Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция
Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.
Моделирование бывает физическое, аналоговое и математическое.
Физические модели - пространственные планировки предприятий, их цехов и служб, используемые для размещения оборудования, материалов и рабочих мест сотрудников. Аналоговые модели иллюстрируют поведение или структуру моделируемого объекта, например, в виде графика, гистограммы или структурной схемы. Математические модели используются для оценки ситуации и прогнозирования при выборе целей, для генерирования множества возможных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Например, метод математического программирования, статистические методы, модели управления запасами, экономический анализ и др.
Так как процесс принятия решений непрост, выработан научный подход к рассмотрению принятию управленческого решения. В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, которые определяются характером и спецификой деятельности организации, ее структурой, внутренней культурой и т.д.. Тем не менее существует общая технология процесса принятия решений, которая используется в любой организации.
Стандартный, нормативный процесс выработки управленческих решений представляет общую последовательность семи этапов выработки решения.
1.
Определение проблемной
Выявляется проблема (ситуация) (например, низкая прибыль, очень большие издержки производства, конфликты, текучесть кадров и др.). Проблема формулируется в общем виде. Дается ответ на вопросы: что имеем? чего необходимо достичь? В чем трудности перехода от наличного к желаемому?
2. Анализ содержания проблемной ситуации. Анализ включает:
а) информационный анализ ситуации. Источниками информации могут быть планово-отчетная документация о ходе выполнения отдельных заданий или проектов, специальное информационное обеспечение на базе маркетинговых исследований, аналитических обзоров конкурентов и пр.
б) определение ограничений или факторов, которые порождают проблему. Факторы могут быть внешние и внутренние. Внешние факторы: система налогов, таможенная и кредитная политика и др. Внешние факторы разнообразны и неуправляемы со стороны менеджеров, поэтому их надо учесть и предвидеть возможные изменения в их взаимовлиянии. Например, инфляционные процессы в экономике приведут к снижению покупательской способности и спроса на продукцию, производимую предприятием. Повышение цен на продукцию поставщиков приведет к увеличению затрат на производство продукции и вызовет рост цен на нее, что повлияет на отток потребителей. Потребители при инфляции меняют состав и структуру потребления, что может оказать воздействие на спрос. Научно-технический прогресс вносит существенные изменения в используемые технологии, что ведет к изменению состав и структуры персонала, меняет конкурентоспособность продукции.
Внутренние факторы: принятая структура влияет на цель организации, принятая стратегия неправильна, недостаток финансовых средств и ресурсов, низкий уровень квалификации рабочих, отсутствие необходимой техники и прогрессивных технологий.
На этом этапе формулируются требования к решению - его критерии, которые затем будут положены в основу выбора одного из нескольких альтернативных вариантов. Часто такими критериями являются параметры экономической эффективности. Например, экономичность, надежность, дизайн, сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов и прибыли, минимизация издержек и др.
3.
Формулировка альтернатив (
4.
Оценка альтернатив (вариантов)
5.
Выбор альтернативы по
6.
Реализация принятого решения.
Вырабатывается состав действий,
определяется
7. Контроль исполнения, оценка эффективности и коррекция решения.
Важность
этого этапа: управление как процесс
может быть эффективным если есть
обратная связь о результат решения.
Тогда появляется возможность накопления
управленческого опыта реализации решений,
так как любой опыт учит, особенно опыт
неудачных решений. Кроме того, при условии
контроля за решениями и получении информации
об их результатах возможна коррекция
принятых или (и) принятие новых решений,
если прежние оказались неверными. Оценка
и коррекция - это сравнение полученных
результатов с теми, которые были сформулированы
в качестве ожидаемых на первом этапе
(этапе оценки исходной проблемной ситуации).Общая
структура нормативного
процесса разработки
управленческого решения
приобретает вид «замкнутого
контура», который называют
«решенческое кольцо»:
Диагностика проблемы
(определение проблемной
контроль
и коррекция
реализация
принятого решения
Оценка альтернатив по критериям
Природа и состав функций менеджмента
Общие функции управления.
Конкретные
функции управления.
Главный
закон эффективности
Функция от лат functio - это обязанность, работа, деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Анри Файоль (французский исследователь, отец современного менеджмента), выдвинул идею о существовании некоторых основных и универсальных функций управления (планирование, контроль, мотивирование и т.д.).
Один из подходов, характеризующий современное состояние теории управления, процессный подход, рассматривает функции управления как органические взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления.
Управление - это система специализированных видов управленческой деятельности - функций управления.
Функции управления разделяют на два типа по разным признакам:
1.
По признаку временной
2.
По специфике, характеру
Общие
функции управления выполняют руководители
всех уровней. Общие функции управления
- это временная
2.
планирование - выработка направлений,
путей, сред и мероприятий по
реализации целей.
5. регулирование
- выполнение текущих
Конкретные функции управления. Всю управленческую деятельность разделяют на то или иное число самостоятельных конкретных функций..Конкретные функции управления (определенная сфера управленческой деятельности) присущи определенным объектам управления (подразделениям), т.е. каждый орган аппарата управления осуществляет конкретную функцию управления. Объем таких функций, содержание и число зависят от величины объекта управления, вида его деятельности и отраслевой принадлежности. Для предприятий промышленности характерные следующие конкретные функции
1.
Перспективное и текущее
2.
оперативное управление
3.
управление вспомогательным
4.
управление материально-
5. управление сбытом продукции;
6. управление маркетингом;
7.
управление технической
8.
Управление стандартизацией
9.
Управление технологическими
10.
Управление качеством
11.
управление гарантийным
12.
управление
13. управление трудом и
14.
управление капитальным
15.управление персоналом
16. управление финансами
17. управление учетом и отчетностью
18. управление делопроизводством
и др.
Общие и конкретные функции взаимосвязаны
|