Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция
Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.
Групповое мышление – это мышление отличное от индивидуального и присущее только конкретной группе с её конкретной численностью, статусом и ролями. Статус членов группы определяется их властными полномочиями.
Зачастую требуется создание специальных комитетов. Комитеты могут быть целевыми и постоянными.
Целевой комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для выполнения какого-либо задания с определённой целью. Группа организуется временно для достижения определённой цели. Например: реорганизация организации, контроль за использованием средств и ресурсов, поиск резервов, повышение качества, инновационные процессы и т.д.
Постоянный комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для выполнения какой-либо постоянной функции. Например: контроль за снижением себестоимости, контроль за качеством продукции, длительные инновационные процессы, объём продаж и т.д.
Руководство и лидерство. Наличие двух типов организации групп – формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими – механизмов формального и неформального управления. Это – и причина двух типов лидерства – формального и неформального. В русском языке для обозначения неформального лидерства чаще употребляется просто понятие лидерства, а для обозначения формального лидерства – понятие руководства. Лидерство есть преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных челнов группы. Руководство же – социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный общество правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Лидер обладает влиянием – способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние реализуется через авторитет. Руководитель обладает властью, статусом. Это – уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние.
Типы власти. Власть обуславливается возможностью человека влиять на поведение других. Власть можно осуществлять:
Власть принуждения (негативная власть, или власть страха). Руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей. Они, в свою очередь, это сознают и вынуждены подчиняться. Основной недостаток – она требует разветвленной и громоздкой системы контроля. Принуждение производит нежелательные эффекты – скованность, страх. месть, отчуждение, что может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров.
Власть
вознаграждения. Руководитель может
оказывать положительное
Экспертная власть. Исполнители считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности, способной реализовать цели организации и значит – их собственные. Ему поэтому надо не только доверять, но и подчиняться, поскольку это будет залогом достижения их личных целей и потребностей. Такая власть наиболее значима в децентрализованных системах управления. Недостаток – она доступна далеко не всем руководителям. Ее приходится компенсировать другими типами власти.
Харизматическая власть построена на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Харизматическое влияние – это личностное, а не должностное влияние. Типичные качества харизматической личности: внушительная внешность: эта личность – носитель каких-либо броских, необычных, часто действующих на подсознательном уровне качеств; независимость характера, хорошие риторические способности (как ораторские. так и «умение говорить с народом на языке народа»); восприятие восхищения своей личностью; они испытывают комфорт только тогда, когда другие по достоинству оценивают их, и требует такого к себе отношения; достойная и уверенная манера держаться. Если подчиненные видят в лидере идеальные, в их понимании, черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно.
Законная, или традиционная, власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Исполнители реализуют указания руководителя потому, что традиция учи: подчинение ведет к удовлетворению потребностей.
Власть
информации. Руководитель не только регулирует
доступ информации к своим подчиненным,
но обычно обладает значительно большей,
чем они, информацией. Руководитель,
располагающей большей
Важным профессиональным качеством руководителя является «дозировка» рассмотренных форм власти в зависимости от ситуации, от того, в отношении кого они используются. Это качество является основой для формирования авторитета руководителя.
Два типа лидера - инструментальный и эмоциональный.
Инструментальный (деловой) лидер наделен личными способностями (организатор, инициатор, эрудит). Деловой лидер занимает доминирующее положение в трудовом коллективе, лучше других представляет себе суть дела и имеет опыт в решении основных задач, стоящих перед группой. Он выбирается для делового общения (для дела, для души).
Эмоциональный лидер обладает особыми, притягательными личностными качествами, способствующих установлению комфортных межличностных отношений в группе. Он выбирается для эмоционально-чувственного общения.
Один из вопросов управления - может ли руководитель быть лидером? Формальное и неформальное лидерства могут вступать в сложные отношения - сочетаться (в руководителе – лидер), резко расходиться или взаимодействовать.
Однако в практике управления возможны два варианта - либо совпадать в одном лице, либо нет. Какой вариант лучше для управления?
Оптимальный вариант - соединение руководства и лидерства в одном лице, но тогда, когда позиция формального руководителя совпадет с позицией делового (инструментального) лидера.
Если роль руководителя совпадает с ролью эмоционального лидера, это не ведет к высокой эффективности управления и может быть даже негативным фактором. Эмоциональный лидер должен принадлежать к самой группе, а руководитель как инструментальный лидер должен поддерживать с ним хороший и тесный контакт. Это равнозначно общему контакту руководителя со всей группой.
Каждая неформальная группа имеет своего неформального лидера. Один руководитель не может занимать по отношению к различным группам и их лидерам тождественные позиции. Поэтому возникает задача согласования внутри формальной организации различных ее неформальных структур. Она решается следованием общему правилу: «Поскольку неформальные группировки - это объективная реальность, то сними надо не бороться (вплоть до их запрещения и разгона), а использовать их в целях формальной организации. Как только лидеры неформальных групп определены и завоевано их расположение организация и управление становятся значительно проще».
Так как формальная организация - структура неформальных групп, она должна быть построена оптимальным образом. Чтобы достичь этого, на ведущие должности (для каждой из групп, входящих в организацию) выдвигаются те люди, которые уже выдвинулись на позиции лидера («подбор снизу, а не назначение сверху). Через такой подход достигается включение неформальной группы в формальную организацию, налаживание отношений руководителя с ней.
Правило руководства: «Опереться можно лишь на того, кто оказывает сопротивление».
Назначение удобных («не сопротивляющихся») руководителей в те или иные уже сложившиеся группы дает сиюминутную выгоду, но негативно в долгосрочной перспективе. Поэтому справедливо положение, согласно которому «управлять - значит определять и использовать неформальных лидеров».
Концепции лидерства и стили руководства. Категория власти и существование ее основных форм лежит в основе ряда важных зазкономерностей теории менеджмента и эти закономерности связаны с решением следующих вопросов.
Как может и должен распоряжаться предоставленной ему властью руководитель? Как он реализует предоставленные ему статусом и полномочиями права и как он должен это делать, чтобы добиться максимальной эффективности управления? Кто, почему и в силу каких личных качеств становится руководителем, лидером?
Существуют четыре группы
Это: Теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, теория адаптивного руководства.
Теория черт (теория великих людей, харизматическая теория)
Суть: лидером может быть человек, который обладает определенным набором личностных качеств: инициативность, интеллект, воля, решительность, активность, энергичность, уверенность, дружелюбие, ответственность, надежность, социабельность, бдительность, красноречие и др.
Конечно, эти качества способствуют выдвижению человека в позицию лидера, руководителя. Они необходимы, но не являются достаточными для этого: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств».
Кроме того, в разных ситуациях управленческой и типах (видах) управленческой деятельности требуются различные способности и качества. Поэтому лидерство - продукт взаимодействия личностных и ситуационных факторов.
Поведенческий подход.
Суть: эффективность управленческой деятельности определяется не столько личностными качествами руководителя (хотя они значимы), сколько его манерой, стилем поведения по отношению к подчиненным.
Поведенческий
подход устанавливает стили
Т.е. на манеру поведения руководителя, на стиль руководства влияют степень делегирования своих полномочий и типы власти, которые он использует.
Исходя из этого выделяют два крайних типа руководства- авторитарный и либеральный, и один основной - демократичный стиль, который может проявляться в различных вариантах.
Выбирая тот или иной стиль, руководитель выражает свое отношение к подчиненным.
Авторитарный тип руководства - руководитель стремится концентрировать власть в своих руках, рассматривает всех иных как только подчиненных, исполнителей, не проявляет о них должной заботы, берет на себя всю полноту ответственности за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе.
Авторитарное руководство приводит к выполнению большего объема работ, чем демократическое. Однако уменьшается мотивация, снижается качество работы, оригинальность исполнения, новизна, присутствие элементов творчества. Возникает напряженность и агрессивные формы поведения как между руководителем и исполнителями, так и между исполнителями.
Авторитарный стиль
Для авторитарного руководителя характерно отношение на основе «теории Х».
Другой крайний тип, противоположный авторитарному - либеральный стиль (попустительский).
Либеральный руководитель склонен в максимальной степени делегировать другим ответственность; учитывать их мнения при принятии решений, часто идти у них на поводу; предоставлять свободу исполнителям, граничащую с невниманием и попустительством; старается минимально вмешиваться в естественный ход событий.
При
либеральном руководстве