Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция

Описание

Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент и маркетинг (2).doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

Методологические  основы менеджмента.

Инфраструктура  менеджмента

       Содержание  управленческой деятельности предполагает следующую совокупность элементов  менеджмента:

       Им=Цм+Пм+Фм+Мм+Оссм+Ау+Тм+Т*м+Им

       Им = инфраструктура менеджмента.

       Цм  – цели управления объектом;

       Пм  – принципы менеджмента – это  правила осуществления управленческой деятельности

       Фм  – функции управления – это  специализированные виды управленческих работ

       Мм- методы менеджмента – это способы  осуществления функций управления

       Осм – организационная структура системы менеджмента, представляющая собой совокупность трех элементов: 1 – исполнители функций;2 – функциональные обязанности исполнителей функций, т.е. персонала управления; 3 – взаимосвязи между этими исполнителями по поводу осуществления возложенных на них функциональных обязанностей;

       Ау- аппарат управления – это работники, реализующие функции управления;

       Тм  – техника менеджмента – это  технические средства, с помощью  которых выполняются управленческие работы;

       Т*м  – технология менеджмента – это  последовательность  выполнения управленческих работ с использованием определенных технических средств и методов;

       Им  – информация, используемая при  выполнении управленческих работ.

       Рассмотрим  каждый элемент.

       Цели  менеджмента.

       Цель  – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности.  Цели в менеджменте выполняют следующие функции:

  1. В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
  2. Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
  3. Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.

       Цели  отвечают определенным требованиям  и должны быть:

  1. Возможными с точки зрения их достижения в условиях существующей экономической системе в государстве и окружающей мире.
  2. Реальными, исходя из возможностей фирмы.
  3. Реализуемыми с позиции качества персонала фирм. показателях.
  4. Конкретными, т.е., как правило. выражаться в пвоказателях.
  5. Гибкими, т.е. способными изменяться под воздействием внешних и внутренних условий деятельности организации.
  6. Все цели организации должны гармонично сочетаться между собой, обеспечивать непротиворечивость действий персонала в процессе их осуществления.

           В менеджменте разрабатываются  общие цели организации и локальные,  т.е. цели производственных и  управленческих подразделений и функциональных подсистем. При этом локальные относятся к общим как часть к целому, или, другими словами, процесс достижения локальных целей ориентирован на реализацию общих. По признаку времени их подразделяют на стратегические, текущие и оперативные цели.

     Стратегические  цели носят долговременный характер, охватывают 4-5 летний срок деятельности организации, выражают качественные параметры деятельности фирм. В них отражается миссия или генеральная цель. Они формируются в процессе разработки стратегии предприятия. В практике крупных фирм стратегическим целям придается особое значение, так как они определяют их развитие на перспективу. Разработка и реализация этих целей получила название стратегического управления. Оно предполагает обоснование и составление деловой стратегии, которая представляет собой модель необходимых действий для достижения целей деятельности. Содержание стратегии фирмы ориентировано на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ и высокую рентабельность хозяйствования.

     Текущие цели вытекают из стратегических, они выражаются в количественных показателях деятельности на определенный период  (один  год).

     Оперативные или краткосрочные  цели вытекают из текущих и направлены на их осуществление, определяются на период (один месяц, декада, сутки).

     В современном менеджменте широкое  распространение имеет программно-целевая  деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов или целей. Ставится определенная цель, и для  ее реализации разрабатывается соответствующая  программа. Под программой понимают единый, цельный, завершенный комплекс обоснованных и логически последовательно увязанных между собой по результатам, исполнителям и срокам осуществления межфункциональных и межорганизационных мероприятий по достижению какой-либо приоритетной цели, реализуемой организационно-обособленными участниками. Программа представляет собой экономико-организационный документ, сочетающий в себе функции планирования действий и организацию их выполнения. Причем действия и сроки их осуществления увязаны таким образом. что конечная цель не может быть достигнута без любого из этих мероприятий, а главным объектом управления являются процессы координации взаимодействия соисполнителей программы. Главной идеей программно-целевого управления является предсказание будущего состояния организации в период реализации программы и последующего за ним повышение эффективности работы менеджеров и предприятия в целом. Этот вид управления целями осуществляется в четыре этапа:

  1. Выработка четких формулировок целей;
  2. выработка реалистических планов для их достижения, т.е. модели деятельности исполнителей программы;
  3. осуществление систематического контроля за выполнением намеченных в модели действий, измерение и оценка их результатов, т.е. степени реализации программы в каждый момент;
  4. постоянная корректировка мер или характера действий исполнителей (если выработанные оказались недостаточно эффективными).

    Организация осуществления программы строится следующим образом. Высший орган  управления организацией назначает  руководителя программы, который формирует штат сотрудников для оперативного управления ходом реализации мероприятий и координации деятельности соисполнителей программы; создаваемый при высшем руководстве системы коллегиальный орган (или используются существующие в организации формы и методы коллегиального управления) рассматривает цели программы, периодически анализирует состояние ее реализации, вносит соответствующие предложения и рекомендации по совершенствованию процесса управления программы и ее содержания. 

     Принципы  менеджмента  являются важнейшей категорией науки управления и представляют собой правила осуществления управленческой деятельности. Принципы управления выражают требования к жизнедеятельности систем управления в целом, к их целям, методам, структуре, персоналу, функциям. Принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода.

     Родоначальниками  научного управления в начале ХХ века сформулированы правила эффективной  управленческой деятельности, которые  в соответствии с классической системой управления до настоящего времени являются основополагающими. Анри Файоль создал доктрину административного управления, выделив 14 универсальных принципов управления. Так как менеджмент – это рациональный способ управления деловыми предприятиями, основными принципами его являются:

1. Ориентация на  потребителя. 

Менеджер  должен обладать искусством найти разумное сочетание, компромисс между интересами потребителя, которые требуют высокое  качество товаров, работ и услуг  при меньшей их цене и интересами фирмы, которые стремятся получить побольше прибыли. Проявляется в форме многообразных методов, ориентированных на надежное обслуживание, быстроту и удобства для потребителей.

2. Ориентация на  перспективу развития  бизнеса, расширение  сферы деятельности.

Суть: начав  дело, не следует останавливаться, а  постоянно расширять производство, рынки сбыта, улучшать качество и  функциональные свойства продукции. Остановиться, замедлить темп роста фирмы - это  значит уступить дорогу свои конкурентам, превратиться в аутсайдеров. (Аутсайдер - компания, которая  занимает на рынке данного товара одно из замыкающих мест по основным показателям (доля рынка, и др.)).

3. Обостренное чувство  ответственности  за дела фирмы.

Суть: для  каждого работника интересы фирмы - главнейшие, первостепенной  важности, приоритетные.

4. Холистический подход  к интересам персонала  фирмы. 

Суть: Руководство  рассматривает интересы работников в качестве самых приоритетных, создает  реальные благоприятные условия  для работы, отдыха, жизнедеятельности персонала. Реализуется через экономические, социальные, психологические методы, параметры и характер которых зависит от условий работы фирм, масштабов, сфер деятельности, результативности.

5. Ориентация на  конечные  результаты  деятельности.

 Суть: Так как главная цель менеджмента - получение прибыли за счет удовлетворения интересов потребителей, вся деятельность фирмы должна быть подчинена  достижению высокой прибыльности. Поэтому фирмы должны моделировать свою деятельность (составлять бизнес-планы, в которых программируется текущая работа), вырабатывать деловую стратегию, меры по реализации модели.

6. Стремление к нововведениям.

Суть: Чтобы  обеспечить долговременный коммерческий успех, быть лидером в производстве продукции по ее качеству, надежности ,удобстве для потребителей, доступной цене, адекватной этим свойствам, надо постоянно думать и осуществлять программы модернизации производства и продукции. Для этого в составе фирм должен быть научный потенциал (отдел), который в тесном сотрудничестве с производственным отделом реализовал бы научно-производственные программы нововведений.

7. Ориентация на  лидеров. 

Суть: фирмы  должны ориентироваться на лидеров  в родственной сфере бизнеса. Догнав лидеров, превзойти их. Став лидером, сохранять свои позиции, не давать обойти себя другим. Достигается путем постоянного совершенствования свойств, качества продукции , работ, услуг.

8. Энтузиазм персонала. 

Суть : персонал - основное богатство фирмы. Поэтому главная задача фирмы - пробуждать творчество и энтузиазм работников в процессе выполнения ими производственных и управленческих функций, модернизации техники, технологий, свойств самой продукции. В Японии  это проявляется в деятельности “кружков качества”.

9. Развитие всего  лучшего, что есть  в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно.

Суть: создавать  соответствующих условий для  возможности работать  таким образом, материально стимулировать адекватно  оценки вклада каждого в общее  дело,  организовать  производственный процесс для качественного выполнения дела, создавать морально-психологическую среду в коллективах.

10. Ориентация на  ясное и четкое  видение интересов  индивидуального  потребителя (помогает  маркетинг).

Суть:  При производстве продукции учитывать  интересы, вкусы, традиции, материальное положение, национальные, демографические, возрастные и т.д. особенности людей. Цель - иметь наибольшее число потребителей,  не допускать перепроизводство товаров, создавать всеобщее благополучие.

11. Доступные цены.

Суть: Чтобы не потерять своих потребителей, клиентов, и обеспечить необходимую прибыль, следует глубоко изучать  коммерческую информацию, осторожно устанавливать цену, искать новые способы снижения издержек производства.

12. Опора на общечеловеческие  ценности.

Суть: Честное  ведение бизнеса, соблюдение интересов  партнеров, выполнение условий договора, обязательности и ответственности  перед партнерами, соответствие качества продукции, работ и услуг высокому уровню и наиболее полному удовлетворению потребностей общества.

13. Постоянный поиск  того, в чем можно  добиться успеха.

Суть:  Качество менеджеров, персонала определяет успех в бизнесе. Качество - это  профессиональные знания, опыт, умение делать конкретное дело. Если нет таких  качеств, ими необходимо овладевать на рабочих местах.

14. Использовать конкуренцию,  монополия – враг  производительности.

 Суть: по своей объективной природе  монополия в любой деятельности  ведет к замедлению процессов  обновления, угасанию стимулов к  совершенствованию. Именно конкуренция  в бизнесе способствует активизации действия этих стимулов, устремлений делать лучше и больше других. Поэтому конкуренция является необходимым условием реального роста  фирм.

Информация о работе Методологические основы менеджмента