Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция

Описание

Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент и маркетинг (2).doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

15. Развивать  связи с внешним окружением..

Суть: Одна из основных задач менеджмента – расширять масштабы дела. Этому как раз и служит задача всемерного развития связей с другими фирмами, организациями, предпринимателями как потенциальными партнерами, носителями информации и новых идей.

     Функции менеджмента

     Управленческая  работа сложна, многообразна, трудоемка. Чтобы ее осуществить профессионально и эффективно, необходима соответствующая организация этой работы, опирающаяся на объективные законы. Одним из главных законов эффективности человеческой деятельности является необходимость разделения и специализации труда. Именно это положение определяет причину появления в теории и практике управления такой категории как «функция». Функция выступает как часть содержания управленческой деятельности, на которые она расчленяется по двум основным признакам. Первый из них – это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности. Второй признак отражает специфику объекта управления. т.е. его характер, отраслевую принадлежность. Таким образом, функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности.

     Методы  менеджмента

       Эффективность функционирования объекта управления зависит от степени совершенства управляющей подсистемы, которая  применяет методы управления.

           Методы -  это практические, конкретные способы воздействия  на объекты управления.

       При выработке и формировании методов  применяют принципы :

       1. Активизация деятельности  персонала.. Это означает, что любой метод управления должен способствовать проявлению энтузиазма, творчества и повышения заинтересованности работников в общих результатах работы, и созданию наиболее благоприятных условий их деятельности.

       2. Результативность. Методы - это средство достижения целей управления. Они должны обеспечить высокую эффективность деятельности. Если она низкая, надо изменить данный метод, или их совокупность или порядок (механизм) их использования.

       Применение  методов позволяет менеджерам воздействовать на управляемые объекты и преобразовать  их из исходного состояния в желаемое. Так как управленческая деятельность представляет собой с одной стороны, процесс реализации функций менеджмента, а с другой - процесс воздействия на персонал фирмы с целью активизации его работы, выделяют следующие методы:

       а) методы реализации управленческих функций. Они соответствуют конкретным функциональным подсистемам. Например, анализ экономического состояния фирмы применяет методы сравнения показателей, средних величин, группировок, корреляции, экономико-математическое моделирование и др.

       б) методы воздействия на деятельность персонала (работников): Это методы: экономические, организационные, социальные и психологические.

Комплексное их использование есть условие эффективности  применения методов менеджмента.

            Приоритет в менеджмент имеют вторые методы, так как главная задача менеджера - обеспечить высокопродуктивную деятельность каждого работника, независимо от его должности и рода выполняемой работы.

       Так как методы управления направлены на интересы работников, а интересы управляют поступками и поведением людей, эффективность методов управления зависит от того, насколько они улавливают интересы людей и в какой мере их удовлетворяют. Обычно люди удовлетворяют экономические (имущественные), организационные, социальные и психологические интересы, в связи с этим методы разделяют на виды: экономические, организационные, социальные и психологические. 

Рассмотрим  эти методы.

       Экономические методы - это способы воздействия на имущественные интересы людей. Они влияют на поведение, активизируют труд, повышают деловую активность фирмы. В их основе объективные экономические законы, законы рыночной экономики, принципы вознаграждения за труд, имеющие определенные особенности в каждой фирме. К таким методам относятся: цена товаров ,работ и услуг, прибыль, различные формы оплаты труда, премии, скидки с цены товаров, и другие.

Особенность - обязательное сочетание имущественных  стимулов с санкциями за невыполнение договорных обязательств, как между  равноправными хозяйствующими субъектами, так и между предприятием и  их персоналом.

            Организационные  методы – это способы воздействия на организационные интересы людей. Они формируют работоспособную систему управления, имеющую возможность противостоять внешней и внутренней среде и сохранять саму себя,  и обеспечить развитие организации.

      В их основе объективные законы эффективной  организации человеческой деятельности, естественные потребности протекания жизнедеятельности в упорядоченной  определенным образом среде.

Они делятся  на три группы:

Табл.

     Организационные методы

Виды  методов Функциональное  назначение и форма реализации методов
Оганизационно-стабилизирующие 
 
 
 
 
    Установление  долговременных  организационных  отношений  и связей путем разработки структуры  и штатов предприятия, утверждение их в установленном порядке с целью придания им юридической силы;

     составление положений о службах и исполнителях функций;

    организация рабочего места;

    разработка  концепции управления фирмой - свод основных правил деятельности  персонала, менеджеров,  невыполнение которых влечет немедленное прекращение  трудовых отношений между фирмой и наемными работниками. (Правовой основой такого исхода является факт подписания поступающим на работу в фирму контракта, в котором он обязуется неукоснительно соблюдать концепцию управления фирмой).

организационо-распорядительные  
 
Направлены  на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации-системы, выработку и осуществление реакции  на внешние и внутренние изменения  ситуации.

Форма воздействия документальная - приказы, распоряжения,

устная  форма (указания, установки).

организационно-дисциплинарные     Предназначены для недопущения  в будущей  деятельности отклонений от установленного режима работы организации.

     Замечания, выговор, понижение в должности, увольнение, оформляются в виде приказов, распоряжений, в документальной или устной формах.

    Призваны  исключать несоблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплины, режима трудового распорядка и других нарушений.

    Важно не только определить меру вины и наказание  работников, но и выявить глубинные  причины сложившейся ситуации, выработать действенные и реальные способы  неповторения нарушений в дальнейшей работе.

     Социальные  методы основаны на социологии

     Социальные  методы - способы воздействия на  социальные интересы персонала организаций в целях активизации  деятельности. Задача менеджера - выявить общность интересов персонала и выработать действенные способы их удовлетворения.

     Существует  комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это: социальные исследования, планирование и регулирование.

Табл.

Социальные  методы

Виды  методов Назначение  и форма реализации
                                Социальные 

                                исследования

 
  метод изучения интересов персонала для выявления конкретных потребностей работников в определенных социальных благах (жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.).

     Результат - разработка программы удовлетворения этих потребностей.

  Инструменты - анкетирование, интервьюирование, применение специальных тестов, хронометраж, наблюдения, опросы и т.д.

Социальное  планирование  Метод планового  решения социальных проблем коллективов  по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Разрабатывается внутрифирменный план удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы на один и(или ) 4-5 лет.
             Социальное  регулирование 1. Процесс реализации  планов и программ удовлетворения  социальных потребностей персонала  с целью сближения персонала и менеджеров,  единения персонала, развития корпоративного духа, т.е. такого состояния ,когда и руководители и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

2.Способы повышения  социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн);

3. Методы социальной  преемственности - процедуры принятия  новых работников в состав  фирмы, проведение дней фирмы  в честь знаменательных дат  и событий,

организация конкурсов  профессионального мастерства, процедуры  проводов работников с большим стаже  работы в фирме на заслуженный  отдых и др.,

4. Методы социального  нормирования - установление правил  этикета, традиций, внутреннего распорядка  работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к несоблюдающим концепцию управления фирмой.

 
 

Психологические методы. В основе - психология, которая изучает психические свойства личности . Психические процессы - память, ощущения, восприятие, внимание, воображение, мышление, эмоции. Характер протекания этих процессов определяет личность.

Психические методы - это способы регулирования  взаимоотношений между людьми с  целью формирования благоприятного психологического климата. Менеджер должен уметь формировать такие условия  деятельности людей, при которых личность работника максимально раскрывается и в своей деятельности активно использует творческий потенциал и энергию для блага всей фирмы.

Назначение  методов: удовлетворить психологические  интересы личности, которые проявляются в потребностях творческого характера трудовой деятельности, в потребностях  иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами,  и т.д.

Табл.

Психологические методы

      Виды  методов форма реализации
методы  психологического побуждения  комплектование  малых групп исходя из целей  совместной деятельности и выбора  психологических параметров свойств  работников. Такие группы которые  призваны обеспечить оптимальную численность людей и их психологическую совместимость.
Методы  гуманизации труда Люди имеют  потребность работать в нормальных среде.

Гуманизация труда - это  придание среде, в которой  протекает трудовая деятельность, нормальных условий, свойств, например: цветовая окраска помещений, музыкальное сопровождение при однообразной работе, устранение монотонности рабочих процессов, повышение уровня их творческого содержания для более полного  удовлетворения профессиональных интересов.

Методы  установления и поддержания нормальных взаимоотношений между людьми в процессе управления Руководитель  в системе “руководитель-подчиненный” должен создать условия, в которых  можно общаться непринужденно, откровенно, полностью раскрывать интеллектуальный потенциал, проявлять энергию и творческий подход к выполнению функциональных обязанностей
Методы  профессионального отбора и соответствующего обучения Формируются в  зависимости от индивидуальных способностей работников и от их эффективного применения в фирме.

Информация о работе Методологические основы менеджмента