органа путем делегирования представителей поселений.
При всех ограничениях Медведевский муниципальный район имеет достаточно широкий выбор моделей организации местного самоуправления, так как с учетом местных особенностей необходимо обеспечить возможность применения той модели, которая максимально отвечает социальным, политическим, экономическим условиям муниципального образования, его историческим и национальным традициям.
5. Формы перехода к новой модели организации местного самоуправления Медведевского муниципального района
Изменение
принципов территориальной
Модель проектирования технологии развития местного самоуправления Медведевского муниципального района представлена в приложении 1.
Оценка эффективности реализации программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района является заключительным этапом в проектирования технологии развития местного самоуправления.
Реализация
программы развития местного самоуправления
Медведевского муниципального района
имеет ряд положительных социально-экономических
последствий (рис.3.3).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Рис.3.3. Показатели эффективности реализации программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района
Основными экономическими показателями эффективности реализации программы развития местного самоуправления являются:
Оценка
эффективности
К числу позитивных социальных изменений можно отнести:
Следствием установленных связей между местными органами управления и общественностью, а также показателем эффективности таковых является степень доверия жителей властным структурам. Высокий уровень взаимопонимания и взаимодействия между властью и гражданами служит основой стабильного политического, экономического, социального развития. Это делает муниципальное образование привлекательным для иностранных инвесторов, представителей деловых кругов и в конечном итоге способствует развитию его социального потенциала.
Активное
участие граждан на всех стадиях
разработки, принятия и
осуществления управленческих решений
обеспечивает как регулирование социальных
отношений, так и реализацию их профессионального,
предпринимательского, научного и прочих
потенциалов. Участвуя в различных формах
гражданских инициатив, жители Медведевского
муниципального района способствуют развитию
местного самоуправления, а также приобретают
опыт, новые знания, совершенствуют свои
способности и личностные качества. В
функционировании местного самоуправления
Медведевского муниципального района
фокусируются взаимосвязь и взаимодействие
экономических, общественно-политических,
духовных факторов, определяющих развитие
социального потенциала района. Формирование
отношений собственности, выступающее
в качестве экономического фактора развития
социального потенциала муниципального
района, тесно сопряжено с развитием местного
самоуправления. Управление граждан делами
Медведевского муниципального района
начинается с участия в управлении своей
собственностью. Наличие широкого слоя
собственников, составляющих основу стабильного
развития общества, создает не только
экономические предпосылки ценностной
переориентации граждан, но и позволяет
им проявить инициативу, способность к
творчеству и новаторству, умение принимать
решения и нести за них ответственность,
другие качества. Реализация самоуправленческих
начал муниципального образования находится
во взаимосвязи и с духовными факторами
развития его потенциала. Высокий уровень
терпимости, межличностного доверия населения,
актуализация в их сознании ответственности
как слагаемого самоуправленческой
деятельности свидетельствуют
об определенном уровне предрасположенности
граждан к восприятию ценностей демократии.
Это создает ту культурную среду, которая
необходима для активизации самоуправленческой
деятельности, способствующей развитию
социального потенциала Медведевского
муниципального района в целом.
В заключение проведенной оценки системы местного самоуправления и разработки программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района отметим наиболее важные моменты, прозвучавшие в работе.
На протяжении 2005-2008 гг. наблюдается положительная динамика таких социально-экономических показателей развития Медведевского района, как объемы промышленной продукции, объем подрядных работ, ввод в действие жилых домов, продукция сельского хозяйства, оборот розничной торговли, номинальная начисленная заработная плата, объем платных услуг. Рост данных показателей говорит о развитии экономики Медведевского района в целом за анализируемый период.
Следует отметить, что отмечена также и отрицательная динамика по следующим показателям: грузооборот автомобильного транспорта, оборот общественного питания. Следовательно, данным проблемным областям в экономике необходимо уделить особое внимание.
Отметим основные положительные тенденции в развитии района в 2008 году: инвестиции в основной капитал выросли на 71,1%; положительный финансовый результат в деятельности предприятий; суммарная просроченная задолженность по обязательствам крупных и средних организаций уменьшилась на 13,8%; среднемесячная номинальная заработная плата по крупным и средним организациям увеличилась на 24,2%.
Среди организаций, обеспечивших существенный рост промышленного производства за анализируемый период, можно назвать: ОАО «Наше пиво», ЗАО «Краснооктябрьский завод металлоизделий», ОАО мясокомбинат «Карина», ООО «Завод «Лесфорт». Также среди крупных и средних промышленных предприятий района можно выделить такие предприятия, как ООО «Агропромновация», ОАО «Арбанское торфопредприятие», Медведевское МУПБУ, ОАО «Сервиссбыт», ОАО «Марийская мясная компания».
Преобладающая часть занятого населения Медведевского района сосредоточена в крупных и средних организациях.
По данным статистической отчетности средняя зарплата, начисленная за 2008 год по крупным и средним организациям района, составила 4423,6 руб. (в среднем по Республике Марий Эл за 2008 год – 5141,6 руб.) и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 24,2%.
Демографическая ситуация в Медведевском районе в 2008 году характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения
По данным ЕГРПО на 1 января 2005 года число учтенных субъектов всех видов экономической деятельности составило в Медведевском районе 564 единицы. При этом прирост числа организаций за 2007 год составил 6%, или 130 единиц.