Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция
Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.
Методологические основы менеджмента.
Содержание управленческой деятельности предполагает следующую совокупность элементов менеджмента:
Им=Цм+Пм+Фм+Мм+Оссм+Ау+
Им = инфраструктура менеджмента.
Цм – цели управления объектом;
Пм
– принципы менеджмента – это
правила осуществления
Фм – функции управления – это специализированные виды управленческих работ
Мм-
методы менеджмента – это способы
осуществления функций
Осм – организационная структура системы менеджмента, представляющая собой совокупность трех элементов: 1 – исполнители функций;2 – функциональные обязанности исполнителей функций, т.е. персонала управления; 3 – взаимосвязи между этими исполнителями по поводу осуществления возложенных на них функциональных обязанностей;
Ау-
аппарат управления – это работники,
реализующие функции
Тм
– техника менеджмента – это
технические средства, с помощью
которых выполняются
Т*м – технология менеджмента – это последовательность выполнения управленческих работ с использованием определенных технических средств и методов;
Им – информация, используемая при выполнении управленческих работ.
Рассмотрим каждый элемент.
Цели менеджмента.
Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
Цели отвечают определенным требованиям и должны быть:
В менеджменте разрабатываются
общие цели организации и
Стратегические цели носят долговременный характер, охватывают 4-5 летний срок деятельности организации, выражают качественные параметры деятельности фирм. В них отражается миссия или генеральная цель. Они формируются в процессе разработки стратегии предприятия. В практике крупных фирм стратегическим целям придается особое значение, так как они определяют их развитие на перспективу. Разработка и реализация этих целей получила название стратегического управления. Оно предполагает обоснование и составление деловой стратегии, которая представляет собой модель необходимых действий для достижения целей деятельности. Содержание стратегии фирмы ориентировано на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ и высокую рентабельность хозяйствования.
Текущие цели вытекают из стратегических, они выражаются в количественных показателях деятельности на определенный период (один год).
Оперативные или краткосрочные цели вытекают из текущих и направлены на их осуществление, определяются на период (один месяц, декада, сутки).
В
современном менеджменте
Организация
осуществления программы
Принципы менеджмента являются важнейшей категорией науки управления и представляют собой правила осуществления управленческой деятельности. Принципы управления выражают требования к жизнедеятельности систем управления в целом, к их целям, методам, структуре, персоналу, функциям. Принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода.
Родоначальниками научного управления в начале ХХ века сформулированы правила эффективной управленческой деятельности, которые в соответствии с классической системой управления до настоящего времени являются основополагающими. Анри Файоль создал доктрину административного управления, выделив 14 универсальных принципов управления. Так как менеджмент – это рациональный способ управления деловыми предприятиями, основными принципами его являются:
1. Ориентация на потребителя.
Менеджер должен обладать искусством найти разумное сочетание, компромисс между интересами потребителя, которые требуют высокое качество товаров, работ и услуг при меньшей их цене и интересами фирмы, которые стремятся получить побольше прибыли. Проявляется в форме многообразных методов, ориентированных на надежное обслуживание, быстроту и удобства для потребителей.
2. Ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности.
Суть: начав
дело, не следует останавливаться, а
постоянно расширять
3. Обостренное чувство ответственности за дела фирмы.
Суть: для каждого работника интересы фирмы - главнейшие, первостепенной важности, приоритетные.
4. Холистический подход к интересам персонала фирмы.
Суть: Руководство рассматривает интересы работников в качестве самых приоритетных, создает реальные благоприятные условия для работы, отдыха, жизнедеятельности персонала. Реализуется через экономические, социальные, психологические методы, параметры и характер которых зависит от условий работы фирм, масштабов, сфер деятельности, результативности.
5. Ориентация на конечные результаты деятельности.
Суть: Так как главная цель менеджмента - получение прибыли за счет удовлетворения интересов потребителей, вся деятельность фирмы должна быть подчинена достижению высокой прибыльности. Поэтому фирмы должны моделировать свою деятельность (составлять бизнес-планы, в которых программируется текущая работа), вырабатывать деловую стратегию, меры по реализации модели.
6. Стремление к нововведениям.
Суть: Чтобы обеспечить долговременный коммерческий успех, быть лидером в производстве продукции по ее качеству, надежности ,удобстве для потребителей, доступной цене, адекватной этим свойствам, надо постоянно думать и осуществлять программы модернизации производства и продукции. Для этого в составе фирм должен быть научный потенциал (отдел), который в тесном сотрудничестве с производственным отделом реализовал бы научно-производственные программы нововведений.
7. Ориентация на лидеров.
Суть: фирмы должны ориентироваться на лидеров в родственной сфере бизнеса. Догнав лидеров, превзойти их. Став лидером, сохранять свои позиции, не давать обойти себя другим. Достигается путем постоянного совершенствования свойств, качества продукции , работ, услуг.
8. Энтузиазм персонала.
Суть : персонал - основное богатство фирмы. Поэтому главная задача фирмы - пробуждать творчество и энтузиазм работников в процессе выполнения ими производственных и управленческих функций, модернизации техники, технологий, свойств самой продукции. В Японии это проявляется в деятельности “кружков качества”.
9. Развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно.
Суть: создавать
соответствующих условий для
возможности работать таким образом,
материально стимулировать
10. Ориентация на ясное и четкое видение интересов индивидуального потребителя (помогает маркетинг).
Суть: При производстве продукции учитывать интересы, вкусы, традиции, материальное положение, национальные, демографические, возрастные и т.д. особенности людей. Цель - иметь наибольшее число потребителей, не допускать перепроизводство товаров, создавать всеобщее благополучие.
11. Доступные цены.
Суть: Чтобы не потерять своих потребителей, клиентов, и обеспечить необходимую прибыль, следует глубоко изучать коммерческую информацию, осторожно устанавливать цену, искать новые способы снижения издержек производства.
12. Опора на общечеловеческие ценности.
Суть: Честное ведение бизнеса, соблюдение интересов партнеров, выполнение условий договора, обязательности и ответственности перед партнерами, соответствие качества продукции, работ и услуг высокому уровню и наиболее полному удовлетворению потребностей общества.
13. Постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха.
Суть: Качество менеджеров, персонала определяет успех в бизнесе. Качество - это профессиональные знания, опыт, умение делать конкретное дело. Если нет таких качеств, ими необходимо овладевать на рабочих местах.
14. Использовать конкуренцию, монополия – враг производительности.
Суть:
по своей объективной природе
монополия в любой