Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Развитие местного самоуправления территории входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль местного самоуправления в развитии территории
1.2. Планирование социально-экономического развития территории
1.3. Российский опыт развития местного самоуправления
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1. Характеристика социально-экономической ситуации Медведевского муниципального района
2.2. Оценка системы местного самоуправления Медведевского муниципального района
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1. Краткое содержание программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района
3.2. Оценка эффективности реализации программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района

Работа состоит из  1 файл

курсовая Еремин.docx

— 352.54 Кб (Скачать документ)

     социальные  цели, выражающие потребности в необходимости проведения мероприятий по поддержке неконкурентоспособных граждан;

     информационные  ресурсы, предполагающие создание банков данных, проведение мониторинга развития системы рабочих мест, освещение в средствах массовой информации процесса реализации программы.

     Разработанная система целей и задач на долгосрочный период базируется на целях более высокого порядка, относящихся к стратегии развития рыночной экономики и конкретного МО.

     В концептуальном плане реализация целей  программы основана на предположении активизации инвестиционной деятельности предприятий, усилении социальной направленности проводимых экономических преобразований, реализуемых и разрабатываемых на территории МО, долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, связанных со структурной перестройкой экономики МО.

     Перечень  задач, исходя из сформулированных целей  программы, достаточно широк. В программе приводятся лишь приоритетные направления. Отбор из полного перечня тех проблем, которые требуют программного решения, производится на основании следующих критериев:

  • особо важная значимость для региональной экономики МО, связь с крупными структурными преобразованиями, повышение эффективности функционирования системы рабочих мест;
  • межотраслевой и многоплановый характер проблемы;
  • подготовленность системы управления и финансирования к решению данной проблемы. В условиях значительных финансовых ограничений в перечень программных мероприятий включаются лишь приоритетные, обеспечивающие при этом наименьшую финансовую нагрузку на расходную часть бюджета и отражающие реальные финансовые возможности МО.

     Начиная с 2001 г. финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, местного бюджета, внебюджетных фондов, средств работодателей и других источников.

     Финансовый  механизм программы строится на следующих  принципах:

  • учет стоимости программных мероприятий, содействующих стабилизации занятости, предусмотренных другими целевыми программами, и исключение данных финансовых затрат из общей суммы финансирования настоящей программы содействия занятости населения;
  • выделение средств из федерального бюджета и других источников на поддержку финансирования наиболее значимых мероприятий;
  • научно-методическое сопровождение реализации мероприятий.

1.3.  Российский опыт развития местного самоуправления

       Местное самоуправление в России имеет мощные исторические корни. Российская государственность, насчитывающая более одиннадцати веков, состоялась во многом благодаря местному самоуправлению. Начиная с первых государственных образований на территории современной России (Киевская Русь, Новгородское государство, Московское государство и др.), местное самоуправление было мощным системообразующим фактором.

     Развитию  местного самоуправления на протяжении веков противостоял процесс централизации государственного управления. Централизация государственного управления, необходимая в условиях внешней угрозы, в условиях мирного развития ослабляет государственный организм, делает его неконкурентоспособным, так как прямым следствием централизации является подавление социальной активности, что равнозначно невостребованности интеллектуального потенциала нации - основного фактора развития.

     По  своей природе местное самоуправление — явление гораздо более сложное, чем его формальный современный  конституционно-правовой статус. В  соответствии с Конституцией России местное самоуправление признается как политический институт в системе  народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

     Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.

     Поэтому при проектировании государственного строительства местное самоуправление нельзя рассматривать только как властный институт или как институт гражданского общества. Он гармонично сочетает в себе и государственную, и общественную составляющую, а в качестве механизма согласования интересов Общества и Государства он также является фактором повышения экономической эффективности и конкурентоспособности государства.

     В отношениях с государством институт местного самоуправления выражает интересы территориальных сообществ. В отношениях государства с локальными сообществами он, по существу, является проводником интересов государства, так как отстаивает целостность социально-территориального пространства и его развитие. Ослабление одной из названных составляющих местного самоуправления (общественной или государственной) ведет к дисбалансу интересов государства и общества, что, как правило, завершается кризисом государственности.

     Таким образом, сильное государство - это  не централизованное государство. Одним из условий, необходимым для формирования сильного, конкурентоспособного государства, является наличие политических, социальных и экономических механизмов, обеспечивающих реальное согласование и реализацию интересов государства и местных сообществ.

     Процесс становления местного самоуправления не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства как самостоятельное направление развития российской государственности в отрыве от других направлений, прежде всего: системы публичной власти; системы управления, включающей в качестве подсистем системы государственного и муниципального управления; бюджетно-налоговой системы и др.

     Учитывая  роль и место местного самоуправления в решении вопросов перехода России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны, становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства. Процесс должен осуществляться в рамках специальной общегосударственной программы.

     Условием  развития местного самоуправления является наличие общей стратегии государственного строительства и представлений  о роли и месте местного самоуправления в системах публичной власти и управления развитием.

     Представляется, что роль государства в становлении  и развитии местного самоуправления в целом должна возрасти. Усиление роли государства в отношении муниципальных образований должно осуществляться не в направлении непосредственного участия в решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его роли в координации всех процессов государственного строительства, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований. Необходим переход от эпизодических мер государственной поддержки развития муниципальных образований к системной работе по управлению реформой в направлении создания необходимых условий развития местного самоуправления.

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1. Характеристика социально-экономической ситуации Медведевского муниципального района

     Территория  Республики Марий Эл включает в себя территории районов, городов и других административно-территориальных единиц. Медведевский район – это один из четырнадцати районов Республики.

     По  данным 2009 года оборот крупных и средних организаций Медведевского района составил 2526647 тыс. руб. (третий по величине результат деятельности предприятий районов республики в данном периоде после Оршанского и Звениговского районов).

     Рассмотрим  основные социально-экономические  показатели деятельности района за 2005-2008 гг. в таблице 2.1.

     Таблица 2.1

     Основные  экономические и  социальные показатели развития Медведевского района в 2005-2008 гг.

Показатели 2005 2006 2007 2008 Темпы роста 2008 года к 2007, %
Объем промышленной продукции, млн.р. 91,8 93,1 124,7 283,7 228
Объем подрядных работ, выполненных собственными силами, млн.р. 63,5 59,8 117,6 147,9 126
Ввод  в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади 11,9 14,9 15,4 15,7 102

 

Окончание таблицы 2.1

Продукция сельского хозяйства, произведенная  сельхозорганизациями, млн.р. 712,6 780,5 883,2 1004,5 114
Грузоооборот автомобильного транспорта, млн. тонно-км 8316,3 39,6 43,2 40,7 94
Оборот  розничной торговли, млн.р. 397,2 492,3 495,1 573,6 116
Оборот  общественного питания, млн.р. - - 23,5 19 81
Объем платных услуг населению, млн.р. - - 209,4 279,7 134
Сальдированный  финансовый результат (прибыль минус  убыток) (без предприятий сельского  хозяйства) в факт. ценах, тыс. р. - - -39,9 -24727 61972
Номинальная начисленная средняя заработная плата работника, руб. 1241 2175,9 2758,4 3546,7 129
Численность, незанятых трудовой деятельностью, человек 400 - 425 415 98
из  официально зарегистрированы безработными 300 313 389 397 102
Задолженность крупных и средних организаций, млн.р.:          
дебиторская - - 273,4 280,7 103
Кредиторская - - 540 505,1 94

     Согласно  данным таблицы 2.1 на протяжении 2005-2008 гг. наблюдается положительная динамика таких социально-экономических показателей, как объемы промышленной продукции, объем подрядных работ, ввод в действие жилых домов, продукция сельского хозяйства, оборот розничной торговли, номинальная начисленная заработная плата, объем платных услуг. Рост данных показателей говорит о развитии экономики Медведевского района в целом за 2005-2008 г.

     Следует отметить, что отмечена также и  отрицательная динамика по следующим  показателям: грузооборот автомобильного транспорта, оборот общественного питания. Следовательно, данным проблемным областям в экономике необходимо уделить  особое внимание.

      Отметим, что объем промышленной продукции вырос в 2008 году на 128% по сравнению с 2007 годом, объем подрядных – 26%, продукция сельского хозяйства – 14%.

     Основные  экономические и социальные показатели развития Медведевского района в 2009 году представлены в таблице 2.2.

     Таблица 2.2

     Основные  экономические и  социальные показатели развития Медведевского района в 2009 г.

Показатели 2009 В % к 2008 году
Инвестиции  в основной капитал, млн.р. 548,2 171,1
Сальдированный  финансовый результат (прибыль минус  убыток) в факт. ценах, тыс. р. 139203 15,1
Средняя численность работающих в экономике, человек 12382 97,4
Номинальная начисленная средняя заработная плата работника, руб. 4423,6 124,2
Задолженность крупных и средних организаций, млн.р.:    
дебиторская 208,8 92,2
Кредиторская 385,9 64,8

     Отметим основные положительные тенденции в развитии района в 2009 году:

  • Инвестиции в основной капитал выросли на 71,1%
  • Положительный финансовый результат в деятельности предприятий
  • Суммарная просроченная задолженность по обязательствам крупных и средних организаций уменьшилась на 13,8%
  • Среднемесячная номинальная заработная плата по крупным и средним организациям увеличилась на 24,2%

Информация о работе Местное самоуправление