Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Развитие местного самоуправления территории входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль местного самоуправления в развитии территории
1.2. Планирование социально-экономического развития территории
1.3. Российский опыт развития местного самоуправления
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1. Характеристика социально-экономической ситуации Медведевского муниципального района
2.2. Оценка системы местного самоуправления Медведевского муниципального района
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1. Краткое содержание программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района
3.2. Оценка эффективности реализации программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района

Работа состоит из  1 файл

курсовая Еремин.docx

— 352.54 Кб (Скачать документ)

     Расходы    бюджета   муниципального   района   осуществляются    в 
формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

     Реестр  расходных  обязательств  муниципального района ведется  в 
порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством.

     Средства  местного бюджета в качестве дополнительного  финансирования к выделенным субвенциям из республиканского бюджета Республики Марий Эл могут быть направлены на выполнение переданных в установленном  законом порядке отдельных государственных  полномочий в области социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе:

  • на оказание адресной социальной помощи гражданам, проживающим на 
    территории муниципального района;
  • на проведение мероприятий, направленных на улучшение социального 
    обслуживания граждан и предоставление им мер социальной поддержки;
  • на проведение мероприятий, посвященных социально значимым датам.

      Расходы     местного     бюджета     на     выравнивание     бюджетной 
обеспеченности    поселений    осуществляются    в    порядке,    определенном Бюджетным         кодексом         Российской        Федерации,         федеральным законодательством,   законами   Республики   Марий   Эл   и   Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе.

      Расходы     местного     бюджета     на     осуществление     отдельных 
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления 
федеральными законами и законами Республики Марий Эл, осуществляются в порядке,  установленном   соответственно   федеральными     органами государственной   власти  и  органами   государственной   власти   Республики Марий Эл.

      Не  допускается  осуществление  расходов  местного  бюджета  на 
финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов  государственной  власти Республики  Марий  Эл, за исключением случаев,   установленных   федеральными   законами,   законами  Республики Марий Эл.

      Доходы  бюджета муниципального района образуются за счет .налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

      К собственным доходам бюджета  муниципального района относятся:

  1. средства самообложения;
  2. доходы от местных налогов;
  3. доходы от региональных налогов;
  4. доходы от федеральных налогов;

      5) доходы,    полученные    в    виде    безвозмездных    и    безвозвратных перечислений,    за    исключением    субвенций     из    Федерального фонда компенсаций и (или) фонда компенсаций Республики Марий Эл;

      6) доходы      от     имущества,     находящегося     в     муниципальной собственности;

      7) часть   прибыли   муниципальных   предприятий,   остающейся   после уплаты налогов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решением Собрания депутатов муниципального района, и часть доходов от оказания муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов;

  1. штрафы, в соответствии с федеральным законодательством и законом 
    Республики    Марий    Эл    «Об    административных    правонарушениях    в 
    Республике Марий Эл»;
  2. добровольные пожертвования;

      10) иные   поступления   в   соответствии   с   федеральными   законами, законами Республики Марий Эл;

      В доходы бюджета муниципального района подлежат зачислению субвенции, предоставляемые  на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Марий  Эл.

3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

3.1. Краткое содержание программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района

     Учитывая  роль и место местного самоуправления в решении вопросов перехода России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны, становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства. Процесс должен осуществляться в рамках специальной общегосударственной программы.

     Модель  развития местного самоуправления Медведевского муниципального района представлена на рис. 3.1.

Финансово-экономическая  основа

       

Направления совершенствования  местного самоуправления Медведевского муниципального района

 

Вопросы местного значения

       
 
 

Территориальная модель

 
 

     Рис. 3.1. Модель развития местного самоуправления Медведевского муниципального района 
 
 

     ПРОЕКТ 

     ПРОГРАММЫ

     РАЗВИТИЯ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 

     1. Основные направления реформы местного самоуправления в Российской Федерации

     В Указе Президента РФ «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ» от 11 июня 1997 г. № 568 подчеркивается, что дальнейшее развитие местного самоуправления предусматривает решение задач, направленных на создание финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти РФ с органами местного самоуправления. Администрацией Президента РФ совместно с правительством РФ предписано организовать взаимодействие с союзами и ассоциациями муниципальных образований для обеспечения участия органов местного самоуправления в проведении жилищно-коммунальной, бюджетной, налоговой и социальной реформ.

     2. Финансово-экономическая основа местного самоуправления Медведевского муниципального района

     Одной из основных проблем местного самоуправления Медведевского района в настоящее время является несоответствие имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления финансовых ресурсов исполняемым ими полномочиям.

     Со вступлением в силу Налогового кодекса Российской Федерации доходы местных бюджетов от местных налогов составляют менее 3% всей доходной части. Бюджетный кодекс Российской Федерации, как показала практика, не гарантирует сбалансированности местных бюджетов за счет закрепления за ними на постоянной основе отчислений от федеральных и региональных налогов, а также регулирующих налогов. Это не только сохраняет тенденцию к росту муниципального долга, но и не создает заинтересованности органов местного самоуправления в укреплении и развитии доходной базы.

     В связи с этим необходимо коренным образом менять подход к финансовому обеспечению местного самоуправления Медведевского муниципального района.

     В составе доходов местного бюджета Медведевского муниципального района, направляемых на решение вопросов местного значения, целесообразно оставить поступления от местных налогов, отчисления от федеральных налогов и сборов, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, средства финансовой помощи бюджетов других уровней, доходы от приватизации, реализации и сдачи в аренду муниципального имущества (в полном объеме), доходы от приватизации государственной собственности (по нормативам), часть прибыли муниципальных предприятий и доходов муниципальных учреждений, штрафы и пени. Стоит предусмотреть возможность добровольного самообложения граждан в случаях реализации разовых мер или проектов с ограниченным сроком реализации. При этом необходимо отказаться от распространенной практики возложения на органы местного самоуправления значительного количества отдельных государственных полномочий и обязанностей по реализации государственной социальной политики, не обеспеченных финансовыми ресурсами, а финансирование их осуществлять посредством предоставления субвенций из федерального бюджета и бюджета Республики Марий Эл, включая в обязательном порядке в соответствующие законы нормативы предоставления субвенций.

     С целью повышения заинтересованности органов местного самоуправления Медведевского муниципального района в реализации инвестиционных программ и проектов по развитию общественной инфраструктуры местного значения в составе бюджета Республики Марий Эл целесообразно образовывать фонды муниципального развития, из которых будет осуществляться долевое софинансирование указанных программ и проектов.

     В целом следует отметить, что без  укрепления финансовой основы местного самоуправления Медведевского муниципального района, повышения финансовой самостоятельности муниципального района, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления района, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

     3. Вопросы местного  значения Медведевского муниципального района

     В соответствии с Конституцией Республики Марий Эл местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения с учетом исторических и местных традиций. Принципиально важно, каким образом установлен перечень вопросов местного значения в федеральном законодательстве.

     В действующей редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения определены в ст. 6. Правоприменительная практика выявила ряд значительных недостатков существующего определения вопросов местного значения.

     Во-первых, отдельные вопросы сформулированы недостаточно точно, что не позволяет установить полномочия органов местного самоуправления по их решению.

     Во-вторых, перечисленные вопросы неоднородны. Некоторые из них могут рассматриваться как предметы ведения (сферы деятельности), в пределах которых органы местного самоуправления обладают всеми необходимыми полномочиями (например, благоустройство территории); Другие являются, по сути, полномочиями органов местного самоуправления по вопросам, решаемым в определенной части всеми уровнями публичной власти (полномочия в сфере образования, здравоохранения), третьи - функциями (содержание мест захоронения).

     В-третьих, вопросы местного значения отнесены к ведению всех муниципальных образований без учета различий их возможностей по решению указанных вопросов.

     В связи с этим целесообразно, не меняя  в целом круг вопросов, решение которых отнесено к компетенции Медведевского муниципального района, конкретизировать функции органов местного самоуправления, в том числе с учетом возможности их финансового обеспечения, а также разграничить полномочия по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципального района.

     За  органами местного самоуправления Медведевского муниципального района возможно закрепить минимальный обязательный объем полномочий по решению хозяйственных вопросов межмуниципального характера (организация пассажирских перевозок между населенными пунктами; организация электро-, газоснабжения населенных пунктов через магистральные сети; утилизация бытовых и промышленных отходов), обеспечению противопожарной безопасности и охраны общественного порядка (создание и содержание соответствующих муниципальных служб), содержанию социальной инфраструктуры (учреждения дошкольного и общего образования, здравоохранения).

     Учитывая  специфику в социально-экономическом развитии, ресурсной и инфраструктурной обеспеченности муниципального района с целью оптимизации управленческих структур и экономии бюджетных средств, представляется целесообразным предоставить органам местного самоуправления Медведевского муниципального района заключать соглашения о взаимном делегировании на основании соглашений осуществления части своих полномочий с передачей соответствующих финансовых и материальных средств.

Информация о работе Местное самоуправление